«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
  • Главная
  • Анонсы
  • Организация экскурсий по московскому Преображенскому старообрядческому монастырю

Организация экскурсий по московскому Преображенскому старообрядческому монастырю

Организация экскурсий по московскому Преображенскому старообрядческому монастырю

4.834K
5

Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума
организует пешеходную краеведческую экскурсию по теме:
«МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ»

Продолжительность экскурсии: 3 часа

Сбор группы: у памятника С. Бухвостову

Как добраться: станция метро «Преображенская площадь» (последний вагон из центра), выход по переходу в сторону библиотеки к памятнику С. Бухвостову.

Маршрут: памятник С. Бухвостову – территория Мужского двора – Преображенский некрополь – территория Женского двора.

Начало экскурсии: 10 часов 30 минут;

Дни проведения экскурсии: по графику на каждый месяц;

Экскурсию проводит старовер-поморец Подстригич Александр Всеволодович

Оставьте заявку и мы с вами свяжемся!

Ваше ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Ваш контактный телефон (обязательно)

Предполагаемая дата проведения экскурсии (обязательно)

Удобное время проведения экскурсии

Комментарии

 

Порядок проведения записи на экскурсию

1. Запись для индивидуальных и коллективных экскурсий производится по телефону 8 (495) 963-29-30 с 10.00 до 12.00 ежедневно кроме субботы, воскресения и праздничных дней;

2. Предварительно записаться на можно не позднее чем за двое суток до даты проведения экскурсии.

В ходе экскурсии Вы пройдёте по территории Преображенского монастыря и Преображенского кладбища. Познакомитесь с тем, как возник монастырь и его не простой, во многом драматичной судьбе, как и его насельников. На территории монастыря Вы увидите уникальные строения, возведённые в условиях беспрецедентных гонений в отношении христиан, сохраняющих традиционное православие (староверов) со стороны государственно-церковных властей. Побываете на территории некрополя Преображенского, где покоятся известные староверы такие как: Ковылин, Гучковы, Зимины, Морозовы и многие другие.

На протяжении экскурсии убедительная просьба следовать простым, но обязательным правила на всей территории Преображенского монастыря, с которыми Вы можете познакомиться по памятке, прилагаемой к данной информации.Как произошло староверие, что оно из себя представляет и какой имело и имеет смысл и значение? Вот этим вопросам и будет посвящена наша экскурсия.

Вы узнаете о некоторых сторонах уклада жизни староверов-безпоповцев.
Будет предоставлена возможность зайти в один из действующих храмов.
В заключении экскурсии будет посещение церковной лавки издательства «Третий Рим», где Вы увидите старопечатные дореформенные богослужебные книги, сможете приобрести староверческие издания.

 

ПАМЯТКА
О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ
ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО МОНАСТЫРЯ

Для молитвы, особенно соборной, требуется соблюдать чистоту и приличие в одежде. Причина этого требования — естественное уважение к святости места: небрежение в одежде выражало бы неуважение к храму.

В староверии принята простота и единообразие в одежде. Требуется это для того, чтобы в храме не было места зависти одного одежде другого, не рассеивалось внимание, особенно женщин, не было неравенства молящихся.

На территории Преображенского монастыря находятся часовни и моленные, то есть места невидимого присутствия Божия, и, следовательно, человек прибывая в этих местах, должен неукоснительно выполнять ряд установленных православных церковных правил.

