ПОМОРЦЫ ДОСТАВИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОНВОЙ ДЕТЯМ ДОНБАССА
Меня всегда удивляло, точнее не удивляло, а вызывало недоумение стремление некоторых персонажей построить в нашей стране гражданское общество. Было совершенно непонятно, зачем строить то, что уже есть? Но по всей видимости западные гранты и амбиции все же сильнее логики. Сейчас, когда наше гражданское общество активно поддерживает государство и специальную военную операцию, те кто когда-то ходил на митинги и кричал об отсутствии этого самого общества, как-то резко оказались за пределами нашей страны, и практически открыто поддерживают антироссийскую политику своих спонсоров. Возможно не стоило бы заострять на этом внимание, но хочется подчеркнуть, что основная задача гражданского общества не столько в том, чтобы указывать государству на его ошибки (хотя это тоже надо делать), основная задача гражданского общества – помогать государству в те моменты, когда это требуется. Помощь может быть разная – пойти добровольцем в армию, собирать средства для нужд специальной военной операции, помогать тем, кого уже освободили от нацистского режима. И много еще чего. Главное, чтобы данная помощь всегда была конкретной и адресной. Именно такой помощью всегда отличались староверские согласия и общины.
Я не раз писал и говорил о том, что Древлеправославная поморская церковь принимает близко к сердцу боль не только единоверцев, но и всех людей Донбасса страдающих от действий неонацистских властей в Киеве на протяжении последних восьми лет, и, конечно, она не могла остаться в стороне от того, чтобы оказывать помощь тем, кто сейчас особенно нуждается в ней, и кто, наверное, самый беззащитный в этой ситуации – дети!
В июле этого года мы уже доставляли груз гуманитарной помощи на Донбасс. Часть этого груза была предназначена для одной из школ-интернатов Луганска. Тогда мы привезли наборы первоклассника, крупную бытовую технику – стиральные машинки, плиты, духовки, то что необходимо для полноценного существования ребят. Но для полноценной организации учебного и воспитательного процесса этого конечно же мало. Поэтому было принято решение продолжить оказывать целевую помощь этим ребятам и этой школе-интернату. Оказывать тем, что позволит в этой не простой ситуации чувствовать себя полноценными школьниками.
В этот раз делегацию Древлеправославной поморской церкви возглавил заместитель Председателя РС ДПЦ, член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Андрей Станиславович Клямко. Учитывая пожелания, высказанные в прошлой раз руководством школы, и понимая какие не простые условия сейчас на территории республики мы привезли стационарный дизель генератор, специально изготовленный по заказу на Ярославском заводе, наборы мебели для организации рекреационного пространства для детей, причем мебель была изготовлена целевым образом специально под размеры помещений в которых она будет находится, естественно так же специальный линолеум для полов, светильники, электронные планшеты и интерактивные доски, различную канцелярию, и много всего другого. Все это приехало на нескольких больших грузовиках. Надо сказать, что дорога была не легкой, но ни введение чрезвычайного положения, ни очереди на границе не помещали поморцам в том, чтобы привезти то, что просили в прошлый приезд и очень ждали дети. Большую помощь в приеме и разгрузке доставленного оборудования оказали волонтеры, собранные депутатом Народного совета Луганской народной республики Сергеем Владимировичем Серовым.
Руководство школы-интерната и Сергей Владимирович были очень благодарны поморцам за эту помощь, но особо хочется отметить, что самое большое впечатление произвели поделки детей, сделанные специально для члена совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, заместителя председателя РС ДПЦ, Андрея Станиславовича Клямко и Председателя Российского Совета Древлеправославной поморской церкви Шамарина, Владимира Викторовича.
Очень хочется подчеркнуть, что и общение, и вручение благодарностей проходило в очень теплой, практически домашней обстановке и это вдвойне приятно, когда люди так реагируют на помощь, тем более это конкретная, целевая помощь. Тем более мы прекрасно видим куда все это идет и, соответственно нет никаких сомнений в том, что все будет использоваться по назначению. Конечно не обошлось и без своеобразного производственного совещания, на котором мы выслушали потребности что еще необходимо для полноценного функционирования этой школы-интерната, и которые мы выполним в следующий приезд.
