«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
  • Главная
  • Анонсы
  • Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского

Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского

Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского

Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского

110
4

В марте 2017 г. Старообрядческое издательство «Третий Рим» выпустило сборник, посвященный истории староверию Москвы. Это Труды, прошедшей несколько лет назад конференции.

10 октября 2014г. в здании Московского Историко-архивного института прошли Первые Ковылинские чтения, посвященные истории знаменитого духовного центра безпоповцев Россиии -Московского Преображенского Старообрядческого монастыря. Чтения организовал «Культурно-паломнический центр им. прот. Аввакума» при поддержке В.Ф.Козлова, руководителя Всероссийского краеведческого движения и Московского Совета краеведов. Чтения были названы в честь Ильи Алексеевича Ковылина, основателя Преображенского монастыря.

За день работы Чтений выступило около 20 докладчиков, среди них известные ученые Е.А.Агеева (МГУ), Е.Я.Зотова (Музей Рублева),В.Ф.Козлов (МГИАИ) Е.М.Юхименко (ГИМ) и многие другие. Отрадно было видеть, что выступали с интересными докладами и сами староверы, в том числе Д.Е.Мальцева о истории преображенской иконописи, П.В.Половинкин о связях Преображенского с Поволжьем, М.О.Шахов о современных проблемах восстановления монастыря. Чтения посетил председатель Российского Совета ДПЦ о.Олег Розанов и другие наставники и представители РС.

Изданный сборник с цветными иллюстрациями представляет собой многоплановый срез истории московского староверия, здесь и материалы о купцах Ковылине и Гучкове, о знаменитой меценатке из Серпухова А.В.Мараевой, также история меднолитейных мастерских, где отливали знаменитые преображенские образа, рассказ о традициях преображенского иконописания. Интересен сборник и приложениями, посвященными в том числе архитектурному ансамблю монастыря и известному собирателю старообрядческой книжности М.И.Чуванову. Можно сказать, что это первое издание, полностью посвященное истории Преображенского, и оно показывает, насколько глубокие духовные и культурные традиции составляют духовное наследие староверов Москвы. Приобрести книгу можно в Рассылочном отделе РС ДПЦ и книжной лавке издательства «Третий Рим». Книга вышла ограниченным тиражом 300 экз.

Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского. (Первые историко-краеведческие научно-просветительские Преображенские Ковылинские чтения) М.: Старообрядческое изд-во «Третий Рим», 2017.-192 с.

Предисловие

Возрождение религиозной жизни в стране затронуло все конфессии, в том числе и старообрядчество, понесшее значительные потери в годы гонений. Постепенно возвращаются (хотя и крайне медленно) и реставрируются принадлежащие староверам старинные здания московского Преображенского монастыря, в последние годы оживилась и церковно-общественная жизнь. Регулярными стали связи религиозных организаций Преображенского – федосеевской и поморской общин – с историко-краеведческой общественностью города. Благодаря деятельности созданного Культурно-паломнического центра (КПЦ) им. протопопа Аввакума организован лекторий, по территории Преображенского кладбища и монастыря стали проводится экскурсии.

Тысячи москвичей уже успели познакомиться с уникальным старообрядческим ансамблем в Преображенском. В конце 2012 г. на организационном заседании в одном из корпусов Преображенского монастыря было объявлено о создании общественного краеведческого объединения «Историческое наследие Преображенского». В него вошли представители религиозных общин Преображенского, КПЦ, краеведческих организаций, исследователи старообрядчества. Однако по разным причинам новое
общество фактически так и не приступило к работе.

Тесные контакты установились между старообрядцами Преображенского и Союзом краеведов России (СКР), Московским краеведческим обществом (МКО), Отделением краеведения и историко-культурного туризма Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ), Межрегиональным общественным движением «Русь Печорская» и др.

Особое внимание в последние годы приковано к судьбе ансамбля Преображенского кладбища. Сегодня федосеевская община подвергается нападкам со стороны различных организаций, пытающихся забрать у старообрядцев их исторические здания. Более того часть исторической территории староверческого монастыря (бывший Женский двор) до сих пор занята рынком с торговыми павильонами.

Чтобы обратить внимание общественности на эти проблемы, тему сохранения и изучения старообрядческого ансамбля Преображенского, СКР МКО, КПЦ им. протопопа Аввакума и общество «Историческое наследие Преображенского» провели в январе 2013 г. в актовом зале ИАИ РГГУ на ул. Никольской вечер-семинар «Проблемы сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия староверия», на котором выступили представители религиозных общин и историки В.В. Фот, М.Б. Пашинин, М.О. Шахов, И.К. Русакомский, В.Ф. Козлов, К. Кожурин и др.

Успех семинара, на котором присутствовали представители старообрядческих согласий Москвы, научно-краеведческая общественность, педагоги, музейные работники, способствовал реализации еще одного проекта – 10 октября 2014 г. в том же здании ИАИ РГГУ прошли Первые историко-краеведческие научно-просветительные Преображенские Ковылинские чтения «Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского». Их инициаторами выступили те же организации, которые подготовили и провели январский вечер-семинар в 2013 г.: СКР, МКО, КПЦ им. протопопа Аввакума, Московская Преображенская старообрядческая община. Непосредственно подготовку и проведение Чтений осуществляли М.Б. Пашинин, В.Ф. Козлов, А.Г. Смирнова, К.А. Смирнова. Среди приглашенных и выступавших из Москвы, Петербурга, Серпухова, Самары были представители старообрядческого сообщества федосеевской и поморской общин, белокриницкой иерархии, духовные отцы общин Санкт-Петербурга, Старой Руссы, а также педагоги, историки, музейные работники, сотрудники средств массовой информации.

