В результате двух принятых несколько лет назад органами исполнительной власти Российской Федерации актов была создана значительная угроза сохранности духовного центра российского старообрядчества и уникального памятника истории и культуры — Ансамбля Преображенской старообрядческой общины (монастыря) в Москве.
Московский Преображенский старообрядческий монастырь (до революции именовавшийся «Богаделенным домом») является единственным в Москве старообрядческим монастырем. Он был построен в конце XVIII — начале XIX вв. Для старообрядцев-беспоповцев это крупнейший исторический религиозный центр, для русской культуры – уникальный исторический и архитектурный памятник.
Свыше 25 лет Ансамблем Преображенской старообрядческой общины на праве безвозмездного пользования владеет Совет церковных приходов Преображенского монастыря. В Совет, образованный в 1992 г., вошли все исторически существовавшие на территории Преображенского монастыря религиозные организации — Московская Преображенская старообрядческая община, непрерывно действующая с момента создания обители в XVIII в., Московская Поморская старообрядческая община, централизованная религиозная организация Древлеправославная Поморская Церковь и приход храма свт. Николая Чудотворца Московской епархии РПЦ. За прошедшие годы Советом была проделана большая работа по реставрации зданий и благоустройству территории.
Как и любой монастырь, Преображенская обитель была окружена стенами и башнями, образовывавшими закрытое от мира внутреннее пространство. В 1930-х гг. часть монастырских стен была разрушена. На восточной стороне сохранились две монастырские башни, а между ними и основными постройками монастыря власти разместили продуктовый рынок. В 1998 г. вся монастырская территория формально была передана в безвозмездное пользование Совету церковных приходов Преображенского монастыря, однако и до наших дней рынок, занимающий в монастыре почти три гектара, не трогается с места.
Очевидно, что без вывода с монастырской территории Преображенского рынка невозможно восстановить пролегавшие по его месторасположению стены монастыря и возродить исторический облик Преображенского монастыря. Монастырь был принят под охрану как памятник истории и культуры еще в 1960 году, но с того времени органы охраны памятников не озаботились ни уточнением состава объектов монастырского ансамбля, ни определением границ территории памятника.
Внезапно, безо всякого предварительного диалога с Советом, 14 февраля 2011 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия при Министерстве культуры Российской Федерации (далее — Росохранкультура) был издан Приказ № 182 «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины, XVIII-XIX вв., арх. М.Ф. Казаков» и правового режима использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия». Тем самым был грубо нарушен пункт 7 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому «органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов», Росохранкультура скрыла от Совета информацию о подготовке и издании данного приказа. О его существовании в Совете узнали только в декабре 2011 г.
Шахов Михаил Олегович доктор философских наук, профессор: «Что создает препятствия восстановлению Ансамбля Преображенского старообрядческого монастыря?»
В чем же сущность этого приказа и какую угрозу несет он для сохранности Преображенского монастыря? Значительная часть земельного участка монастыря, включая землю, занимаемую Преображенским рынком, данным приказом исключена из территории памятника. Главный двор монастыря с соборным храмом – территория памятника, две уцелевшие башенки на восточной границе – две изолированных маленьких территории памятника, а вот огромная часть (примерно 4 га) внутренней монастырской территории между главным двором и башенками – не территория памятника. Это значит, что разрушения советского периода фиксируются на будущее время – если монастырские стены разломаны, то место их нахождения больше не памятник и воссоздавать их не нужно. Соответственно, можно, к огромной радости коммерсантов с Преображенского рынка, не выводить рынок, не восстанавливать разрушенное, а оставить всё как есть. Если этот участок – не территория памятника религиозного назначения, её можно распродать в собственность коммерческих структур с последующей застройкой. В этом случае монастырь никогда не вернет свой исторический облик, не будет отстроена разрушенная часть стен, оторванные разрушителями от основной территории башенки останутся лишь напоминанием о том, где были подлинные границы Преображенского монастыря. Фактически приказ Росохранкультуры создает непреодолимое препятствие для возрождения старообрядческого религиозного центра и уникального объекта русского культурного наследия.
Прямым следствием данного Приказа, угрожающим сохранности объекта культурного наследия стало исключение 4 гектаров его территории из-под действия ограничительных норм части 2 ст. 50 ФЗ «Об объектах культурного наследия», согласно которой «объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Внутри монастырской территории возник земельный участок, доступный для приватизации и застройки, что непоправимо воспрепятствует восстановлению разрушенной части монастырских стен и реставрации ансамбля как единого целого. Несомненно, такой Приказ прежде всего отвечает интересам коммерческих структур, ведущих или намеревающихся вести деятельность на территории Преображенского рынка. (Притом, что властями г. Москвы ведется работа по выводу ГУП «Преображенский рынок» с монастырской территории для обеспечения реставрации, монастырского ансамбля).