Повторюсь, что уже неоднократно писал – конечно, наша помощь – это капля в море, и она не решит всех гуманитарных проблем, стоящих перед Республикой, то что мы делаем – это символ нашего отношения, как части России к происходящему на Донбассе, к выбору людей, которые они совершили в 2014 году, ведь мы это в первую очередь люди, которые живут в нашем государстве и во многом проявление гражданского отношения людей, которые считают себя сопричастными к своим соотечественникам на Донбассе, восьмой год противостоящих киевскому режиму. И именно это называется настоящим гражданским обществом!
Подробнее по ссылке https://moment-istini.com/news/pomortsy-dostavili-ocherednoy-gumanitarnyy-konvoy-detyam-donbassa.html
© Момент Истины.
Староверы-поморцы привезли мебель и компьютеры в луганский интернат
Два грузовика гуманитарной помощи на несколько миллионов рублей доставили детям Луганской Народной Республики староверы-поморцы: в коррекционную школу-интернат города Петровское они привезли телевизоры, компьютеры, мультимедийные центры, комплекты мягкой мебели, оборудование для кухни, сантехнику. А главное — специально изготовленный в Ярославле для луганской школы стационарный дизель-генератор.
Это помощь от старообрядцев, которых объединяет Древлеправославная поморская церковь. Хотя основана она была на Русском Севере, более миллиона ее представителей живут сегодня как в России, так и в разных странах мира. Участниками гуманитарного конвоя стали члены Невской, Усть-Цилемской и Московской общин, а возглавил миссию представитель Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Андрей Клямко.
Сегодня в петровской школе живут и учатся 110 детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ребята из малообеспеченных семей. За помощью к поморским староверам обратилось руководство школы: особенно здесь ждали дизель-генератор, который необходим для автономного энергообеспечения. А такого оборудования и мебели (сделанной специально «под размер») в интернате не было вообще никогда:
— Педагоги и преподаватели школы-интерната плакали от радости — в буквальном смысле, — рассказал корреспонденту «РГ» участник гуманитарного конвоя — известный автогонщик, чемпион России Антон Мельников. — А нам очень хотелось помочь именно детям — ведь многие из них выросли под обстрелами и мирной жизни не помнят.
По словам Антона Мельникова, дорога была нелегкой. Но большие очереди на границе и введение чрезвычайного положения не помещали поморцам — ведь их ждали дети. А в разгрузке оборудования очень помогли волонтеры, специально собранные для этого депутатским корпусом Народного совета Луганской народной республики.
Кстати, это уже второй гуманитарный конвой, который собрали староверы-поморцы. В июле в эту же школу-интернат старообрядцы привезли 500 наборов для первоклассников, газовые плиты и стиральные машины. А заодно доставили в военный госпиталь 7 тонн питьевой воды, в которой он тогда очень нуждался.
Нужно отметить, что Древлеправославная поморская церковь взяла шефство над интернатом. К примеру, сейчас здесь очень нужны расходные материалы для швейных машин и слесарных станков, на которых дети учатся работать. Поэтому шефы готовят новый конвой.
А педагоги школы-интерната считают, что такая поддержка помогает оказавшимся в трудной жизненной ситуации детям «обрести надежду на счастье и поверить в добро».
Татьяна Сухановская («Российская газета», Архангельск — Луганск)
Подробнее по ссылке https://rg.ru/2022/10/25/uchitelia-plakali-ot-radosti.html
Студенты Исторического факультета посетили Преображенскую старообрядческую общину
На прошлой неделе студенты нескольких направлений Исторического факультета посетили Преображенскую старообрядческую общину – один из центров старообрядчества. В ходе экскурсии студенты познакомились с историей этого района Москвы — Преображенская община возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы, когда купец Илья Ковылин организовал богадельню и проспонсировал масштабное строительство.
Монастырь, построенный в конце XVIII – нач. XIX вв., отличается очень сложным и необычным устройством. Считается, что прототипом его была Выгорецкая пустынь в Карелии — центр Поморского согласия, уничтоженная в середины XVIII в. Преображенский монастырь повторял ее планировку, и состоял из двух частей, вплотную примыкавших друг к другу: мужской и женской.