С этой целью:

1. Вход на территорию Преображенского монастыря осуществляется всей группой одновременно под руководством экскурсовода;

2. Посещающие территорию Преображенского монастыря должны быть одеты по сезону и погоде, в том числе:

Мужчины:

— в опрятной и не вызывающе-пёстрой, без надписей рубахе или куртке и т.п.;

— одежда в любую погоду должна закрывать все части тела (не допускаются такие виды одежды как рубахи-безрукавки, короткие до колена брюки, шорты и т.п.);

— при входе в часовню или моленную головной убор должен быть снят;

Женщины:

— одежда должна быть скромной, опрятной, не плотно облегающей части тела и не яркой по цвету, с длинным рукавом;

— не допустимо появление без платка на голове (береты, шляпки и т.п. не допускаются);

— платок должен быть из не прозрачной ткани, не ярким и не цветастым; — голова должна быть покрыта так, чтобы не было видно волос;

— платье (юбка) должны быть длинными, ниже колен (брюки не допустимы);

3. Посещающих Преображенский монастырь убедительно просим:

  • Не фотографировать внутри храма и моленных;
  • На территории монастыря, вне зданий, фотографировать с разрешения экскурсовода;
  • Не членам общины не молиться;
  • Не производить магнитофонных записей;
  • Церковнослужителям иных конфессий входить только в гражданской одежде;
  • На всей территории монастыря не подобает:
  • Бегать, громко разговаривать, кричать и производить другого рода подобные действия, вызывающие повышенный шум и привлечения к себе внимания;
  • Принимать пищу (кушать бутерброды, булочки и т.п.), за исключением пития воды и сока;
  • Курить на всей территории Преображенского монастыря;
  • Бросать мусор в не отведённых для этого местах;

При необходимости уйти с экскурсии до её окончания, в обязательном порядке оповестить об этом экскурсовода;

 

МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ

3
Преображенское – уникальный исторический уголок Москвы, одной из главных исторических вех которого, начиная с 1771 года, тесно связана с возникновением здесь центра староверов-безпоповцев федосеевского согласия.

Основание московской общины было положено в 1771 г., в то время, когда в Москве свирепствовала чума. 14 сентября 1771 года по испрошению купцов Фёдора Анисовича Зенкова, державшего суконную фабрику, и Ильи Алексеевича Ковылина, имевшего кирпичные заводы на выезде из Москвы, в Преображенском был учреждён карантин по уходу за больными, здесь же на кладбище хоронили умерших. Первоначально образованный карантин именовался как Преображенское кладбище (Указом Екатерины II запрещалось хоронить умерших от чумы в московской городской черте). Постепенно центр всё более разрастался, привлекая купцов которые, зачастую, будучи выходцами из народной среды, тянулись к народной церкви. Уже на раннем этапе истории Преображенского кладбища во главе его встают видные и деятельные предприниматели того времени, такие как И. Ковылин. Позже, к вступлению на престол Александра I, фамилии зажиточных федосеевцев были известны всей Москве: Зенков, Ковылин, Шалапутин, Грачёв, Соколов, Большов и другие.

1

В начале 19 века владение общины разделилось на две части – мужской и женский двор. Мужской двор с Успенским и Крестовоздвиженским храмами (часовнями) расширили и обнесли зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. На мужской и женской половинах действовал строгий монастырский устав. Фактически здесь появились два монастыря. Архитектурный ансамбль Преображенского монастыря складывался в течение 27 лет – с 1784 г. до 1811 г., когда воздвигли каменную Крестовоздвиженскую часовню на женском дворе. Часовни, а также богаделенные корпуса с моленными на женском дворе были построены талантливым архитектором Фёдором Кирилловичем Соколовым (1760-1824).

2

15 мая 1809 г. Александра I своим указом утвердил план учреждения «Преображенского Богаделенного дома» и повелел впредь так официально его называть, наделив правами частного благотворительного заведения. К тому времени в общине жили более 1500 человек, а число прихожан превышало 10000, в детской палате помещалось до 200 малолетних детей. Новой благотворительной организации предоставлялось право самоуправления, безотчётного управления своим капиталом, в том числе развивать торговую коммерцию.

В августе 1812 года, перед входом в Москву армии французов, из Преображенского богаделенного дома в село Иваново Владимирской губернии выехало около 300 подвод, гружёных ценностями и важными документами, старинными иконами и книгами. Туда же были отправлены более 200 девушек и молодых женщин, насельниц обители. Многие мужчины, жившие в обители, разбрелись, остались лишь больные и старики. Моленные были закрыты, и службы совершались только в большой палате на Мужском дворе.

