Архитектурный комплекс Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины – как духовно-культурный феномен
* Людмила Вениаминовна Клешнина –
дипломированный архитектор
Ув. наставники, руководство общины, гости! Благодарю вас за поддержку в создании книги о сакральном комплексе РГСО, за единодушие в понимании проблем сохранения русского культурного наследия.
Сакральный комплекс рижских староверов складывался в течение 200 лет и сохранился до наших дней почти не поврежденным. Эта застройка до сих пор остается уникальным культурным феноменом староверов-поморцев, единственным в мире не только по величине, но и по архитектурным особенностям. В бурном море житейской суеты предки создали этот городской квартал, в котором воплотили свои представления о благочестивой жизни, осененной благодатью старой веры. Они создали среду для христианской жизни, где от младенчества до ухода в другой мир человек мог быть с Богом, где обстоятельства жизни вели к достижению духовной цели – Спасению. Благотворительность, попечительство о стариках и детях воплотились в строительстве и обустройстве богадельни, детского приюта, детского сада и школы, жилого дома, а стойкость в вере помогла построить величественный храм. Как это у них получилось? И почему мы больше такого осуществить не можем?
Думается, что причиной стало изменение нашего мировоззрения. Изложение событий строительства 1885-1887 годов вы найдете в упомянутой книге, а сегодня хочется обратить ваше внимание на подробности, которые не вошли в книгу. Попробуем реконструировать образ мыслей участников строительства.
Источником информации для написания книги послужили протоколы собраний Комитета по перестройке Гребенщиковского Богоугодного заведения, которые хранятся в архиве общины. Письмоводитель Антон Герасимович Корнилов, учитель Гребенщиковского начального училища, в течение 3 лет подробно записывал содержание решений и прений членов Комитета и строительной комиссии по возникавшим на стройке текущим техническим проблемам, по разным вопросам. Благодаря его добросовестности, мы сегодня имеем уникальную возможность документально засвидетельствовать подробности создания сакрального комплекса.
Члены строительной комиссии ежедневно вели надзор строительных работ, каждые три дня собирались на так называемые «планерки», и раз в неделю на них обычно присутствовал архитектор. Читая протоколы, поражает серьезность намерений и высочайший профессионализм всех участников строительного процесса – заказчиков, архитектора, подрядчиков. Подрядчики должны были представить на рассмотрение комиссии образец своих изделий, например, изготовить окно по данным им чертежам, или на месте выполнить фрагмент работ, например, выложить печь. Комиссия по этим примерам решала, кому дать подряд. Строили не только добротно, но и с пониманием сакральных смыслов.
Прошло всего 136 лет, а мы уже забыли принципы храмостроительства. Сложились новые стереотипы сознания. Один из них: «У староверов нет храмов!», который послужил основанием для другого: «Что мне стоит храм построить! Лишь бы деньги были.» Мы помним только тех, кто деньги дал. Да, купец Ломоносов финансировал возведение парадной лестницы в 1863 году. А чей гений задумал и воплотил в жизнь эту пристройку, над которой через 43 года органично вознеслась величественная колокольня? Ответа нет. Забытых имен много: Иона Федотьевич Тузов, Григорий Григорьевич Лашков, плотник Ф. В. Гопфе – мы не знаем их биографий. Имена архитекторов Яниса Бауманиса, Рейнхольда и Александра Шмелингов помнят только профессионалы. А ведь их вклад в создание храма невозможно переоценить.
Кратко вспомним историю комплекса. Согласно тексту закладной доски, которая находится под солеёй храма, богоугодное заведение основано в 1750 году, когда на берегу Даугавы был куплен участок земли и возведено первое деревянное здание. Местность была свободной от застройки, но среди песчаных дюн остановились именно на этом месте. Кто его выбрал? Владелец земли и строения купец 1-й гильдии Сава Дьяконов? Понятно, что при богадельне было задумано и прикровенное помещение для молитв. Можем предположить, что основатели богадельни сделали выбор согласно сакральным смыслам, которые были им известны по вероучению. Цитата из Евангелия от Иоанна гласит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.» Ин 7:38. Вспомним, что храмы на Руси всегда старались разместить на возвышенности и вблизи какого-либо источника «воды живой». Так строились и моленные Латгалии, где обычно рядом с храмом есть ручей или небольшой водоем.
