Крестовоздвиженская моленная

Музей истории и культуры Староверия на Преображенском при Московской Поморской общине

В декабре 2023 г. на Четвертых Ковылинских чтениях состоялось официальное открытие «Музея
истории и культуры Староверия» в помещении Братского корпуса Московской Поморской
общины. За два года до этого руководство общины произвело качественный ремонт в этой части
здания, которое до этого находилось в плачевном состоянии. Музей создавался усилиями
Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума. В начале была создана
фотовыставка, посвященная Пустозерску (месту гибели протопопа Аввакума и его соузников в 17
веке) и современному паломничеству староверов в эти святые места (автор экспозиции
М.Б. Пашинин). Она разместилась в конференц-зале общины. Затем, благодаря поддержке
Президентского гранта, а также староверов-попечителей была организована вторая часть музея, в
соседних помещениях. Всего общиной на благотворительных началах выделено под Музей четыре
зала общей площадью около 200 кв.м. В основу собрания Музея положена коллекция
М.Б. Пашинина, издателя, общественного старообрядческого деятеля, председателя Культурно-
паломнического центра имени прот. Аввакума, которое собиралось последние 35 лет.

В настоящее время в фонд Музея входят три фотовыставки «Пустозерск – земля Аввакума»,
«Староверие Севера» и «Московский Преображенский монастырь. Вехи истории» (все — автор
М.Б. Пашинин). Два зала посвящены музейным экспонатам, которые представляют культурное и
духовное наследие Староверия. Фонд музея можно разделить на несколько больших групп:
староверческая книжность, иконописная традиция (иконы на дереве), меднолитые иконы, резные
иконы на дереве, церковная утварь (кадильницы, лестовки, подрушники и т.д.).

Самой крупной частью собрания является старообрядческая книжность. Ее, в свою очередь,
можно разделить на несколько частей. Самая уникальная часть – это рукописные книги, каждая из
которых является единственным экземпляром и представляет историческую и культурную
ценность. В экспозиции представлены старообрядческие сборники 17-20 вв., посвященные
разным полемическим вопросам как с новообрядческой церковью, так и внутри
старообрядческих. Близкой к книжности является традиция старообрядческого лубка. Она
выросла из рукописной книжной миниатюры и имеет нравственную, назидательную основу. В
коллекции представлены экземпляры лубков и миниатюр от 17 до 20 вв., как рукописные, так
печатные (Преображенской типографии). Часть лубков, выставленных в Музее, являются
оригинальными , другая часть, посвященная настоятелям Выговского монастыря, копиями. В
настоящее время их оригиналы сохранились только в музеях. Организаторы Музея посчитали
необходимым использовать хотя бы копии, т.к. 2023 год был посвящен 300- летию создания
Поморских ответов, созданных на Выгу братьями Денисовыми, а затем ставшими краеугольной
частью поморской традиции. Печатная книга представлена различными старообрядческими
изданиями, в основном 19-20 вв. В том числе выставлено печатное издание Поморских ответов
Преображенской типографии 1911г., ныне библиографическая редкость. Особенным экспонатом
является Толковый Псалтырь, самое большое по размерам и обьему староверское издание
(издавалось один раз во второй половине 19 в.). Редкими экспонатами являются книги,
напечатанные на гектографе ( техника печати существовавшая в подпольных старообрядческих
типографиях конца 19 века). Интересными изданиями представляются книги, напечатанные в
типографиях зарубежья, где сохранились крупные староверские общины (19-12 вв.). В собрании
представлены и современные издания, посвященные протопопу Аввакуму, подборка Поморских
Старообрядческих календарей за разные годы и др..

Иконописная часть собрания представлена иконами Выговского письма (св. Никола, св. Параскева,
Распятие с предстоящими) 18 века, а также иконы письма Московских Преображенских
мастерских. В основном это избранные святые (семейные небесные покровители), видимо, заказы
отдельных прихожан. Эта школа второй половины 19 века недавно была открыта искусствоведом
Д.Е. Мальцевой (Русский Музей). Также в экспозиции представлены иконы современных

поморских иконописцев Сергея Иванцова, Вячеслава Русакова, Георгия Рощина, Ильи Мельникова

и др. Особая тема в иконописной традиции – резная икона по дереву. Несмотря на свою
аскетичность она имеет свой северный неповторимый колорит и редко встречается в центральной
России. Это предметы привезенные с Русского Севера (Архангельская, Вологодская, Кировская
области, Карелия, Республика Коми). Как правило — это традиция беспоповских согласий.
Необычной частью собрания являются кадильницы (кацеи). У беспоповцев была своя традиция
изготовления кадило, отличающегося от священнического. Несмотря на строгость церковных
правил, каждый мастер вносил что то свое в изготовление этого необходимого предмета
церковной службы. Особенно редкими являются глиняные кацеи, эта традиция бытовала на
Русском Севере, и в силу своей хрупкости мало сохранялась.

