«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
  • Главная
  • Анонсы
  • Организация экскурсий по московскому Преображенскому старообрядческому монастырю

Организация экскурсий по московскому Преображенскому старообрядческому монастырю

Организация экскурсий по московскому Преображенскому старообрядческому монастырю

7.804K
5

Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума
организует пешеходную краеведческую экскурсию по теме:
«МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

Продолжительность экскурсии: 3 часа

Сбор группы: у памятника С. Бухвостову

Как добраться: станция метро «Преображенская площадь» (последний вагон из центра), выход по переходу в сторону библиотеки к памятнику С. Бухвостову.

Маршрут: памятник С. Бухвостову – территория Мужского двора – Преображенский некрополь – территория Женского двора.

Начало экскурсии: 10 часов 30 минут;

Дни проведения экскурсии: по графику на каждый месяц;

Экскурсию проводит старовер-поморец Подстригич Александр Всеволодович

Оставьте заявку и мы с вами свяжемся!

Ваше ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Ваш контактный телефон (обязательно)

Предполагаемая дата проведения экскурсии (обязательно)

Удобное время проведения экскурсии

Комментарии

Подтвердите, что вы не робот
[recaptcha]

 

Порядок проведения записи на экскурсию

1. Запись для индивидуальных и коллективных экскурсий производится по телефону 8 (495) 963-29-30 с 10.00 до 12.00 ежедневно кроме субботы, воскресения и праздничных дней;

2. Предварительно записаться на можно не позднее чем за двое суток до даты проведения экскурсии.

В ходе экскурсии Вы пройдёте по территории Преображенского монастыря и Преображенского кладбища. Познакомитесь с тем, как возник монастырь и его не простой, во многом драматичной судьбе, как и его насельников. На территории монастыря Вы увидите уникальные строения, возведённые в условиях беспрецедентных гонений в отношении христиан, сохраняющих традиционное православие (староверов) со стороны государственно-церковных властей. Побываете на территории некрополя Преображенского, где покоятся известные староверы такие как: Ковылин, Гучковы, Зимины, Морозовы и многие другие.

На протяжении экскурсии убедительная просьба следовать простым, но обязательным правила на всей территории Преображенского монастыря, с которыми Вы можете познакомиться по памятке, прилагаемой к данной информации.Как произошло староверие, что оно из себя представляет и какой имело и имеет смысл и значение? Вот этим вопросам и будет посвящена наша экскурсия.

Вы узнаете о некоторых сторонах уклада жизни староверов-безпоповцев.
Будет предоставлена возможность зайти в один из действующих храмов.
В заключении экскурсии будет посещение церковной лавки издательства «Третий Рим», где Вы увидите старопечатные дореформенные богослужебные книги, сможете приобрести староверческие издания.

 

ПАМЯТКА
О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ
ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО МОНАСТЫРЯ

Для молитвы, особенно соборной, требуется соблюдать чистоту и приличие в одежде. Причина этого требования — естественное уважение к святости места: небрежение в одежде выражало бы неуважение к храму.

В староверии принята простота и единообразие в одежде. Требуется это для того, чтобы в храме не было места зависти одного одежде другого, не рассеивалось внимание, особенно женщин, не было неравенства молящихся.

На территории Преображенского монастыря находятся часовни и моленные, то есть места невидимого присутствия Божия, и, следовательно, человек прибывая в этих местах, должен неукоснительно выполнять ряд установленных православных церковных правил.