Студенты также узнали об особенностях вероучения и быта старообрядцев, о типологии старообрядческих согласий и толков, их месте в православном мире как в прошлом, так и в настоящее время. Особо ценным было общение с гидом – Александром Всеволодовичем, который будучи сам старообрядцем, напрямую объяснял особенности веры и обрядов, знакомил с книгами и тем, как читать специфические знаки для знаменного распева старообрядцев.
Своими впечатлениями поделился студент второго курса направления «История современной России» Даниил Смирнов: «Работники храма постарались наглядно продемонстрировать быт старообрядцев. Чтобы представление было наиболее полным, мы посетили вечерний молебен, который глубоко поразил каждого из нас, ведь ритуал разительно отличался от православного, который привычен. Также была проведена экскурсия по территории Преображенского Богадельного Дома, где было подробно рассказано об истоках старообрядчества в России. Ранее я не погружался в историю старообрядчества и не знал многого про их рутину. Особенно, меня поразил рассказ историка М.Б. Пашинина, благодаря которому узнал, что старообрядцы разбросаны по всеми миру и сейчас, при помощи волонтеров, возвращаются обратно в Россию».
Благодарим за экскурсию Совет Общины Древлеправославной Поморской Церкви и её Председателя А.И.Лепешина, отдельная благодарность за проведение мероприятия — Александру Всеволодовичу Подстригичу.
Подробнее по ссылке https://www.rsuh.ru/education/istfak/news/detail.php?ID=870974
Тамара МОРРИС «Иконописец Иван Мартюшев»
Когда староверы Орегона жили в Китае, то единственным иконописцем у них был харбинец[1] Иван Васильевич Мартюшев. Насколько мне известно, ни у синьцзянцев[2], ни у турчан[3] своего иконописца не было.
Где же мог Иван Васильевич выучиться иконописанию? Их семья до бегства в Маньчжурию (сейчас – Северо-Восток Китая) жила в Приморье. К началу 1930-х годов на северном побережье Приморья существовало три монастыря староверов часовенного согласия: первый, самый крупный, монастырь находился в верховьях р. Пея (настоятель игумен Силуян, после его смерти – о. Виларий), второй – в верховьях р. Бикин (настоятель – о. Иоанн), третий – примерно в 15 верстах от хутора Барановых (настоятель – о. Савватий)[4]. В одном из этих монастырей и учился иконописанию Иван Васильевич Мартюшев. К сожалению, сейчас не представляется возможным определить, в каком именно монастыре это происходило.
Что известно о роде Мартюшевых? Согласно архивным данным, Мартюшевы – выходцы из Вятской губернии и на Дальний Восток стали переселяться в 1859 – 1860 гг.[5]. В вятском реестре назван Ефрем Мартюшев.
Нас интересует ветвь Василия Ефремовича Мартюшева, отца иконописца Ивана Васильевича. Во время переселения Василию Ефремовичу было семь лет. Вначале Мартюшевы ненадолго остановились в Амурской области. Потом вместе с другими семьями староверов двинулись в Южно-Уссурийский край и обосновались в с. Каменка.
Здесь Василий Ефремович женился. У него была дочь Наталья и девять сыновей – Тимофей, Иван, Алексей, Григорий, Григорий, Никита, Иосиф, Яков, Евсей. Семья Мартюшевых считалась в Каменке одной из самых зажиточных. Они держали много коней и коров, имели огромный дом и водяную мельницу. Дом и мельница не сохранились, но место, где стояла мельница, и сейчас называется Водяная. Вначале Мартюшевы жили одной большой семьей, а когда сыновья выросли, то отделились и стали жить кто в Каменке, кто в Варпаховке. Мартюшевы породнились с Фефеловыми, Селедковыми, Калугиными и другими.
Иван Васильевич родился в Каменке в начале 1890-х годов (точнее установить не удалось) и, достигнув возраста, женился на Евдокее Зубакиной. У них было четверо детей: Федосья, Степан, Гаврил и Илья. Спасаясь от религиозных притеснений и коллективизации, Иван Васильевич, как и другие староверы с Дальнего Востока, в 1930-е гг. бежал в Китай с детьми. Его жена к тому времени умерла, и больше он не женился.