Также в экспозиции представлены старинные лестовки (четки), как вышитые серебром, так и
жемчугом. Рядом выставлены современные образцы.

Особая тема экспозиции – старинные фотографии. Два стенда представляют подборку несколько
десятков дореволюционных портретов старообрядческих типов из разных регионов России.
Вторая часть коллекции — фотографии известного дореволюционного мастера Дмитриева. Это
староверы Поволжья, скиты, портреты, моленные.

Экспозиция Музея не является законченной, это только начало. Организаторы надеются на
дальнейшее сотрудничество с представителями академической науки, на помощь прихожан
Московской и других общин, впереди еще большой обьем работы.

Запись на экскурсию в Музей:
тел.: +7(926) 741-97-70 или +7(916) 175-03-76
email: tririm@yandex.ru
Директор Музея
Пашинин Максим Борисович

Фотовыставка Пустозерск — земля Аввакума

Фотовыставка Староверие Севера

Старообрядческая книжность

Лубки

Старообрядческая иконопись

Меднолитые иконы

Резные иконы

Церковная утварь

Старообрядческий погост: семиотика культурного пространства (по материалам староверов-беспоповцев, проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми)

Рисунки с Севера

Крайний Север издавна славится своей природной прелестью, чарующей игрой красок северного сияния. С детских лет северяне слушают рассказы, сказки об этом величии, они передаются из поколения в поколение из уст в уста — от бабушек, дедушек внучатам, а затем уже и сами дети становятся носителями устного народного творчества.

Все это было положено в замысел и тему Нарьян-Марского детского конкурса рисунка «Северная сказка рядом», организованного старообрядческой поморской общиной г. Нарьян-Мара. В 2023 году общине исполняется 25 лет. Этот конкурс стал одним из мероприятий, посвященных  юбилейной дате.

Пейзажи северной природы, строений в стиле северного деревянного зодчества, облика древнего Пустозерска, иллюстрации к северным сказкам, легендам и стали мотивам  детских рисунков. Порадовала большая география участников. Это юные художники, дети и внуки прихожан общины, ребята из детских садов, школ города Нарьян-Мара, поселков Искателей, Бугрино, Хорей-Вера, Нельмин-Носа, Амдермы, села Коткино.

Жюри в составе представителей старообрядческой общины  и других организаторов конкурса рассмотрели детские работы, предоставленные на конкурс. А 15 сентября в выставочном зале часовни на территории Древлеправославного церковного комплекса Нарьян-Мара состоялось открытие выставки рисунков. На стенде и в альбоме было размещено около 50 работ детей. В этот день прошло награждение участников. Настоятель общины отец Пётр (Александр Иванович Ляпунов) коротко познакомил участников и посетителей выставки с историей общины,  поблагодарил детей и их наставников  за хорошие творческие работы, пожелал им дальнейшего вдохновения и успехов, а затем вручил всем детям памятные дипломы и подарки.

В возрастной группе от 10 до 14 лет призовые места завоевали рисунки

Железновой Татьяны, Дубининой Татьяны, Филиппопой Анастасии.

Победителями  в возрастной группе от 6 до 9 лет стали творческие работы Паневина Кирилла, Валерии Оланкиной Анны Терещенко.

Впечатлениями от просмотра выставки поделилась специалист в оценке детского художественного творчества Ирина Селиверстова:

— Детские рисунки всегда чудесны повествовательной непосредственностью, эмоциональной искренностью. Взять работу шестилетнего Ермолина Льва «Поездка в Пустозерк»: домик, олень, грибы, обязательно улыбающееся солнышко – чудесная картина мира! Кстати, Лев, участвуя в Крестном ходе, и сам побывал недавно в Пустозерске.

 

Сергей Никулин, председатель совета Нарьян-Марской поморской общины.

Опубликовано: газета «Старообрядецъ», № 92, январь – февраль 2024

Благословение в Крестцах

26 октября 2023 года в храме Крестецкой поморской общины в присутствии причетников и молящихся из Риги, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова и Волота состоялось благословение в степень духовного наставника Алексея Геннадьевича Деликатного.