С этой целью:

1. Вход на территорию Преображенского монастыря осуществляется всей группой одновременно под руководством экскурсовода;

2. Посещающие территорию Преображенского монастыря должны быть одеты по сезону и погоде, в том числе:

Мужчины:

— в опрятной и не вызывающе-пёстрой, без надписей рубахе или куртке и т.п.;

— одежда в любую погоду должна закрывать все части тела (не допускаются такие виды одежды как рубахи-безрукавки, короткие до колена брюки, шорты и т.п.);

— при входе в часовню или моленную головной убор должен быть снят;

Женщины:

— одежда должна быть скромной, опрятной, не плотно облегающей части тела и не яркой по цвету, с длинным рукавом;

— не допустимо появление без платка на голове (береты, шляпки и т.п. не допускаются);

— платок должен быть из не прозрачной ткани, не ярким и не цветастым; — голова должна быть покрыта так, чтобы не было видно волос;

— платье (юбка) должны быть длинными, ниже колен (брюки не допустимы);

3. Посещающих Преображенский монастырь убедительно просим:

  • Не фотографировать внутри храма и моленных;
  • На территории монастыря, вне зданий, фотографировать с разрешения экскурсовода;
  • Не членам общины не молиться;
  • Не производить магнитофонных записей;
  • Церковнослужителям иных конфессий входить только в гражданской одежде;
  • На всей территории монастыря не подобает:
  • Бегать, громко разговаривать, кричать и производить другого рода подобные действия, вызывающие повышенный шум и привлечения к себе внимания;
  • Принимать пищу (кушать бутерброды, булочки и т.п.), за исключением пития воды и сока;
  • Курить на всей территории Преображенского монастыря;
  • Бросать мусор в не отведённых для этого местах;

При необходимости уйти с экскурсии до её окончания, в обязательном порядке оповестить об этом экскурсовода;

 

МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ

3
Преображенское – уникальный исторический уголок Москвы, одной из главных исторических вех которого, начиная с 1771 года, тесно связана с возникновением здесь центра староверов-безпоповцев федосеевского согласия.

Основание московской общины было положено в 1771 г., в то время, когда в Москве свирепствовала чума. 14 сентября 1771 года по испрошению купцов Фёдора Анисовича Зенкова, державшего суконную фабрику, и Ильи Алексеевича Ковылина, имевшего кирпичные заводы на выезде из Москвы, в Преображенском был учреждён карантин по уходу за больными, здесь же на кладбище хоронили умерших. Первоначально образованный карантин именовался как Преображенское кладбище (Указом Екатерины II запрещалось хоронить умерших от чумы в московской городской черте). Постепенно центр всё более разрастался, привлекая купцов которые, зачастую, будучи выходцами из народной среды, тянулись к народной церкви. Уже на раннем этапе истории Преображенского кладбища во главе его встают видные и деятельные предприниматели того времени, такие как И. Ковылин. Позже, к вступлению на престол Александра I, фамилии зажиточных федосеевцев были известны всей Москве: Зенков, Ковылин, Шалапутин, Грачёв, Соколов, Большов и другие.

1

В начале 19 века владение общины разделилось на две части – мужской и женский двор. Мужской двор с Успенским и Крестовоздвиженским храмами (часовнями) расширили и обнесли зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. На мужской и женской половинах действовал строгий монастырский устав. Фактически здесь появились два монастыря. Архитектурный ансамбль Преображенского монастыря складывался в течение 27 лет – с 1784 г. до 1811 г., когда воздвигли каменную Крестовоздвиженскую часовню на женском дворе. Часовни, а также богаделенные корпуса с моленными на женском дворе были построены талантливым архитектором Фёдором Кирилловичем Соколовым (1760-1824).

2

15 мая 1809 г. Александра I своим указом утвердил план учреждения «Преображенского Богаделенного дома» и повелел впредь так официально его называть, наделив правами частного благотворительного заведения. К тому времени в общине жили более 1500 человек, а число прихожан превышало 10000, в детской палате помещалось до 200 малолетних детей. Новой благотворительной организации предоставлялось право самоуправления, безотчётного управления своим капиталом, в том числе развивать торговую коммерцию.

В августе 1812 года, перед входом в Москву армии французов, из Преображенского богаделенного дома в село Иваново Владимирской губернии выехало около 300 подвод, гружёных ценностями и важными документами, старинными иконами и книгами. Туда же были отправлены более 200 девушек и молодых женщин, насельниц обители. Многие мужчины, жившие в обители, разбрелись, остались лишь больные и старики. Моленные были закрыты, и службы совершались только в большой палате на Мужском дворе.

