«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
  • Главная
  • Новости
  • Деятельность Старообрядческой Поморской общины г. Нарьян-Мара

Деятельность Старообрядческой Поморской общины г. Нарьян-Мара

Деятельность Старообрядческой Поморской общины г. Нарьян-Мара

1.076K
5

Деятельность Старообрядческой Поморской общины г. Нарьян-Мара в сохранении российских древлеправославных культурных традиций

о. Петр Ляпунов
о. Петр Ляпунов

Русский народ, россияне,  начиная с 988 года со времени крещения Руси, имея в духовной основе своей – Единого Бога, едино крещенье, пребывали в лоне истинной, апостольской, соборной Православной Церкви. Вера эта просияла и была отмечена  делами, благочестием, духовностью великих: Сергея Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и других святых Древней Руси.

В 1666 году исконная вера Руси была неоправданно поругана, осквернена реформой,  новоучениями  патриарха Никона. Навязанные нововведения  привели к православному расколу, беде на земле русской, к многочисленным повсеместным казням, вековым гонениям истинных исповедников старой веры. Все это в дальнейшем привело к массовому исходу ревнителей старой веры в места недоступные  для их гонителей на окрайны страны и за рубеж.

Быть может, возможно, благодаря тому же своевременному  исходу старообрядцев, а главное бережному, строгому отношению их к истинной вере, удалось сохранить и донести им до сего дня уникальные церковные правила, культурные традиции и обряды, древней Руси. Незыблемой остается и сама, пронесенная через века,  древлеправославная вера. Русское старообрядчество пережило немало фаз развития, порой заметного спада движения, расколов на множество толков. Объединяло всегда одно – любовь к прошлому русской церкви, древнему обряду. Несмотря на гонения, зачастую неприятие официальной Церковью, государственными чиновниками и некоторыми мирянами, старообрядчество сыграло большую роль в духовном и общественном развитии российского народа.

В наши дни многие уже хорошо себе представляют, что русская православная Церковь имеет две составные части духовного наследия. С одной стороны —  новообрядческая, никоновская линия, а с другой старообрядческая — наследие дониконовской Руси. В своих высказываниях владыка Кирилл тоже признает старообрячество. С полным правом на существование он относит его ко второй половиной русского православия. Считает, что постепенное возвращение старого обряда, полнокровное восстановление единоверия может стать важнейшим судьбоносным, историческим выбором русской Церкви по возвращению к нашим основам, к вере отцов, к сокровищам церковной православной культуры.

Наша Древлеправославная Поморская Церковь – носитель истинной веры, основанной самим Господом Исусом Христом, проповеданной в учениях святых апостолов и отцов Церкви, утвержденной в Киевской Руси при князе Владимире. Вера пережила гонения и страдания наших приснопамятных предков, которые бежав на Север Руси сумели сохранить для потомком величие традиций древлеправославия.

Писатель-историк  В.Бондаренко отмечает: «Идеи древнерусской единой культуры всегда оставались центральными во всем искусстве Русского Севера. Север сберег для всей России золотые слитки народного самосознания, народной памяти. Храня верность отеческим традициям, старообрядцы сохранили и развили традиционную православную культуру: каноническую иконопись, крюковое унисонное пение, старинную духовную литературу и постный интерес к ней, медное литье и многое другое».

Север России всегда был и остается одним из оплотов старой веры. 19 декабря 2013 года в господний праздник светителя Христов Николая Чудотворца местная религиозная организация «Старообрядческая Поморская община г. Нарьян-Мара» Древлеправославной Поморской Церкви отметила пятнадцатилетие. Официальная регистрация общины состоялась  в Ненецком автономном округе 14 октября 1999 года. За эти годы общине удалось выстроить в Нарьян-Маре церковный комплекс в стиле северного деревянного зодчества с Храмом Казанской богородицы и светителя Николы Чудотворца, часовней имени протопопа Аввакума, печорскую обитель – гостевой дом для паломников и духовных братьев и сестер желающих посетить наш регион, чтобы приобщиться к сокровищнице древней культуры и бытия народа Крайнего Севера. Двери обители открыты и для наших единоверцев, кто не сможет в дальнейшем, в силу жизненных обстоятельств, обихаживать себя самостоятельно.  К часовне комплекса заканчивается пристройка дома, привезенного из д. Медвежка Республики Коми, подаренного председателем правления общины С.П.Чупровым.