Благословение совершил духовный отец благословляемого Феодор Павлович Бехчанов (Латвия, наставник в РГСО и Ли́ванах) при участии духовных наставников Невской общины – председателя РС ДПЦ Владимира Викторовича Шамарина, Арсения Владимировича Шамарина, Антония Вячеславовича Ларионова, наставника Псковской общины Алексия Григорьевича Косолапова и наставника Горо́дцевской общины Новгородской области Феодора Васильевича Волкова. На благословение собрались многочисленные прихожане из Крестец, Окуловки, Великого Новгорода. Большая делегация прибыла из Петербурга. В числе гостей были заместители председателя РС Андрей Станиславович Клямко и Алексей Александрович Безгодов.

После благословения был отслужен торжественный молебен святителю Никите Новгородскому, храмовому святому Крестецкой общины. Прозвучало много напутственных слов новоблагословлённому, вручены подарки.

Алексей Геннадьевич родился в городе Резекне (Латвия) 22 мая 1987 года в християнской семье. С детства принимал участие в соборной службе. Закончил юридический факультет Международной Балтийской Академии в Риге, юрист по гражданскому праву. Служил в Рижской Гребенщиковской общине, отлично изучил церковный Устав и знаменное пение. Преподавал в Рижском Гребенщиковском училище, а позднее на курсах при Невской общине в Петербурге. Вступил в християнский брак с Наталией (Варварой) Вячеславовной Ким, растит дочь Елизавету.

В 2015 году приглашён на служение в Крестецкую общину, которая в тот момент начинала строительство храма, вместе с супругой активно занимались строительством и обустройством храма, которое выполнено с большим художественным вкусом во всех деталях. Сумел сформировать практически заново причт, в общине действует воскресная школа, регулярно совершаются крещения. Алексей Геннадьевич духовно опекает ряд близлежащих районов Новгородской области, а также для совершения таинств по просьбам местных общин выезжает в п. Ковернино Нижегородской области и в г. Астрахань.

Особая благодарность председателю Крестецкой общины Клавдии Яковлевне Барыгиной, благодаря усилиям которой А.Г. Деликатный оказался в Кре́стцах. Она обеспечила начальные жилищно-бытовые и материальные условия молодому церковнослужителю.

В.В. Шамарин, сайт «Староверы-поморцы»

Опубликовано: газета «Старообрядецъ», № 92, январь – февраль 2024

Форум в Доме Пашкова

7 декабря 2023 года в Москве в здании Дома Пашкова Российской государственной библиотеки состоялся Международный старообрядческий форум. Его организаторами  выступили Русская Православная Старообрядческая Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная старопоморская Церковь федосеевского согласия при содействии благотворительного фонда «Правда Русская». Всего в этот день в Доме Пашкова собралось около 200 делегатов и гостей.

Нынешний Форум стал третьим по счёту и был приурочен к 300-летию появления на свет книги «Поморские ответы» — одного из самых ранних старообрядческих произведений, отстаивающих вероучительную позицию староверов. Форум собрал представителей старообрядческих общин из России, от Смоленска до Владивостока и от Архангельска до Барнаула, а также делегатов из Белоруссии и Молдовы. С большим интересом были встречены на Форуме представители не так давно образованных общин РПСЦ в Пакистане и Уганде.

С приветственным словом к делегатам форума обратились руководители основных старообрядческих согласий: Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, заместитель председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Алексей Безгодов, председатель Древлеправославной старопоморской Церкви федосеевского согласия Константин Кожев.

По традиции ведущим форума был профессор Михаил Шахов, координатор Межстарообрядческой рабочей группы и директор фонда «Правда Русская». Вначале он предоставил слово Игорю Николаевичу Завьялову, председателю попечительского совета фонда «Правда Русская» и заместителю генерального директора госкорпорации Ростех, который обратился к делегатам Форума с приветствием.

В целом список представителей власти и других значимых лиц, обратившихся с приветствиями к форуму, был в этом году обширным. Александр Александрович Терентьев, главный советник Администрации Президента РФ. Евгений Александрович Примаков, руководитель Россотрудничества, Константин Леонидович Блаженов, заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, начальник Управления по связям с религиозными организациями, Виктор Александрович Москвин, директор Дома русского зарубежья и другие.