К концу 18 века на берегу Даугавы уже было построено каменное здание. Богадельня пострадала в пожаре 1812 года, но её восстановили на прежнем месте. Для руководства работами был приглашен профессионал — рижский бау-адъютант, инженер-подполковник Рейнеке. Здание было двухэтажным с мансардой. В центре – моленная, с запада и востока – помещения женской и мужской богаделен. В течение следующих 70 лет вокруг основного здания сложилась стихийная застройка отдельных строений – школа, детский приют, хозпостройки. К зданию была пристроена парадная лестница. Но первый этаж часто затоплялся во время половодий, и через 60 лет эти помещения стали непригодны для проживания.
Что строилось в Риге в те годы? В 1857-1863 годах был осуществлен снос укреплений старого города. В Риге начался строительный бум по застройке нового центра. В 1885-1887 годах после пожара был восстановлен немецкий театр, строилось здание цирка, Окружной суд. Все конфессии старались возвести новые храмы, именно в эти годы были построены:
- 1869 Гертрудинская лютеранская церковь,
- 1871 Большая синагога,
- 1879 Свято-Покровская православная церковь,
- 1884 Христорождественский православный собор,
- 1887 лютеранская церковь св. Павла,
- 1887 храм баптистов Виландской общины.
Староверы не могли остаться в стороне от общей строительной активности. Вероятно, в обществе ходили слухи о возможных смягчениях в политике властей. Указ императора Александра III «О даровании раскольникам некоторых прав…» был оглашен в 1883 году, но уже заранее, в 1880 году староверы заказали проект модернизации своего храма архитектору Рейнхольду Шмелингу. И этот выбор нам очень понятен: с 1879 года он занимал должность главного архитектора города, был уже известен как мастер своего дела.
Рейнхольд Шмелинг – балтийский немец, талантливый выпускник С.-Петербургской Академии художеств, работал в России, вернулся в Ригу. Его постройки формировали облик нашего города, они очень характерны и узнаваемы — три больницы, пять пожарных депо, два рынка, двадцать школ и около пятидесяти общественных зданий. В 1880 году по его проекту строилось здание АО Улей (ныне Русский театр). Мастер так называемого «кирпичного» стиля, он владел им виртуозно. Предложенный им новый облик богадельни был красивым и очень современным для того времени, выполнен в официальных псевдорусских формах, как с элементами «русского узорочья», так и нового кирпичного стиля. Но староверы признали проект «не вполне удовлетворительным» и не приняли его к исполнению, так как самосознанию староверов-федосеевцев эти архитектурные формы не вполне соответствовали. Надо отметить, что Рейнхольд Шмелинг не строил храмов, он был представителем рационально-технической плеяды архитекторов того времени, символическим мышлением явно не отличался, и потому, вероятно, не углублялся в сакральные смыслы, присущие особенностям архитектуры староверских моленных. Однако, это не помешало его сотрудничеству с общиной в строительстве других сооружений. Уже в 1883 году ему был заказ проект новой каменной ограды, который был осуществлен в 1884 году, когда при наводнении был разрушен деревянный забор. Архитекторам присуще задумываться, почему отклонен его проект. Думается, что выводы были сделаны, и ворота ограды удалось запроектировать в традиционных для староверов формах, как прикровенный знак сакрального пространства. Ограда простояла 118 лет, но к концу XX века ворота пришли в аварийное состояние. В 2002 году нам с инженером Арнисом Асисом пришлось укреплять фундаменты, выпрямлять пилоны, обновлять отделку. Со стороны общины восстановлением ворот и строительством новой сторожки руководил Николай Тимофеевич Иванов.
Итак, в 1885 году был образован Строительный Комитет в составе 42 человек, и председателем его выбран Иона Федотьевич Тузов. Выбор председателя не был формальным или случайным. Мы не знаем, какое образование было у Ионы Тузова, но со страниц протоколов он предстает очень компетентным руководителем. Братья Иона и Никифор Тузовы имели в Риге бизнес по строительству общественных бань. Это были технически оснащенные сооружения, для их строительства требовались самые современные технологии того времени по снабжению водой, паром, вентиляцией. Староверское общество делилось на сторонников двух партий – аристократической и демократической. Иона Тузов придерживался «аристократических» взглядов, то есть был сторонником сохранения традиций. Именно такую программу действий он огласил на одном из первых собраний Комитета и предложил на рассмотрение проект приглашенного им архитектора Яниса Бауманиса.