Его старшая внучка Ольга Гавриловна Валихова (в девичестве Мартюшева, 1941 г.р.) вспоминает, что дедушка говорил ей, что «переплавлялись [через Амур] на лодках, много потонули дети у людей» и что «когда перешли за границу, ой голодали: кожурки собирали, кожурки картовны ели – ись нечего было и денег нету» (из интервью от 10 декабря 2021 г.).
В Маньчжурии Мартюшевы жили в поселке Силинхэ (или Селинхе). Это была станция КВЖД в нескольких десятках км к западу от российской границы. В 1930-е – 1950-е гг. там жили староверы. В Силинхэ у них утонул сын Илья («Илья утонул в Китае уже. Коло речи поселились-то, он утонул, небольшой был»). Впоследствии Иван Васильевич жил с сыном Гаврилом.
Он был церковно грамотным, знал на память весь Псалтырь, учил внуков церковнославянскому языку. «Учил нас всё. В Великой пост молился в своей комнате и нас загонит всех, чтоб мамы не мешали в кухне, и всех поставит молиться. “Всем молиться!” А сам на память Псалтырь читат, и читат, и читат, а книги нету» (из интервью с О. Валиховой от 8 декабря 2021 г.).
Иван Васильевич был человеком воздержанным, немногословным, жил уединенно, строго соблюдал пост. «Он постовался всё время. Иконы пишут, дак много-то не едят. Постом Великим дак горошницу, да два сухарика или три сухарика. А в субботу масло едят и в воскресенье дак. Скажет: “Татьянушка [мать Ольги], уж ты испеки пирожочек”. А какой пирожочек? С капустой да с картошкой, ну масличка. Вот съест сколько… всё. Он не ел ничо: капуста кисла да сухарики сколь-нибудь, да всё» (из интервью с О. Валиховой от 8 декабря 2021 г.). «Всегда он был постный как бы мужик. Не ел он с обчеством, не ходил никуды так» (из интервью с Селивестром Валиховым от 10 февраля 2022 г.).
Иван Васильевич пользовался среди староверов большим уважением. Многие заказывали ему иконы. Он за них дорого не брал. До сих пор харбинцы Орегона старшего поколения тепло вспоминают о нем. Еще в Китае у Ивана Васильевича появился талантливый ученик, которому он передал свои знания. Это Павел Гаврилович Кузнецов, его внук от старшей дочери Федосьи и Гаврилы Алексеевича Кузнецова. П. Г. Кузнецов ныне здравствует и проживает в Бразилии.
Кроме иконописания, Иван Васильевич, как и другие староверы, занимался пчелами. На вырученные деньги любил покупать внукам подарки: «Он пасечнил да вот писал. Уот деньги у его были. И мене-то вот скатёрку купит (вот приходили китайцы продавать), чо-нибудь да мене купит. Я ему рамки-то таскала. Мёд продаст да, иконы продаст – чо-нибудь да мене купит» (из интервью с О. Валиховой от 8 декабря 2021 г.).
Ольга Валихова вспоминает, что когда ее отец и мать уезжали на сельскохозяйственные работы («на покос да, на жнитву да, молотить да зерно»), то ее как старшую дочку оставляли водиться с младшими детьми, а дедушка в это время в комнате писал иконы. «И вот я убегу, а ребёнок-то орёт в зыбке, проснётся и орёт. Он придёт – меня нету. Выйдет на улицу, кричит: “Ольгя! Ольгя! У ты, мутовка!” Вот так вот на меня ругался. Вот я бегу в избу опеть. Начинаю… Он [ребенок] уж проспится, да ись захочет. А соска-то была рог коровий и титька коровья. И наденут на рог, и в рог льют молоко, он сосёт титьку-то ребёнок. И када в квас-то не поставлю, она засохнет коровья-то титька. Она твёрда же. Выташшу из печки молоко да, начинаю кормить. А Костя у нас был, Костантин, он в Канаде, такой толстучий просто был. И вот я в рот-то ему, а он: “Уау, уау”. Теперь он всё время говорит: “Вот я зато и вредный такой – так няньки водились”».
Ольга Валихова рассказывает, как дедушка подарил ей икону «Благоверная княгина Ольга с ангелом-хранителем»: «Ну я стала подрастать, он списал и принес, мне даёт, а мама гыт: “Кланься в ноги, это тебе дедушка даёт. Вот это тебе подарочек”. Я поклонилася, он поцеловал меня в лоб. «Молися, – говорит, – ангелу своёму и Ольге молися». Я с тех пор сильно молюсь» (из интервью от 8 декабря 2021 г.).
