«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
  • Главная
  • Новости
  • Максим Пашинин: Современная культурно-просветительская деятельность на территории Московского Преображенского монастыря

Максим Пашинин: Современная культурно-просветительская деятельность на территории Московского Преображенского монастыря

Максим Пашинин: Современная культурно-просветительская деятельность на территории Московского Преображенского монастыря

1.08K
5

Современная культурно-просветительская деятельность на территории Московского Преображенского монастыря

Московский Преображенский старообрядческий монастырь занимает особое место в истории города Москвы.

Старообрядческих монастырей вообще осталось немного, а его уникальность в том, что он в основном архитектурно сохранился и ныне находится почти в центральной части города. Здесь действуют две староверские общины: старопоморская (федосеевская) и поморская. Как известно, федосеевская община является прямым и легитимным наследником до революции Касуществовавшего монастыря, который фигурирорвал в официальных документах того времени  как Преображенский Богадельный дом или как Преображенское кладбище. Поморская община появилась здесь в 1930-х годах как «переселенец» после закрытия советской властью моленных в районе Лефортово. В начале 1990-х годов по предложению государства был создан Совет Православных приходов, в который вошли 2 староверских и 1 новообрядческая община, находящаяся в западной части бывшей мужской (южной) части монастыря. Ныне Совет объединяет хозяйственные нужды, но каждая община юридически и канонически самостоятельна.

Государство передало имущество монастыря весьма в плачевном состоянии. Каждая община в меру своих сил и возможностей восстановила здания. С другой стороны, резким контрастом отличается, к примеру, здание, оставшееся в ведении государственной организации «Вневедомственная охрана». Его внешний вид до сих пор навевает мысли, что Великая Отечественная война только вчера закончилась. Преображенский некрополь ныне также остается в ведении государства,и многие надгробные памятники нуждаются в реставрации, но это отдельная тема.

В старообрядческих храмах согласно вековым традициям совершаются богослужения, таинства. Течет нормальная приходская жизнь. Но тем не менее, существует проблема сохранения Преображенского монастыря, как единого историко-архитектурного ансамбля. Духовные отцы, клирошане и прихожане, как им и положено, занимаются организацией церковной жизни. Традиции же культурной жизни, сохранения исторического наследия во многом утратились за долгие десятилетия советской власти, когда любое общественное движение, связанное с церковью и религией, вызывало подозрение, и на это сразу же налагался запрет.

После «лихих» 1990-х годов церковь не сразу пришла в себя, сил хватало только на проведение служб и необходимые ремонтно-хозяйственные работы.

Первым прорывом в возрождении культурно-исторической деятельности на территории Московского Преображенского монастыря стала инициатива предпринимателя и попечителя с Усть-Цильмы (республика Коми) В.В.Фота по созданию Культурно-Паломнического центра имени протопопа Аввакума. По материнской линии он потомственный старовер, потомок переселенцев на Печору, охотников и рыбаковиз Великого Новгорода. У них сохранилось на уровне семейных преданий почитание из поколения в поколение мученического подвига протопопа Аввакума и Великопожеских иноков. Возможно случайно или нет, учредителями общества стали также два выпускника Московского Историко-Архивного института  Пашинин М.Б. и Безгодов А.А.

В конце 2010 года в Москве был зарегистрирован «Культурно-паломнический центр» в помещении, любезно предоставленном на благотворительных началах федлсеевской общиной на территории монастыря. Уже осенью 2011 года две часовни из лиственницы и сосны, памяти пустозерских мучеников были построены на реке Пижма в Усть-Цилемском районе, а в марте-апреле 2012 года они были разобраны, перевезены и вновь собраны в Пустозерске. Это произошло в канун 330-летия кончины Пустозерских мучеников. А 27 апреля по новому стилю, в день поминовения, часовни были освещены. Также, благодаря помощи В.В.Фоту, 24-25 августа 2012 года был проведен по заполярной тундре большой крестный ход из старообрядческой церкви Нарьян-Мара в Пустозерск. Участвовало более 100 человек, паломники собрались не только из России, но и из-за границы, что также явилось историческим событием.

Вторым направлением деятельности КПЦ стало сохранение истории Преображенского монастыря. К сожалению, о староверах до сих пор ходит много небылиц и самых превратных представлений, существующих еще с миссионерских времен Синодального периода Русской церкви.