Янис Бауманис был известен в Риге не менее Рейнхольда Шмелинга, но это был человек совсем другого склада, о чем говорят его работы. Известно, что он родился в очень верующей латышской семье, смолоду хотел быть лютеранским священником, но ему была определена судьба первого профессионального латышского архитектора. Как ученик гениального Людвига Бонштедта он был воспитан на идеях романтизма. В 1870-1880 годах Янис Бауманис занимал должность архитектора Лифляндского губернского Управления, и за эти годы выполнил около 20 проектов православных храмов для Лифляндии. Православный канон был ему хорошо знаком, при этом ему удалось найти своеобразный стиль для облика прибалтийских храмов. Янис Бауманис имел так же опыт проектирования современных для того времени инженерных конструкций. По его проекту было возведено здание цирка, перекрытое оригинальным куполом. В 1882-1884 годах совсем рядом с богадельней, на ул. Католю, рядом со старым староверским кладбищем по его проекту строилась православная церковь Всех Святых. Каноничность архитектуры в сочетании с неординарностью облика этого храма, качество строительных работ были очевидны. Выбор этого архитектора оправдал себя, ему удалось духом проникнуть в традиции староверия.
Строительство началось с возведения новой богадельни для призреваемых женского пола. Подобное дворцу здание с высокими потолками, большими окнами и удобной планировкой было проявлением заботы о престарелых матерях и сестрах. Для мужской половины были перестроены более скромные помещения за иконостасом храма. Грандиозными были замыслы по перестройке моленной. Архитектору удалось сохранить внешнюю прикровенность объема, но в интерьере воплотить все канонические традиции древлеправославного храма. Интересно решение с куполами, встроенными в пространство чердака, через которые во время богослужений в храм проникает луч света. Впечатляет инженерное решение перекрытия зала: деревянные балки пролетом 35,0 м (!), подвешенные к пространственным фермам крыши. Конструкции были запроектированы Янисом Бауманисом, а воплотил их плотник Ф. В. Гопфе. Самыми современными в храме были и другие технические решения, как-то: изящные чугунные колонны, поддерживающие хоры, естественная вентиляция через купола, воздушное отопление с большой печью под храмом, механизм подъема паникадила, противопожарные мероприятия.
Очень строгие требования были предъявлены к проектированию иконостаса, чему сегодня можно только по-хорошему позавидовать. Архитектору был заказан проект конструкции по определенной заданием программе. Для определения места иконам была образована отдельная комиссия, из Москвы был выписан мастер Басуров для консультаций. Старались максимально сохранить старые реликвии. Обустройством интерьера руководил Григорий Григорьевич Лашков. Он заказал и пожертвовал храму два новых малых паникадила. Старое большое паникадило за его счет отправили в Москву для ремонта, там его позолотили и посеребрили. Почему именно Григорий Лашков занимался предметами церковного искусства? Ответа нет, его биография нам неизвестна.
Освящение моленной состоялось 29 и 30 сентября 1887 года.
В последовавшие затем двадцать лет продолжалось обустройство территории благочестивой жизни. В сотрудничестве с Рейнхольдом Шмелингом были построены техническо-бытовые сооружения: каменный забор вокруг всей территории, прачечная и баня с мощным паровым котлом (1893), начальное училище (1894), жилой дом (1898). Манифест о веротерпимости 1905 года позволил осуществиться давно задуманному строительству колокольни. Александру Шмелингу, сыну Рейнхольда, молодому архитектору-новатору удалось сочетание традиционных приемов и элементов нового югендстиля. Нам неизвестно, заказчик или архитектор указал прототип для новой колокольни – столпообразный храм Ивана Великого Московского Кремля? Но можем признать, что талантливая интерпретация прототипа удачно завершила формирование сакрального комплекса, духовным ядром которого была задумана и до наших дней является моленная. Грандиозный образ корабля Спасения был осуществлен и сохранился до наших дней.
Воплотить в жизнь этот замысел позволило единодушие и единомыслие всех участников строительства, как об этом писал главный попечитель Гребенщиковского заведения надворный советник Петр Рожанский: комплекс
« ….построен при полном согласии всего Общества… …пусть служит примером тому, как при единодушном и полном согласии Общества из малого можно творить большие дела».
*Выступление 26 декабря 2022 года подготовленное к духовно-историческим чтениям «Гребенщиковская община: прошлое и настоящее».
Людмила Вениаминовна Клешнина — латвийский архитектор. С 1995 года работает по теме церковного искусства и православного храмостроительства, по ее проектам построены и восстанавливаются православные храмы в Даугавпилсе, Огре, Балвы, Лиелварде, Граверах, деревне Захново Псковской обл., а также разработан проект нового храма в Плявиняс. Участвовала в восстановлении православного собора в Елгаве, в обновлении благоустройства храмового комплекса Гребенщиковской старообрядческой общины в Риге.
В рамках научно-исследовательского проекта Латвийского университета в 2008 году принимала участие в обследовании культурного наследия староверов в Даугавпилсском районе.
Фотографии из изданной в 2022 году книги автора Л. В. Клешниной «Сакральный комплекс Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины». Культурный феномен.