В течение дня прозвучало 24 доклада на различные темы, которые подготовили представители основных старообрядческих согласий.  При этом четвертая часть докладчиков выбрали темы, связанные с различными аспектами создания и бытования книги «Поморские ответы», к 300-летию которых и был приурочен форум.

Алексей Безгодов прочитал доклад на тему «Современный опыт взаимодействия с общественными организациями в Древлеправославной Поморской Церкви». В своем сообщении он отметил положительные стороны в общественной работе, но в тоже время обратил внимание на возникающие проблемы и недопонимания, а так же высказал критику в адрес некоторых лиц и организаций, которые не соответствуют либо препятствуют развитию общественного движения в староверии. При этом А. Безгодов отметил важность проведения форума, как основной общественной площадки, на которой есть возможность обменяться мнениями и обсудить схожие проблемы староверам различных согласий.

Заключительным докладом на форуме было выступление Дементия Ивлиева, главного редактора журнала «Вестник Митрополии», который озвучил, по согласованию с оргкомитетом форума, предложения по реорганизации его формата. Во-первых, поменять название форума на Международную ассамблею старообрядческих согласий. Во-вторых, предлагается сделать ассамблею ежегодной, и проводить ее попеременно то в Москве, то в одном из регионов России. Не менее важно – дальнейшее структурирование деятельности зачастую разрозненных старообрядческих инициатив в области реализации различных научных, культурных, издательских и прочих проектов. Обсуждение этой инициативы предложено продолжить на заседании Межстарообрядческой рабочей группы.

В целом, прошедший 7 декабря Международный старообрядческий форум, как и в прошлые годы, стал отличной площадкой для обмена опытом, стимулирования развития старообрядческой культуры и создания прочных связей между представителями различных согласий.

Все участники форума в качестве памятного подарка получили современное издание «Поморских ответов» (переиздание с книги преображенской печати).

По материалам сайта РПСЦ, собст. информ.

Форум – нужен

Своим мнением о прошедшем форуме с нашей газетой поделился заместитель председателя Российского Совета ДПЦ, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Андрей Станиславович Клямко.

Форум нужен, прежде всего, для человеческого общения представителей всех древлеправославных согласий. Древлеправославие всегда стояла на защите наших древних духовных ценностей. Что сейчас ставится во главу угла не только нами, а уже и правительством и всей Россией, и не только староверами, но всеми религиями. Но так как староверие уже 350 лет стоит на защите своих духовных ценностей в плане молитвенного общения, также оно стоит на защите общих традиционных ценностей, потому что одного без другого не бывает.

На эти съезды приглашаются ученые, общественные деятели, представители правительства, это идет всем на пользу, вырабатываются различные подходы, ибо защита ценностей дело не только религиозных организаций, в этом должны участвовать все здоровые силы общества.

В духовном религиозном плане мы понимаем, что такое грех и нам всё понятно Но и в жизни мирского общества есть такие понятия как совесть, нравственность, стыд, уважение к старшим, это все помогает нам остаться в рамках традиционных ценностей. В условиях такого вот общения мы можем выработать ту позицию, которую мы утеряли за эти десятилетия. Сейчас надо объединить и духовные ценности и общечеловеческие. Для этого такие собрания и нужны, особенно они полезны для нашего светского общества. Ведь мы свою позицию доносим для общества уже 350 лет, вот, к примеру, «Поморские ответы» — лучше ничего и не скажешь.

Очень хорошо, что мы широко празднуем их 300-летие – может кто-то задумается и их прочитает, в «Ответах» изложены и духовные, и общечеловеческие, и моральные ценности. Например, не предать – сказали так отцы и мы на этом стоим и не надо ничего придумывать в этой жизни, про русский путь всё давно сказано нашими духовными лидерами, нашими купцами.

«Ответы» против прозелитизма

С ярким докладом на форуме выступил Антон Павлович Мельников: «Поморские ответы как защита от политики прозелитизма РПЦ МП в современное время». В нем Антон Мельников дал определения прозелитизма в историческом контексте.

«Есть расхожее выражение, что история все расставит по своим местам, – сказал далее Антон Мельников. – Многие произносят эту фразу как бы говоря – подождите, все наладится, все будет хорошо, правда восторжествует. К сожалению, это далеко не так. История, увы, не может расставить все по местам, более того, чем дальше от происходящих событий, тем больше мифологического в оценке того что тогда было. Это особенно актуально, когда одни из тех, кто продвигает эту мифологию в той или иной степени имеют возможность влиять на массовое сознание. И в этой ситуации особое значение приобретают несколько вещей – это наличие письменных источников того периода и традиции наставничества, передающие суть событий того времени от лица участников».