В послевоенный период экономическая жизнь общины оживает. К 1830-м годам с общиной были связаны 32 крупные и120 мелких фабрик по производству шерстяных, суконных, шёлковых и бумажных изделий. Так, Ф.А.Гучков владел самой крупной фабрикой г. Москвы того времени. Для понимания роли Преображенского Богаделенного дома уместно привести слова Министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского: «Наши христолюбивые старообрядцы-преображенцы в российском торгово-фабричном деле великая сила, они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до её полнейшего совершенства и цветущего состояния».
В период царствования Николая I и Александра II возвращаются времена жестоких репрессий в отношении староверов.

В 1840-х годах над Преображенским монастырём нависла реальная угроза разорения и даже полного уничтожения. В этой ситуации федосевцы планируют подготовиться к устройству монастыря в безопасном месте за границей (в Пруссии), куда можно было бы перенести московский центр безпоповства и его святыни. Так появился безпоповский Войновский монастырь (ныне близ местечка Войново в Польше). Однако позже обстоятельства изменились к лучшему и от этого плана отказались. Строения же Войновского монастыря остались до сих пор, и там ныне располагается православная женская обитель федосеевцев.

В 1854 г. у федосеевцев отбирается Успенский храм и Крестовоздвиженская надвратная часовня и передаются единоверцам. Более полутора тысяч старинных деревянных икон, собранных староверами, так же достались единоверцам. У староверов окончательно отбирается вся территория мужского двора со всеми строениями и имуществом и в 1866 году на этой территории господствующая церковь открывает Никольский единоверческий монастырь, главной целью которого была борьба со староверием. Призреваемые на территории мужского двора переводятся в корпуса женского двора. Период 1905 – 1917 годов – период обретения реальной религиозной свободы староверами. За этот период общине удаётся сделать очень много. Оживает духовная и экономическая жизнь. Открывается школа для мальчиков и девочек, создаётся типография, иконописная мастерская. В 1912г. по проекту архитектора Л. Н. Кекушева строится больница на 75 койко-мест, оснащённая современным медицинским оборудованием, которая во время Первой мировой войны по решению федосеевцев была предоставлена для лечения раненых фронтовиков. Осуществить многие планы федосеевцев помешала Первая мировая война и разразившаяся в 1917 году революция.

В 1923 г. Никольский единоверческий монастырь был закрыт и власти передали Успенский храм обновленцам (раскольники реформаторы внутри господствующей Церкви). В 1930-х годах властями закрывается храм староверов-поморцев в Токмаковом переулке, а общине предложено занять часть Успенского храма. В 1940-х годах церковный приход обновленцев, занимавших Никольский предел, перестал существовать и его место заняла община Московской Патриархии.

В годы советской власти у федосеевцев отнимают все оставшиеся богаделенные корпуса с моленными за исключением Крестовоздвиженского храма. На восточной части отнятой территории в 1930-х годах власти устраивают сельскохозяйственный рынок, который существует и поныне. В 1990-е федосеевцам возвращена часть строений, которые общиной отремонтированы. В настоящее время на территории бывшего Преображенского монастыря находятся общины федосеевского согласия, поморцев-староверов и приход Московской Патриархии РПЦ. Так же рядом находится территория Преображенского некрополя, который, собственно, и дал жизнь главному духовному центру староверов-безпоповцев. Сегодня здесь могилы как известных староверов (многие из захоронений семейные), так и могилы погибших в годы Великой Отечественной войны.

Все вопросы, возникающие в связи с организацией экскурсии, можно задать связавшись с нами.

Контактное лицо:

Александр Всеволодович Подстригич

Телефоны:

+7 (495) 963-29-30, +7 (495) 963-29-30 

Желательное время звонка:

С 10:30 до 13:00, по рабочим дням

Фотографии: М. А. Панков

 

 

Похожие материалы

0

Корзина