В послевоенный период экономическая жизнь общины оживает. К 1830-м годам с общиной были связаны 32 крупные и120 мелких фабрик по производству шерстяных, суконных, шёлковых и бумажных изделий. Так, Ф.А.Гучков владел самой крупной фабрикой г. Москвы того времени. Для понимания роли Преображенского Богаделенного дома уместно привести слова Министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского: «Наши христолюбивые старообрядцы-преображенцы в российском торгово-фабричном деле великая сила, они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до её полнейшего совершенства и цветущего состояния».
В период царствования Николая I и Александра II возвращаются времена жестоких репрессий в отношении староверов.

В 1840-х годах над Преображенским монастырём нависла реальная угроза разорения и даже полного уничтожения. В этой ситуации федосевцы планируют подготовиться к устройству монастыря в безопасном месте за границей (в Пруссии), куда можно было бы перенести московский центр безпоповства и его святыни. Так появился безпоповский Войновский монастырь (ныне близ местечка Войново в Польше). Однако позже обстоятельства изменились к лучшему и от этого плана отказались. Строения же Войновского монастыря остались до сих пор, и там ныне располагается православная женская обитель федосеевцев.

В 1854 г. у федосеевцев отбирается Успенский храм и Крестовоздвиженская надвратная часовня и передаются единоверцам. Более полутора тысяч старинных деревянных икон, собранных староверами, так же достались единоверцам. У староверов окончательно отбирается вся территория мужского двора со всеми строениями и имуществом и в 1866 году на этой территории господствующая церковь открывает Никольский единоверческий монастырь, главной целью которого была борьба со староверием. Призреваемые на территории мужского двора переводятся в корпуса женского двора. Период 1905 – 1917 годов – период обретения реальной религиозной свободы староверами. За этот период общине удаётся сделать очень много. Оживает духовная и экономическая жизнь. Открывается школа для мальчиков и девочек, создаётся типография, иконописная мастерская. В 1912г. по проекту архитектора Л. Н. Кекушева строится больница на 75 койко-мест, оснащённая современным медицинским оборудованием, которая во время Первой мировой войны по решению федосеевцев была предоставлена для лечения раненых фронтовиков. Осуществить многие планы федосеевцев помешала Первая мировая война и разразившаяся в 1917 году революция.

В 1923 г. Никольский единоверческий монастырь был закрыт и власти передали Успенский храм обновленцам (раскольники реформаторы внутри господствующей Церкви). В 1930-х годах властями закрывается храм староверов-поморцев в Токмаковом переулке, а общине предложено занять часть Успенского храма. В 1940-х годах церковный приход обновленцев, занимавших Никольский предел, перестал существовать и его место заняла община Московской Патриархии.

В годы советской власти у федосеевцев отнимают все оставшиеся богаделенные корпуса с моленными за исключением Крестовоздвиженского храма. На восточной части отнятой территории в 1930-х годах власти устраивают сельскохозяйственный рынок, который существует и поныне. В 1990-е федосеевцам возвращена часть строений, которые общиной отремонтированы. В настоящее время на территории бывшего Преображенского монастыря находятся общины федосеевского согласия, поморцев-староверов и приход Московской Патриархии РПЦ. Так же рядом находится территория Преображенского некрополя, который, собственно, и дал жизнь главному духовному центру староверов-безпоповцев. Сегодня здесь могилы как известных староверов (многие из захоронений семейные), так и могилы погибших в годы Великой Отечественной войны.

Все вопросы, возникающие в связи с организацией экскурсии, можно задать связавшись с нами.

Контактное лицо:

Александр Всеволодович Подстригич

Телефоны:

+7 (495) 963-29-30, +7 (495) 963-29-30 

Желательное время звонка:

С 10:30 до 13:00, по рабочим дням

Фотографии: М. А. Панков

 

 

Похожие материалы

0

Корзина