Антон Павлович подчеркнул, что «для современных древлеправославных история предательства Веры Никоном и его последователями, это не история из учебника, а то, что до сих пор является единым переживанием всех тех, кто хранит в себе веру своих предков. Подчеркну – не дата из учебника истории 7 класса о том, что в середине XVII века в Русской Православной Церкви произошел раскол, а личностное событие, участниками которого были наши с вами пращуры! Именно их рассказы и истории жизни, истории их подвига во имя Веры, передаваемые из поколения в поколение. То, что составляет основу любого воспитания – личностный пример!

Этим мы существенно отличаемся от тех служащих РПЦ МП, которые рассматривают те события через призму именно прошедшего исторического события. Нет, и не может быть у них этой самой личностной истории. Не может ни один так называемый священник РПЦ МП сказать, что его корни восходят к тем сторонникам Никона, которые учинили тот раскол. Как следствие отсутствие вот этой самой личностной истории и приводит к тому, что боль и страдание не принявших никонианство, для современного священства РПЦ МП, лишь просто факт истории.

Это, если хотите, как отношение к фашизму. Те, чьи деды и прадеды воевали, имеют стойкую прививку от этой чумы. Те, кто воспринимает это как часть истории, готовы согласиться с тем, что «не все однозначно было» и вот мы с вами уже видим, как коричневая чума поднимает голову. В этой связи наша с вами задача не дать тем самым людям, которые воспринимают никонианский раскол как прошедшее историческое событие убедить в этом остальной мир.

Древлеправославные не захотели ничего изменять в понимании веры и в видении церкви, со времен Крещения Руси святым князем Владимиром, и до настоящего времени веруют так, как приняли от Крещении Руси. И ни Никоновские реформы, ни политические интересы, ни страх перед мученической смертью, не заставил их пойти на компромисс, и что-либо изменить в своей вере. Не пойдем на это и мы: «Мы в древлеправославной Церкви, раскола какова не сотворихом, а с намерением спасительным в древлецерковных уставах пребываем. Сего ради несмырасколотворцы. А приобщения нынешние российские церкве опасаемся, не священные саны отметающе, не тайнодейств церковных ненавидяще, но новин от никоновыхвремен нововнесенныхопасающеся. Опасаемся, да не подпаднем под древлецерковные запрещения (цитата из Поморских ответов)».

В конце своего выступления Антон Мельников подчеркнул, что, на его взгляд, «необходимо, чтобы Поморские Ответы были в открытом доступе и ознакомится с ними могли как можно больше людей. И очень показательно то, даже к нынешнему мероприятию напечатали очередной тираж. Это важно потому, что именно такая публичность и доступность позволит выбить из рук никонианцев все их крапленые карты, а сами Ответы станут поистине замковым камнем на пути прозелитизма РПЦ МП».

По материалам портала «Момент Истины».

Полностью доклад по ссылке: https://moment-istini.com/news/pomorskie-otvety-kak-zaschita-ot-politiki-prozelitizma-rpts-mp-v-sovremennoe-vremya.html

Опубликовано: газета «Старообрядецъ», № 92, январь – февраль 2024

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАКТИК ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНЫХ ПЛАЧЕЙ У СТАРОВЕРОВ-БЕСПОПОВЦЕВ УСТЬ-ЦИЛЬМЫ

Преображенский клуб

Преображенский клуб. «Будущее современных российских староверов. К 300-летию “Поморских ответов”»

УЧАСТНИКИ:

Клямко Андрей Станиславович, заместитель Председателя Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Шахов Михаил Олегович, доктор философских наук, профессор, координатор Межстарообрядческой рабочей группы и директор фонда «Правда Русская».

ВЕДУЩИЙ:

Борис КОСТЕНКО — тележурналист, обозреватель.

Подробнее по ссылке: https://vm.ru/tv/1120735-preobrazhenskij-klub-budushee-sovremennyh-rossijskih-staroverov-k-300-letiyu-pomorskih-otvetov
© Сетевое издание «Вечерняя Москва».