Чтения открыл Председатель РС ДПЦ о. Олег Иванович Розанов, затем к присутствующим с приветственным словом обратился наставник Московской Преображенской старообрядческой общины о. Владимир Новоселов.

На Чтениях выступило 20 человек. Практически все доклады были посвящены Московскому Преображенскому старообрядческому кладбищу, его истории, культуре, духовным связям с другими регионами. Прозвучали доклады, посвященные жизни и судьбе исторических деятелей: Ковылина, Гучкова, Мараевых, а также –истории федосеевской, поморской и филипповской общин, иконописным и меднолитейным мастерским, результатам последних археологических исследованиях в Преображенском. Среди выступавших были известные исследователи старообрядчества и историки Преображенского: Е.А. Агеева, А.В. Бугров, Е.Я. Зотова, В.Ф. Козлов, Д.Е. Мальцева, В.Ю. Пирогов, И.К. Русакомский, Е.М. Сморгунова, Е.М. Юхименко, и др. С сообщением о непростой истории старообрядчества выступил настоятель храма св. Николая на Берсеневской набережной игумен Кирилл (Сахаров). Доклад
ответственного секретаря Совета православных церковных приходов Московского Преображенского старообрядческого монастыря М.О. Шахова был посвящен проблемам современного состояния ансамбля старообрядческого монастыря. Завершились Чтения презентацией новой книги петербуржца К.Я. Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев», изданной в 2014 г. издательством «Молодая гвардия».

По итогам Чтений была принята резолюция, в которой единодушно заявлено о всемерной поддержке Преображенской общины в деле отстаивания ее прав на всю территорию монастыря и о необходимости регулярного проведения историко-краеведческих научно-просветительных Преображенских Ковылинских чтений.

В данном сборнике опубликованы почти все прозвучавшие на Ковылинских чтениях доклады. В приложении помещены три републикации: статьи, посвященные И.А. Ковылину (из журнала «Церковь» 1909 г. № 33 и из Старообрядческого календаря на 1986 г.), и статья известного историка и реставратора Преображенского И.К. Русакомского из сборника «Памятники русской архитектуры и монументального искусства». – М.: 1985.

Сбор материалов, редакторская и корректорская работа над статьями сборника проведены В.А. и К.А. Смирновыми. Сборник напечатан на средства члена Поморской общины Преображенского председателя КПЦ им. протопопа Аввакума М.Б. Пашинина.

Редколлегия

Оглавление

  1. Предисловие
  2. М.Б. Пашинин (Москва). Современная культурно-просветительская и краеведческая
    деятельность на территории московского Преображенского монастыря
  3. М.О. Шахов (Москва). Современное состояние и проблемы восстановления московского Преображенского старообрядческого монастыря
  4. Е.М. Сморгунова (Москва), канд. филол. наук, профессор. Московский купец И.А. Ковылин на Преображенском кладбище
  5. Я.Э. Зеленина (Москва). Изображения И.А. Ковылина и традиции старообрядческого портрета
  6. Е.А. Агеева (Москва). Московское Преображенское кладбище как центр старопоморской культуры и просвещения
  7. Е.М. Юхименко (Москва). «Злоключения на московское Преображенское кладбище» 1850-х гг. Страдалец за старую веру Ф.А. Гучков
  8. Т.В. Игнатова (Москва). К вопросу о передаче мужской половины Преображенского
    богаделенного дома единоверцам (по документам из фондов Российской государственной библиотеки и Центрального государственного архива г. Москвы)
  9. К.А. Смирнова (Москва). Документы Центрального государственного архива Московской
    области о ликвидации моленных Преображенской старообрядческой общины в начале 1920-х гг.
  10. В.Ф. Козлов (Москва). Старообрядцы-беспоповцы Преображенского кладбища (г. Москва)
    и Московской области в 1944 – середине 1950-х гг. по материалам фонда Уполномоченного Совета по делам религиозных культов по г. Москве в Центральном государственном архиве г. Москвы
  11. Е.Я. Зотова (Москва). Старообрядческое медно-литейное дело в Преображенском. Заведения. Мастера. Изделия
  12. Д.Е. Мальцева (Санкт-Петербург). Проблемы выявления работ иконописцев мастерских Преображенского монастыря (вторая половина XIX – начало XX в.)
  13. Ю.В. Стародубов (Москва). Старообрядцы Суховы и Преображенское
  14. В.А. Любартович (Москва). Московские старообрядцы Мараевы
  15. И.А. Волков (Серпухов, Московская обл.). Иконы Покровской (Мараевской) старообрядческой церкви в Серпухове. Обзор иконографических сюжетов
  16. П.В. Половинкин (Самара). Духовные связи Московской Преображенской старообрядческой общины с Поволжьем
  17. А.В. Бугров (Москва). К вопросу о мемориальной топографии Преображенского XVII – начала XIX в.
  18. Приложения
  19. Резолюция Первых историко-краеведческих научно-просветительных Преображенских Ковылинских чтений
  20. В.С. Илия Алексеевич Ковылин (По поводу столетия со дня кончины)
  21. М.И. Чуванов. Памяти И.А. Ковылина
  22. И.К. Русакомский. Ансамбль за Преображенской заставой конца XVIII – начала XIX в.
  23. Сведения об авторах

Максим Пашинин

Похожие материалы

0

Your Cart