Крайнее недоумение и возмущение вызывает то обстоятельство, что действия, которые юридически закрепляют невозможность исправления повреждений, причиненных Преображенскому монастырю в ХХ веке, производятся от имени органа власти, призванного охранять (!) культурное наследие. Оказалась разрушена часть стен, оказались две башни отделены внедренным в монастырь рынком – пусть так и будет навсегда, пусть лишенная статуса территории памятника часть монастыря попадет неведомо в чьи руки и окончательно утратит шансы быть восстановленной! Это логика не охраны, а разрушения памятника.
Учитывая вышеизложенное, на заседании секции «Ландшафтно-архитектурных комплексов и историко-культурных заповедников» Научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия при Министерстве культуры РФ, состоявшемся 01 марта 2013 г. была принята рекомендация Министерству культуры отменить приказ Росохранкультуры от 14.02.2011 г.
Совет обратился 23.07.2013 к министру культуры РФ В.Р. Мединскому с письмом об отмене приказа Росохранкультуры от 14.02.2011 г. с учетом рекомендации Научно-методического совета. В ответ Советом была получена формальная отписка из Мосгорнаследия от 10.09.2013 № 16-09-216г/3-1, в которой игнорируется вся аргументация Научно-методического совета, но рассказывается о том, что на не вошедшей в границы ансамбля территории расположен «любимый москвичами Преображенский рынок». Таким образом, рекомендация Научно-методического совета о восстановлении границ территории памятника оказалась проигнорированной органами охраны памятников.
Вторая, также возникшая внезапно и «на пустом месте» угроза сохранности Ансамбля Преображенской старообрядческой общины связана с разделением прав собственности на монастырские здания.
Более 20 лет оставался неурегулированным вопрос о том, относится ли Ансамбль к федеральной собственности или к собственности г. Москвы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 438-р часть зданий Ансамбля Преображенской старообрядческой общины в количестве 13 объектов отнесены к тем, в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации. Это решение было принято вопреки предложению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, представленному в письме министру экономического развития Э.С. Набиуллиной от 24.08.2011 г., в котором ансамбль был рекомендован к включению в список памятников истории и культуры, подлежащих передаче в собственность г. Москвы при разграничении прав собственности между Российской Федерацией и Москвой, а также вопреки позиции Совета. На совещании, организованном Росимуществом 25 декабря 2012 г. представители Росимущества не смогли дать никакого объяснения, почему данные объекты распределяются в федеральную собственность, а не в собственность Москвы.
В результате принятого Распоряжения Правительства РФ Ансамбль Преображенской старообрядческой общины оказался разделен между двумя собственниками — вышеупомянутые 13 объектов отнесены к федеральной собственности, а другие 14 объектов, не являющиеся памятниками государственного значения, но также входящие в состав Ансамбля и расположенные внутри монастырской территории в непосредственной близости с объектами, отнесенными к федеральной собственности, являются собственностью г. Москвы. Среди этих объектов – 4 монастырских палаты XIX в., кельи, больница (арх. Л.Н. Кекушев), складской корпус начала XIX в., дома причта. Часть из них имеет статус объекта культурного наследия регионального значения или выявленного объекта культурного наследия. Никаких правовых оснований для изъятия этих зданий в федеральную собственность не имеется.
Следует также учесть, что Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины не используется для федеральных нужд, в нем отсутствуют федеральные учреждения и предприятия. Но в одной из монастырских палат расположен Отдел вневедомственной охраны при УВД ВАО г. Москвы, а внутри периметра стен монастырского ансамбля по д. 17 земельный участок площадью 2,83 га занят московским ГУП «Преображенский рынок». Отнесение ансамбля к федеральной собственности повлечет возложение на федеральный бюджет расходов по последующему выводу указанных московских организаций за пределы объекта религиозного назначения.
Гораздо более соответствующим обеспечению единства Ансамбля Преображенской старообрядческой общины и юридически корректным решением было бы его отнесение в целом к собственности г. Москвы. В нынешней же ситуации неизбежным следствием разделения монастырских зданий между двумя собственниками (Российской Федерацией и г. Москвой) станет также и разделение единого земельного участка на несколько фрагментов.
Таким образом, в результате Приказа Росохранкультуры от 14.02.2011 № 182 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 438-р здания и территория Ансамбля Преображенской старообрядческой общины подвергнуты необъяснимому с точки зрения государственных интересов разделению, которое ставит под угрозу его дальнейшее возрождение и само существование.
К сожалению, за годы, истекшие после издания вышеназванных актов федеральных властей, ситуация нисколько не переменилась к лучшему. Хочется выразить надежду на то, что к предстоящему в 2020 году празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума государство все же найдет возможность исправить положение дел.