 

 

Суриков в Преображенском, или о главном образе картины «Боярыня Морозова»

к.и.н А.В. Бугров

Эпическое полотно Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова», украшающее один из залов Третьяковской галереи – это больше чем картина. Ее создание было давней мечтой великого русского художника, стремившегося создать образ непокорного характера из старины. Тем более, когда были сильны воспоминания сибирского детства, прошедшего в крае (Суриков родился в Красноярске в 1848 году), где старообрядцы накладывали неизгладимый отпечаток практически на все стороны жизни.

В 1881 году, когда Суриков написал первый эскиз к картине, старообрядчество оставалось громадной культурной и экономической силой во многих регионах Российской империи. Не стала исключением Москва, где художник жил и творил с 1877 года. Здесь, у Преображенской и Рогожской слобод, располагались крупнейшие центры древлеправославия; весьма значительной оставалась доля купцов-старообрядцев в экономическом потенциале всего Центрального промышленного района.

Центром картины должен был стать образ непокорной боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы протопопа Аввакума, за приверженность к «старой вере» лишившейся всего своего состояния и сосланной в Боровск. Передача необычайной силы героини, которая предпочла смерть отречению от «веры», требовала от художника создания незаурядного образа на холсте, где следовало проявить весь свой талант живописца.

По воспоминаниям Сурикова, записанным Максимилианом Волошиным (не ранее 1913 года[1]), работа над образом главной героини картины шла три года. Это отчасти подтверждается и письмами художника 1884–1886 годов, в одном из которых он упоминал о «новой картине, тоже большой», этюды для которой были написаны в том числе «в деревне на даче под Москвой» (в Мытищах)[2].

«Только я на картине сперва толпу написал, а ее после», – вспоминал создатель. Этюд, написанный с тетки художника, Авдотьи Васильевны, которая «к старой вере склонялась»[3], не удовлетворил Сурикова – также как и другие созданные им «подготовительные» портреты для главного образа[4]. Все они терялись среди других персонажей картины: «И как не напишу ее лицо – толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось»[5].

По словам художника, переданных другим современником-критиком, Сергеем Сергеевичем Голоушевым (псевд. Сергей Глаголь), «как ни бился, а лицо это мне не удавалось. Толпа вышла выразительною и яркою, – я это чувствовал, но лица самой боярыни я не видел ясно перед собою. Мне нужно было, чтобы это лицо доминировало над толпою, чтобы оно было сильнее ее и ярче по своему выражению, а этого-то передать и не удавалось. Я дошел до того, что даже стал подумывать, не притушить ли мне толпу, не ослабить ли яркость выраженных в ней переживаний, но жалко было поступиться и этим. Обращался к знакомым, просил, не подыщет ли мне кто в жизни подходящее лицо»[6].

К тому времени «Преображенский богаделенный дом», даже сильно урезанный в размерах из-за создания на части его территории Никольского единоверческого монастыря (в 1865 году)[7], как центр старообрядчества был, что называется, «на слуху», и не только в Москве. Съездить сюда образом главной героини художнику подсказала «одна знакомая старушка» старообрядка Степанида Варфоломеевна. Одно время она в Медвежьем переулке (ныне Настасьинский переулок) в Москве, очевидно во владениях Анны Васильевны Мараевой, дававшей здесь приют сестрам и братьям по вере[8]. Здесь у старообрядцев был молитвенный дом.

Спустя некоторое время Степаниду Варфоломеевну, со слов Сурикова, выселили на Преображенское кладбище[9], куда художник в 1886 году нанес несколько визитов: «Там, в Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девчушки-начетницы. Нравилось им, что казак и не курю»[10].

Образы преображенских староверов с этюдов, по всей видимости, написанных на месте, вошли в картину в образах кланяющихся фигур: «А те, что кланяются – все старообрядочки с Преображенского»[11].

Именно здесь Сурикова ждала главная удача – здесь был найден хорошо нам знакомый образ боярыни Морозовой. Со слов художника, переданных Волошиным, «в селе Преображенском на старообрядческом кладбище – ведь вот где ее нашел… И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил в картину – она всех победила»[12].

По мнению исследователя творчества Сурикова Владимира Семеновича Кеменова, ей могла быть Анна Ивановна Костина, урожденная Тихомирова, которая «была очень красива», и по требованию ее тети-наставницы художник обещал никому не говорить, с кого была «списана» главная героиня картины[13].

