«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»

Фотовыставка «Долгий путь к Аввакуму»

Фотовыставка «Долгий путь к Аввакуму»

1.3K
3

Пустозерск часто называют городом легендой. Основанный в самом конце XV века Пустозерск был важнейшим форпостом на северо-востоке страны, опорным пунктом освоения северного Урала. Но, пожалуй, наибольшую известность город приобрёл в связи с событиями церковной реформы конца XVII века. Пустозерск стал местом заточения подвижников и борцов за старую веру. 15 лет в земляных тюрьмах Пустозерска провели протопоп Аввакум и его соузники. В апреле 1682 года здесь же они закончили свой земной путь – были сожжены в срубах.

Сегодня Пустозерск невозможно отыскать на карте. Он исчез. В 1964 году вывезли последнюю избу, ушли последние жители. Не осталось ничего – осталась только память. Память о городе-призраке, память о месте упокоения страдальцев за древлеправославие.

Велико значение Аввакума для старообрядчества, однако деятельность его нельзя ограничивать только борьбой за старую веру. Аввакум – одна из ключевых фигур русской истории и русской культуры, выдающийся писатель, один из основоположников новой русской словесности и сохранять память о нём – долг каждого культурного человека.

И вот в наши дни произошло знаменательное и историческое событие – к 330-летию со дня гибели протопопа Аввакума и его соузников на месте исчезнувшего Пустозерска были установлены и освящены памятные часовни.

Осуществил великое дело, воплотил идею, руководил строительством Вальтер Вальтерович Фот – известный усть-цилёмский предприниматель и благотворитель, председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума.
Строительство часовен в Пустозерске оказалось великим делом не только в духовном плане. Организаторам и участникам пришлось проделать поистине титаническую работу по воплощению заветной идеи. Путь к Аввакуму оказался долгим и тяжёлым.

Заполярный Пустозерск, находящийся в тундре, никогда не имел строительного леса – его заготавливали много южнее – в верховьях реки Печоры, по реке же и сплавляли. Примерно то же самое пришлось повторить и в наши дни. Строительство двух часовен осуществлялось на верхней Печоре, в окрестностях знаменитого старообрядческого села Усть-Цильма.

В своё время в Усть-Цильму был направлен царский указ о строительстве срубов-тюрем для пустозерских сидельцев. Усть-цилёмы отказались выполнять указ под предлогом отсутствия опыта, хотя им и грозило за это наказание. Спустя три с половиной века их потомки принимают участие в сооружение других срубов для Пустозерска – памятных.

Из могучей лиственницы сложили два сруба – большую часовню и малую часовню-трапезную, дали им полгода отстоятся, после чего разобрали, и началась транспортировка на север. По просьбам экологов был выбран сухопутный путь. Причём преодолеть его оказалось возможным только по зимнику – по ледяной трассе, специально намороженной в бездорожье тундры. Для того чтобы перевезти часовню и трапезную потребовалось девять тяжеловозов. Груз на каждую машину достигал 20 тонн. Общее расстояние – почти 1300 километров сложнейшего пути. 27 апреля 2012 года в день памяти пустозерских мучеников срубы собрали и состоялось освящение часовен. Большая часовня, высотой 12 метров предназначается для поморских богослужений. Малая часовня (трапезная) открыта для староверов других согласий.

В августе того же года был организован крестный ход от староверческого поморского храма в Нарьян-Маре к пустозерским святыням. Основная нагрузка по организации крестного хода опять легла на В. В. Фота. Благодаря предоставленному речному кораблю «Никола Горный» большая группа паломников из Усть-Цильмы, а также гости из других городов и стран смогли принять участие в паломничестве и поклониться огнепальному протопопу Аввакуму. Более ста паломников 24-25 августа 2012 года прошли по тундре около 30 километров и совершили торжественный молебен памяти мучеников.

Значение торжеств 2012 года трудно переоценить. Впервые за сотни лет в Пустозерске прошёл столь представительный крестный ход, сопровождаемый громогласным церковным пением поморской традиции. Отныне святое для каждого старовера место отмечено часовнями. Они ждут каждого, кто готов совершить долгий путь к протопопу Аввакуму.

Данная фотовыставка лишь отчасти отражает историческое значение произошедших в 2012 году знаменательных событий. Автор фотоэкспозиции – Пашинин Максим Борисович – один из инициаторов и активных участников масштабных мероприятий 2012 года, главный редактор издательства «Третий Рим», и один из учредителей Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума. Большинство представленных на выставке работ сделаны именно им. Кроме того, использованы фотографии А. В. Афанасьева и Ю. И. Афанасьева.

Похожие материалы

0

Корзина