В 2012 году, по божиему промыслу, вблизи места гибели протопопа Аввакума, за  границей охранной зоны исторического памятника городища Пустозерск были выстроены два сруба:  часовня имени протопопа Аввакума и трапезная, для проведения в них служб и обрядов паломниками и проведения экскурсий для мирян. Велика заслуга в идее строительства и её воплощении, в меценатстве председателя Культурно-паломнического центра им. Аввакума Фота Вальтера Вальторовича (в святом крещении Валентина) и его заместителя Пашинина М.Б. Освещение часовни и трапезной вблизи Пустозерска   было проведено духовными отцами ДПЦ 26 апреля сего года.

Деятельность старообрядческой общины снискала искреннее и глубокое уважение у жителей нашего региона и далеко за его пределами, чему подтверждением служат частые публикации, как в местных СМИ, так и других далеких отсюда городах и весях. Уже наверное не сосчитать многочисленных кино-телесюжетов, рассказывающих о нашей общине, о памятных местах связанных со старообрядчеством на Крайнем Севере. Все это говорит, о возрождении духовности на земле русской, в том числе и важности деятельности прихожан в этом направлении. Основной задачей общины было и остается обеспечение, удовлетворение духовных потребностей прихожан, совершение служб требоисполнений, сохранение древлеправославного вероисповедания и благочестия. Община уделяет немалое внимание вопросу развития благотворительности, культурно-просветительной миссии, воспитания у прихожан, молодого поколения духа милосердия и терпимости. В мирских делах принимаем участие в организации и проведении экскурсий «Духовной памятью едины», с посещением на территории церковного комплекса выставки об истории, культуре старообрядчества, для населения и гостей города, учащихся образовательных учреждений. В свою очередь, волонтеры Центра поддержки молодежных инициатив Ненецкого автономного округа неоднократно оказывали общине помощь в приборке святых мест на территории Пустозерска и древлеправославного церковного комплекса в Нарьян-Маре. Прихожане общины постоянные участники больших и малых региональных Аввакумовских чтений, научно-практических конференций проходящих в Нарьян-Маре, на которых звучат их выступления и доклады о древлеправославной культуре народа Севера.

К 395-летию со дня рождения протопопа Аввакума и 15-летию общины совместно с сотрудниками Пустозерского музея была создана выставка «Пустозерский узник — Аввакум со товарищами». В этой связи отметим сложившиеся давние, дружеские, взаимополезные отношения с окружным краеведческим музеем и историко-культурным, ландшафтным музеем-заповедником «Пустозерск». Мы всегда находили и сегодня ощущаем понимание и поддержку в наших начинаниях от Администраций, депутатского корпуса Ненецкого АО, города Нарьян-Мара. В конце прошлого года их представители официально вновь почтили своим вниманием и выступили с поздравительными речами перед прихожанами на пятнадцатилетии общины.

Шамарин Владимир Викторович, духовный наставник Невской Поморской общины г. Санкт-Петербурга, член Российского Совета ДЦП еще несколько лет назад заметил: «Понятно, что власть делает ставку на официальное православие Московского патриархата. Эта линия продолжается и на местах. Правда в Ненецком округе ситуация иная, возможно, из-за того, что старообрядцы исторически тут жили, что здесь недалеко был казнен Аввакум. Тут отношения очень хорошие, я бы сказал — редкое для старообрядчества».