«Боярыня Морозова» была выставлена в 1887 году на XV передвижной выставке русских художников, сразу вызвав неравдодушные отклики. Увидевший ее писатель В.Г. Короленко был поражен темной и мрачной фигурой боярыни, которая «вся горит внутренним огнем воодушевления, но это огонь, который … не светит. …Во всех чертах – …выражение пламенного фанатизма… Есть что-то великое в человеке, идущем сознательно на гибель  за то, что он считает истиной»[14].

Картина так растрогала критика В.В. Стасова, что он, по воспоминанию художника, «бросился меня обнимать при всей публике… Прямо скандал. «Что Вы, говорит, со мной сделали?» Плачет ведь – со слезами на глазах»[15]. Подойдя к картине, император Александр III подробно разобрал всех персонажей – «а у меня горло от волнения ссохлось: не мог говорить. А другие-то, как легавые псы кругом»[16].

В том же году картина была приобретена за 15 тысяч рублей Павлом Михайловичем Третьяковым. Спустя многие десятилетия, в 1960 году, у наследников художника был куплен и этюд к картине, ставший основополагающим для создания главного образа[17].

Удивительно, что старожилы, помнившие Преображенское в 1920-е годы, упоминали на территории старообрядческого комплекса небольшой яблоневый сад, ныне давно не существующий, территория которого была поглощена Преображенским рынком[18]. Тогда, столетие назад, староверы открывали ворота монастыря на праздник Преображения, именуемый в народе «яблочный Спас», и дарили каждому посетителю по два яблочка, собранных из местного сада. Не исключено, что именно здесь и был написан знаменитый этюд.

[1] Воспоминания были впервые опубликованы в журнале «Аполлон» в 1916 году (№ 6–7) как «материалы к биографии» В.И. Сурикова.

[2] Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. С. 69–70.

[3] Там же. С. 185.

[4] Другой моделью стала скитница с Иргиза, которую Сурикову посоветовал «знакомый старичок-старообрядец». «И в самом деле, – признавался художник, – увидал я женщину, в лице которой было много подходящего. Сначала, конечно, не соглашалась позировать. То, говорит, грешно, что совестно и т.п. Однако уговорили ее мои приятели» (Там же. С. 219).

[5] Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. С. 185.

[6] Там же. С. 219.

[7] Русакомский И.К. Ансамбль за Преображенской заставой конца XVIII – начала ХIХ в. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города, ансамбли, зодчие. М., 1985. С. 152.

[8] В 1913–1916 годах на месте принадлежавшей Мараевым усадьбы было выстроено здание Московской ссудной казны (совр. адрес: Настасьинский пер., д. 3, стр. 1.).

[9] Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. С. 185.

[10] Там же. С. 185.

[11] Там же. С. 187.

[12] Там же. С. 185.

[13] Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись 1870–1880-х годов. М., 1987. С. 499–500.

[14] Короленко В.Г. Две картины (размышления литератора) // Русские ведомости. 1887. № 102, 16 апреля. С. 3.; Поспелов Г.Г. «Боярыня Морозова» Сурикова и образ России в русском искусстве рубежа XIX и ХХ вв. // Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века. М., 1994. С. 178.

[15] Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. С. 187.

[16] Там же. С. 187.

[17] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. Т. 4, кн. 2-я. М., 2006. С. 358.

[18] В частности, об этом саде упоминал Сергей Борисович Чистов, которого я опрашивал в 1990-е годы.

 

 

C87B1201

Четвертые Ковылинские Чтения в Московской Поморской Преображенской общине, посвященные 300-летию создания «Поморских ответов»

6 декабря 2023 г. на территории Московской Поморской общины в конференц-зале в Братском корпусе прошли Четвертые Ковылинские чтения. Конференция была организована в рамках программы Президентских грантов «Культурно-Паломническим центром имен протопопа Аввакума». Когда-то в 2014 г. первые Чтения были организованы в Московском Историко-Архивном институте при поддержке руководителя Всероссийского и Московского краеведческих обществ Владимира Фотиевича Козлова, известного историка, автора книги «Москва старообрядческая».

Постепенно, проведение Ковылинских чтений стало доброй традицией, после реставраций помещений Московской Поморской общины форум стал проводится на территории бывшего Московского Преображенского старообрядческого монастыря. На Чтения приезжают староверы со всей России и Белоруссии, раньше гостями были представители Прибалтики, Украины, но сложность получения виз ныне препятствует этому.

