«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»

М. Б. Пашинин. Возрождение исторической памяти Усть-Цильмы

М. Б. Пашинин. Возрождение исторической памяти Усть-Цильмы

1.25K
4

(к 300-летию основания Великопоженского скита)

Любовь к своему Отечеству в первую очередь начинается с любви к своему родному краю, к своей «малой родине». К сожалению, не всегда и не везде удаётся сохранить историческую память предков, но дело это нужное и доброе, ведь с этого начинаются истоки нашей культуры.

Среди необъятных просторов Русского Севера есть уникальный регион в районе Нижней Печоры и называется он Усть-Цилемский район. Испокон веков здесь жили староверы-поморцы. Потомки новгородских охотников и рыбаков, они сохранили свою веру и традиции несмотря на церковные реформы и последующие испытания в течение многих столетий.

В настоящее время – это удивительный и естественный анклав, где живут в основном староверы (90%) населения ). От ассимиляции и разрушения традиционной культуры их спасало отдалённость от центра и местами почти полное отсутствие дорог.

В первой половине XVIII в. центром духовной жизни этого края являлся Великопоженский скит, который находился  в 100 километрах вверх по р. Пижма от села Усть-Цильма.

Скит (или монастырь) в те времена являлся центром не только молитвенной духовной жизни, но и культурной. Там учили грамоте, переписывали книги, писали иконы. Несмотря на то, что скит был разорён и сожжён в 1743 году во время гонений со стороны царской власти, наследие его огромно. Ещё в советские времена известным учёным из Петербурга В.И. Малышевым была собрана коллекция рукописных книг, хранящаяся ныне в Пушкинском доме, она насчитывает многим более полутысячи уникальных произведений. Многие традиции, в том числе иконописания и литья медных икон пришли на Пижму с Выговского поморского монастыря, который находился в Карелии — в Заонежье и в свою очередь являлся преемником знаменитой Соловецкой обители.

Кроме духовной традиции, жители Печоры и Пижмы сохранили богатую материальную культуру. Это потрясающая по своей красоте женская одежда. Секреты её кроя и пошива уходят во времена Великого Новгорода. Сарафаны и платья передавались с наследством из поколения в поколение и тщательно сохранялись.

Главным событием усть-цилём, (так называют себя местные жители) является праздник Красная Горка, который выпадает на 12 июля (день свв. Апостолов Петра и Павла). Его так же называют Петровщина. В этот день со всех окрестных сёл и деревень съезжаются и стар и млад. Водят хроводы и поют старинные песни вековой, а то и тысячелетней традиции.

На этот праздник с разных городов съезжаются не только усть-цилёмы, но и учёные: историки, филологи, этнографы, журналисты, литераторы.

Ведь мало где сейчас можно найти живой, а не музейный фольклор, живую бытовую культуру. Это и одежда, и вязаные  рукавицы, шапки, раскрашенные ложки и т.д.

О Красной Горке снимают документальные фильмы, пишут научные исследования. Её приезжают посмотреть не только со всей России, но и из-за рубежа, в том числе члены королевских семей Скандинавии.

В прошлом году в Усть-Цилимском районе, в селе Степановское произошло знаменательное событие. По заказу Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума (Москва), которое возглавляет выходец из этих мест В.В.Фот, была построена памятная часовня для Пустозёрска. В память о трагической гибели там протопопа Аввакума с соузниками 330 лет назад.

Интересна историческая параллель. Когда-то три с половиной века назад, усть-цилёмы ослушались царского указа и отказались строить сруб для земляной тюрьмы Аввакуму. А теперь три с половиной века спустя именно усть-цилёмы построили памятную часовню на Пижме, а затем по зимнику за 1000 километров перевезли и установили в Пустозёрске.

Как известно, русская провинция нелегко пережила лихие 90-е годы, сельское хозяйство это проблемная часть нашей экономики. Однако усть-цилёмы не унывают. Ведь главное это сила духа. Дух и духовность не могут существовать без памяти своих корней. Это понимает и руководство Усть-Цильмы. 10 марта этого года при содействии главы местной администрации А.В.Поздеева и председателя КПЦ имени протопопа Аввакума Вальтера Фота  проводится историко-культурная конференция, посвящённая  300 летию основания Великопоженского скита. Хотя нет никакой рекламной компании, на неё уже собираются учёные и исследователи из Москвы  (руководитель общества «Русь Печёрская» Т.Д.Вокуева), Санкт-Петербурга (Кирилл Кожурин, автор книги  «Протопоп Аввакум», «Боярыня Морозова»), Сыктывкара (Татьяна Дронова, известный этнограф, автор многих исследований)   и других городов.

Таким образом, происходит восстановление исторической памяти этого самобытного и славного своей историей района. Также идет процесс воссоединение двух исторических близких друг другу районов Усть-Цильмы и Пустозерска. В Нарьян-Маре, ближнем городе к Пустозерску действует старообрядческая поморская община, а её настоятель о. Петр Ляпунов создатель персонального краеведческого музея. Он, как и многие в Нарьян-маре, по происхождению усть-цилёма.  Символично, что конференция будет проводиться в новопостроенной школе в селе Замежное, что расположено недалеко от того места, где был когда-то Великопоженский скит. Дай Бог, молодому поколению усть-цилёмов проникнуться историей своих предков, перенять их силу духа и силу веры, которые и стали   источником культурного наследия этого края.

67Пашинин Максим Борисович, заместитель председателя  Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, главный редактор «Старообрядческого издательства Третий Рим».

Похожие материалы

0

Your Cart