«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
  • Главная
  • Новости
  • Лекция Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура» глазами игумена Кирилла (Сахарова)

Лекция Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура» глазами игумена Кирилла (Сахарова)

д-р Надежда Афанасьевна Морозова (Институт литовского языка, Вильнюс, Литва)

Лекция Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура» глазами игумена Кирилла (Сахарова)

117
4

От редакции:

19 марта в Доме причта, что на Рогожском, в рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума, состоялась лекция профессора Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура».

д-р Надежда Афанасьевна Морозова (Институт литовского языка, Вильнюс, Литва)Древлеправославная Поморская Церковь Литвы — это одна из одиннадцати традиционных религиозных общин страны. По данным переписи 2011 года, в Литве проживают более 23 тысяч староверов (по данным Церкви, около 40 000). Староверы объединены в 61 приход. В Вильнюсе действует высший орган управления делами Церкви между соборами — Высший совет Церкви; председатель совета — вильнюсский духовный наставник Григорий Бояров.

Первые староверы на современной территории Литвы обосновались в 1679 году, первый (федосеевский) храм основан в 1710 году в д. Пуща на северо-востоке Литвы (ныне Рокишкский район). Федосеевское сообщество возникло в XVIII веке в Великом княжестве Литовском вследствие массовой миграции староверов. Одной из важнейших причин эмиграции было строжайшее преследование сторонников древнего обряда в России и относительная терпимость в Речи Посполитой (на её территории в 1772 году насчитывалось до 180 тысяч староверов), немалую роль сыграли также крестьянские волнения в России.

В 1817-1823 гг. потомки федосеевцев Литвы стали признавать церковный брак. После, в 1918 году, все старообрядческие приходы Литвы принадлежали к умеренному брачному поморскому согласию. Правительство независимой Литвы впервые в истории староверия признало старообрядчество как религиозную организацию. В 1923 году правительство издало «Временные правила, регулирующие отношения Литовской старообрядческой организации и Литовского правительства» и предоставляющие Церкви автономию. После восстановления независимости Литвы в 1990 году Древлеправославная Поморская Церковь вновь стала самостоятельной религиозной организацией.

Своими впечатлениями о посещении лекции Н. А. Морозовой «Старообрядчество в Литве: история и становление традиции, современное состояние и культура» с нашими читателями делится настоятель московского храма святителя Николы РПЦ на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров).

* * *

Это, конечно, безпоповцы. Так исторически сложилось в Прибалтике. Поповцы были неподалеку — на Ветке (территория нынешней Гомельской области Белоруссии). В Литве есть несколько семей старообрядцев-поповцев. За духовным окормлением они ездят в Латвию, в город Екабпилс, к о. Василию Волкову — бывшему поморскому наставнику. Изначально безпоповцы в Прибалтике были федосеевцами. К 1823-му году был оформлен чин благословления брака и начался переход федосеевцев в поморское согласие, признававшее брак. На сегодняшний день в Прибалтике остались только три федосеевские общины: одна в Латвии и две в Эстонии. В Литве их нет.

Лекция о старообрядчестве в Литве прошла в Доме причта Рогожской общины в воскресенье 19 марта. Читала лекцию профессор Н. Морозова из Института литовского языка. Из-за отсутствия митрополита Корнилия (он совершал молебен в соборе) с началом лекции произошла задержка. Полюбовался внешним видом храма со стороны бывших прудов (они были засыпаны в советское время; на их месте был стадион и ипподром). Прошел до резиденции митрополита: с 20-х годов 19-го века это была часовня, в советское время — склад и домоуправление (после войны это здание было передано Старообрядческой епископии). Обратил внимание, что металлическое ограждение резиденции совсем невысокое, просматривается беседка и вообще весь участок — не очень уютно.

В конференц-зале Дома причта полистал номера газеты Ржевской общины: о паломнических поездках прихожан во главе с о. Евгением Чуниным; о молебнах, совершенных им на местах разрушенных старообрядческих храмов; о юбилее епископа Викентия и прочем. В статье о единоверии в Торжке запомнился пассаж о том, как единоверческие священники «закладывали» старообрядцев перед гражданскими властями — стало как-то неловко.

Конечно, вспомнилось о моих поездках в Литву, начиная еще с 80-х годов. Первый раз в 1986-м году с митрополитом Филаретом (Вахромеевым). Кстати, тогда в вильнюсском Свято-Духовом монастыре я познакомился с о. Илларионом — нынешним митрополитом Волоколамским. Тогда мы оба были иеродиаконами. Особенно памятна поездка в юбилейном 1988-м году. Довелось тогда пообщаться с двумя столпами литовского старообрядчества — председателем Высшего Старообрядческого Совета Егоровым Иваном Исаевичем и председателем Духовной комиссии Иосифом Ивановичем Никитиным.