Конечно же, невозможно переоценить все культурное наследие, которым обладает наш округ, частью культурного пласта, которого является и старообрядчество. В целях просвещения, увековечивания памяти староверов живших и ныне здравствующих в нашем крае, в честь 395-летия со дня рождения легендарной исторической личности протопопа Аввакума, 85-летия Ненецкого автономного округа, 80-летия Нарьян-Мара, 15-летия общины нами готовится к выпуску печатное издание — альманах, сборник материалов «Старообрядческая Поморская община г. Нарьян-Мара».

Альманах общины Нарьян-Мара
Альманах общины Нарьян-Мара

Исторически сложилось, что на территории Ненецкого автономного округа, припечорья приверженцы древлеправославной веры проживают на протяжении многих веков, завоевав, отстояв своим трудом право на свободу совести, на свободу веровать. Еще профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Староверы совершили для нашей страны великий подвиг – они сохранили культурное наследие Древней Руси неизменным».

Одна из наших главных задач сохранить преемственность поколений. В наш Храм на смену старцам приходит молодежь, дети. Они все чаще участвуют в соборных службах в воскресные дни, господские праздники. Особое единение единоверцев, массовый приход на службу в Храм мы наблюдаем ежегодно в Рождество Христово и светлый праздник Пасху Христову. Для детей и молодежи при Храме действует воскресная школа, где изучаются основы церковно-славянского чтения, обряды, традиции, проходят беседы о нравственности. Взрослые изучают гласовое, крюковое и знаменное пение, принимают участие в воскресных Евангельских проповедях.

Из последних ярких событий отметим:

— состоявшийся  в январе молодежный слет с посещением Пустозерска;

— в июне 2013 в Нарьян-Маре и городище Пустозерск побывали и отслужили молебен староверы –  поморцы из села Усть-Цильма во главе с настоятелем А.Г.Носовым;

— в августе 2013 года был с успехом организован и проведен, под руководством председателя Российского Совета ДЦП Олега Ивановича Розанова, крестный ход по маршруту – от Храма в Нарьян-Маре – село Тельвиска – деревня Устье – городище Пустозерск. В 26 километровом крестном ходе, посвященном пустозерским мученикам, впервые смогли принять участие представители старообрядчества России, Беларусии, Латвии, Польши, духовные отцы, головщики, многочисленные паломники;

— в Нарьян-Маре на старом кладбище в районе микрорайона Захребётный, на улице Мурманской в 2012 году проведено благоустройство: возведена металлическая ограда, установлен памятный знак в виде деревянной часовни с памятной доской «Старообрядческий погост. Сей памятный знак поставлен на земле упокоения староверов Печорского края».

Впереди в планах совета общины предусматривается продолжение строительства древлеправославного церковного комплекса, возведение еще одного Храма в деревянном исполнении с целью расширения площадей под выставочные экспозиции. В них помимо уже имеющихся собранных экспонатов, рассказывающих о быте и духовной жизни староверов на Крайнем Севере можно будет создать макеты жилищ времен пребывания в Пустозерске Аввакума со товарищами. Для этих целей нам потребуется на договорной основе закрепить партнерские отношения с местными музеями. В плане туристической привлекательности региона совместно с окружными музеями мы предоставляем и готовы продолжить деятельность по составлению совместных экскурсионных маршрутов по местам связанным с жизнь староверов в нашем крае, в том числе с показом храмового комплекса в Нарьян-Маре, старообрядческого погоста на Мурманской и так далее.

Мы искренне благодарны всем настоящим ценителям истории нашего государства, Ненецкого АО за совместный труд в сохранении исконных духовных традиций Древлеправославной церкви, культурно-исторического наследия российского народа, укрепления мира, любви, согласия и морального-нравственного климата в обществе.

А.И. Ляпунов (о. Петр),

настоятель МРО «Старообрядческая Поморская община г. Нарьян-Мара» ДПЦ

18 сентября 2014 г.

Похожие материалы

0

Your Cart