Тем не менее, в этом году на Чтения, которые были посвящены 300-летию известного исторического и церковно-канонического памятника «Поморские ответы (1723 г.) собралось более 75 человек, было зачитано около 25 докладов, часть выступлений было прислано для публикации в сборник Чтений. Собрались староверы, приехавшие из разных регионов России, в том числе Сибири, Севера, Урала, Поволжья, Забайкалья, Великого и Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Белоруссии. Руководство Российского Совета представляли два заместителя председателя Совета Андрей Станиславович Клямко (СПб) и Алексей Александрович Безгодов (В.Новгород). Открыл конференцию с приветственным словом председатель Московской Поморской общины Александр Иосифович Лепешин, он рассказал о том, как много было сделано для реставрации помещений МПСО и пожелал плодотворной работы участникам форума. Фундаментальные доклады по истории и значению «Поморских ответов» были сделаны проф. Шаховым М.О. (директором Фонда «Правда Русская»), а также редактором Поморского старообрядческого календаря, автором многих книг по истории староверия Кожуриным К.Я. Также хочется отметить насыщенный доклад д.ф.н. Юхименко Е.М., она является  одной из ведущих специалистов по культурно-историческому наследию Выговской обители, автор многих книг и публикаций. Неожиданным стал доклад Половинкина о новообретенном экземпляре раннего списка «Поморских ответов» в Самарской Поморской общине. Неожиданной темой явился доклад А.Б.Постникова (Псков) о гектографе «Помрских Ответов» из собрания Батова, эти доклады значительно расширяют наши представления о бытовании книги в староверской среде и освзях между историческими центрами староверия и личных связях известных поморских деятелях. Знаменитому историческому памятнику, как примеру духовной борьбы с новообрядческим прозелитизмом, были посвящены выступления Мельникова А.П.( Усть-Цильма), Деликатного А.Г. (Крестцы)

Также на форуме было много выступлений, связанных в целом с историей Поморской церкви в разных регионах: Дронова Т.И. (Сыктывкар), Данилов М.Б., Меньшакова Е.Г. (Нарьян Мар), Аринин П.В. (Ульяновск), Мацнев С.В. (Вологда), Петров С.П.( Улан-Удэ) и др. Хотелось бы отметить также доклады представителей академической науки, посвященные книжности: Крутовой М.С, Трифиловой Е.С. (Рукописный Отдел РГБ), Волкова И.А. ( Серпуховской краеведческий музей, ) Игнатовой Т.В., Дурнова А.Г. ( Музей истории Преображенского монастыря).  Искусствоведческие выступления были посвящены истории староверского литья (С.А.Афонин, Москва), а также традициям поморской иконописи  Д.Е. Мальцева (СПб).

Завершилась конференция торжественным открытием «Музея истории и культурного наследия староверия», организованным председателем правления КПЦ им. прот. Аввакума Пашининым М.Б. в соседних с конференц-залом помещениях. Выставка включает в себя несколько сот экспонатов, первый зал посвящен в основном староверской книжности, это старопечатные и рукописные книги, лубки, старинные фотографии староверов разных регионов, резные  (на дереве) иконы, предметы церковного быта – коллекция кадильниц. Собрание содержит предметы 17-20 вв. Второй зал посвящен иконописи, часть коллекции — иконы Выговского письма 18-19 вв., другая часть  образа Московских Преображенских мастерских. Значительная часть собрания посвящена традиции Преображенских меднолитых мастерских. Также в этом зале находится фотовыставка  Московский Преображенский Старообрядческий монастырь (автор Пашинин М.Б.). Вехи истории. В третьем  зале размещена фотовыставка, посвященная староверам Русского Севера (автор Пашинин М.Б.). Музейная экспозиция получила пололжительные отзывы не только от староверов, но и от представителей музеев и академической науки. Также подарком участникам конференции была однодневная выставка списков «Поморских ответов» XVIII века и других уникальных рукописей из собрания М.С.Бывшего.

На следующий день 7декабря празднование 300-летия «Поморских ответов» продолжилось в Пашковом доме Рукописного Отдела РГБ, именно там хранятся рукописные оригиналы 1723 г. в собрании известного собирателя староверских древностей Е.Е.Егорова. Несколько докладов на этом Международном Старообрядческом Форуме делали староверы-поморцы (участвовали представители разных согласий). Эти доклады включены в этот сборник. На этом же Форуме участникам были вручены исторические подарки – репринтное  переиздание, напечатанного с оригинала Преображенской типографии в 1911г., изданное стараниями «Культурно-Паломнического центра» накануне конференции.

Максим Пашинин (модератор Четвертых Ковылинских чтений).