На переднем плане слева направо сидят: И. И. Егоров, И. И. Никитин. Фото с сайта samstar.ucoz.ru. Последний был корифеем в области Церковного устава и канонического права. С ним я общался как у него дома, так и в моленной города Каунаса, где он служил. Присутствовал при совершении им крещения младенца. С Иосифом Ивановичем также общался в домашней обстановке. Некоторые называли его «человеком с двойным дном». Я этого не почувствовал. Контактный, благожелательный был старец. Несколько даже сентиментальный. Помню, во время беседы несколько раз была такая сцена: дочь Егорова вдруг восклицала: «Папочка!» Иван Исаевич вставал, и в свою очередь: «Доченька!» На праздничной службе по случаю юбилея Тысячелетия Крещения Руси я находился на хорах. От сильного переутомления и духоты меня разморило, клонило в сон. В беседе с наставником из Харькова выяснилось, что я тоже был участником трапезы. Беззлобно-сокрушенно он заметил: «Значит, Вы нас замирщили». А я, опустив голову, подумал: «Братцы, но вы же сами меня посадили за стол. Дали бы отдельную «поганую» миску — я бы не обиделся».

Помню, как еще на Соборе в Вильнюсе между местными, более либерально настроенными, старообрядцами и делегатами из России произошло средостение, споры по поводу мер строгости в отношении внешнего мира. О. Иоанн Миролюбов, с которым я тогда был в Вильнюсе, скептически смотрел на все это. Я подумал: «Да, без авторитетных иерархических чинов трудно удержать в рамках мирянскую стихию».

Меж тем, как я предавался воспоминаниям, подошел владыка, и лекция началась. Из нее мы узнали, что в настоящее время в Литве имеется 61 поморская община. В основном их храмы находятся в сельской местности восточной части республики. Службы в них совершаются нерегулярно (в некоторых вообще считанные разы в году). Кстати, по количеству общин старообрядцы в Литве на втором месте после католиков. В Эстонии старообрядческие моленые в основном находятся в Причудье, а в Латвии — в Латгалии. Здесь, в городе Даугавпилсе, у них целых шесть храмов. Первым старообрядцем на литовской земле был Трофим Иванов (1679 г.) — стрелецкий десятский, участник осады Соловецкого монастыря. В 1710-м году в деревне Пуща появляется первый старообрядческий храм (впоследствии он был перенесен в деревню Бобринки). К концу 18-го века в Литве было уже около 200 тысяч старообрядцев.

Поскольку таких гонений, как в России, здесь не было, то после выхода Указа о веротерпимости в 1905-м году не было и бурного возрождения. Только после того, как Литва после Октябрьского переворота стала независимой, в ней заметно активизировалась церковная жизнь старообрядцев. Выходили журналы «Родная старина» и «Вестник Высшего Старообрядческого Совета». Функционировали Духовные курсы. Заработали благотворительные общества. В школах преподавался Закон Божий. Действовали церковные хоры (в репертуаре одного из них был старообрядческий духовный гимн и гимн Литовской республики на русском языке). После прихода Советов многие старообрядческие наставники были сосланы в Сибирь и Казахстан (некоторые вернулись после освобождения). После получения Литвой независимости старообрядцам вернули церковное имущество и земли. Местные власти относятся к ним хорошо — более благожелательно, чем к РПЦ и вообще к «советским русским». По официальной статистике старообрядцев в Литве около 23-х тысяч (количество их уменьшается). По неофициальным данным число старообрядцев в 2 раза больше. Опекаются старообрядческие общины девятью духовными наставниками (есть еще и четверо исполняющих обязанности таковых). За последние годы построено несколько новых храмов, в частности, в городе Клайпеда.

Свято-Успенско-Михайловский поморский храм в г. Клайпеде освящен 21 ноября 2015 года

Самый большой старообрядческий храм находится в Вильнюсе (построен он был в начале 20-го века).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (ДПЦ). Вильнюс.

В Литве почти до ста лет дожил знаменитый иконописец Михайлов (он написал несколько тысяч икон).

Заключительное слово, как всегда, произнес митрополит Корнилий.

 

http://ruvera.ru/articles/litva_staroobryadcy

Похожие материалы

0

Корзина