Знаменательным событием стал выход книги В.Ф.Козлова «Москва старообрядческая» (ныне уже библиографическая редкость). Это плод многолетних трудов, архивных изысканий , в том числе плодотворного сотрудничества с руководством общин Московского Преображенского монастыря. Это явилось также серьезным толчком для осмысления староверами своего наследия.

С согласия руководства как федосеевской, так и поморской общин КПЦ начал проводить экскурсии по Преображенскому монастырю. Были опасения, что это окажется невостребованным, но результат превзошел все ожидания.

Мы связались с Департаментом культурного наследия г. Москвы, и вскоре у нас установилось очень плодотворное сотрудничество. В проекте «Выход в город» оказалось очень много желающих. Приходилось даже ограничивать количество посетителей, т. к. известно, что экскурсионные группы более 25-30 человек «трудно управляемы». К примеру, в 2014 году за 23 экскурсии посетило монастырь 682 человека. В основном, экскурсии проводит постоянный сотрудник КПЦ А.В.Подстригич, профессиональный экскурсовод, имеющий лицензию на проведение экскурсий, окончивший курсы при Правительстве Москвы.

Также, в прошлом и текущем году, зимой, совместно с Учебно-координационном центром «Гиды и экскурсоводы Москвы» мы организовали курс лекций «Москва и старообрядчество». В течение 2-х месяцев по 2 раза в неделю мы проводим занятия с профессиональными гидами, у которых было желание получить специальность экскурсовода по теме «Москва Старообрядческая» (из них многие имеют по одно-два высших образования). Нужно отметить, что во многом  помогает нам в обучении книга В.Ф.Козлова с таким же названием. Особенностью курса явилось то, что большинство преподавателей сами староверы. Мы благодарны,ч то с нами стали сотрудничать представители и академической науки: Е.Я.Зотова, Д.Е.Мальцева, Н.В.Литвина и другие. В течение курса были озвучены темы истории раскола, истории старообрядческих согласий, традиции старообрядческого литья, история старообрядчества, история иконописных центров и рукописных книг, книгопечатания, современная жизнь староверов, и, естественно, подробная история Преображенского монастыря. В этом году мы получили предложение повторить курс, и круг наших преподавателей расширяется. Предварительное согласие получено от профессора М.О.Шахова, кандидата исторических наук В.Ф.Козлова, К.Я.Кожурина. Надеемся сотрудничать и с другими представителями науки и культуры.

Поскольку, восстановление Преображенского монастыря — задача глобальная, руководством старообрядческих общин, культурно-паломнического центра после консультаций с представителями академической науки было принято решение о создании «Общества «Историческое наследие Преображенского». Реальность такова, что староверам самим очень трудно решить все те проблемы, связанные с освоением исторического наследия, восстановлением монастыря. Нам необходим диалог с Министерством Культуры, с Обществом охраны памятников, с различными организациями, заинтересованными в сохранении истории Москвы. Полтора года назад состоялось заседание оргкомитета общества, куда кроме представителей старообрядческих общин, вошли и представители науки, в т.ч. краеведения, истории староверия и искусствоведения: В.Ф.Козлов, Ф.Г.Смирнова, Е.М.Юхименко, Е.Я.Зотова и др. Председателем правления общества избран профессор М.О.Шахов, который является одновременно академическим ученым, преподавателем и старовером. Период становления несколько затянулся, т. к. на каждом из учредителей огромная нагрузка как на основной работе, так и на общественной. Первый шаг — это организация нынешних Чтений. Также уже идет работа по съемке документального фильма «Историческое наследие Преображенского». Уже есть конкретные и интересные материалы. В планах издание «Путеводителя по Преображенскому». В глобальных планах создание Музея истории Старообрядчества, постоянно действующих просветительских курсов, организация выставок, издательская деятельность. Но все это возможно  только при поддержке государства и представителей академической гуманитарной общественности, как, впрочем, и самих староверов.

Надеемся, что нынешние «Чтения» — это первый и серьезный шаг в нами обозначенном направлении.

Максим Пашинин

Председатель КПЦ, главный  редактор издательства «Третий Рим». Москва.

9 октября 2014 г.

 

Похожие материалы

0

Корзина