С мужем Ольги, Селивестром Фёдоровичем Валиховым, 1939 г. р., Иван Васильевич познакомился в Гонконге и тот ему сильно полюбился. Из Гонконга Мартюшевы и Валиховы были направлены в Бразилию и плыли на одном пароходе более 50-ти дней. 10 мая 1959 года в Бразилии состоялась свадьба Ольги Мартюшевой и Селивестра Валихова, на которой присутствовал Иван Васильевич.
Приведу воспоминания Селивестра Валихова об И. В. Мартюшеве: «Он всегда в комнате. У него комнатка была отдельная своя. Он там иконы писал, всё хранил там свои краски, видно, всё это на замке. И ето редко, когда выходил, скажем.
Мы приходили в гости, как к тестю в гости, это тёшше. То он услышит, что кто-то пришёл, дверь откроет, поглядит, тихонечко мне пальцем так подзовёт. Я подойду, он говорит: “Я хочу за твой язык пойматься. Заходи ко мне в комнату”. И вот так вот зазовёт и начнёт меня спрашивать, но я, чо знал, рассказывал. Тоже не знали в Китае-то друг друга-то. Это жили далёко, надо поездом было ехать. Но он это со вниманьем так слушал.
И он начнёт мене говорить. Рассказывал, что красок не хватало, кисти не хватало. Вот были внучаты беловолосы. Вот он выберет там какого-то, придёт, выстригет волосы и ето ниткой как-то воском ли чо ли там маленько запутат. И вот делал кисточти такие. Чёрная краска – сажу накоптит. А жёлтую, кажется, это ишо в Китае он делал: серпуху собирали и вываривали краска жёлтая. И были эти карандаши, назывались химический карандаш. Вот так слюнями приложишь – он синий. Вот эти он как-то смешивал эти краски такие. У него не было шибко колоритных икон (из интервью от 10 февраля 2022 г.).
В доме у Селивестра и Ольги Валиховых есть еще икона Иоанна Богослова, написанная Иваном Васильевичем («Сидит, пальцы к роту. Ободок красный и голубой. Голубой цвет обозначает нескончаемость века»). Несколько лет тому назад Ольга передала дедушкину «Казанскую икону Божьей Матери» вдове своего брата Автонома Татьяне Мартюшевой с просьбой молиться за нее и ее семью. «Казанская икона Божьей Матери» письма Ивана Васильевича есть у Викула Серебрякова. Такая же икона была и у сестры Ольги Ефимьи Фефеловой, которая проживает на Аляске. Но когда у староверов-беспоповцев в 2010-е гг. произошел раскол, который касался сложения нижних перстов, символизирующих Троицу, на благословляющей деснице на иконах, она, по рассказам староверов, эту икону как «неправильную» сожгла в бане в каменке. Мне известно, что какая-то икона, написанная Иваном Васильевичем, есть в Орегоне у брата Ольги Александра.
Летом я собираюсь поехать в Орегон и выяснить, у кого еще из харбинцев есть иконы И. В. Мартюшева и попросить Михаила Алексеевича Чернова сделать их профессиональное научное описание.
Упокоился Иван Васильевич Мартюшев в Бразилии в 1963 или в 1964 году. «Дедушку и маму там в Бразилии похоронили. И вот мы ездили, были на могилках. Хто-то ухаживат, не заростают» (из интервью с О. Валиховой от 8 декабря 2021 г.).
Мир праху Ивана Васильевича Мартюшева – единственного иконописца у орегонских староверов до их переселения в Америку.
[1] Харбинцами называются староверы, до переезда в Америку компактно жившие в деревнях недалеко от г. Харбина (Китай).
[2] Синьцзянцами называются староверы, которые до переезда в Америку жили в провинции Синьцзян Китая.
[3] Турчанами называются староверы, приехавшие в США из Турции.
[4] См. Кобко В. В. Старообрядцы Приморья: история, традиции (середина XIX в. – 30-е гг. XX в.). Владивосток, 2004. С. 69–70.
[5] См. Кобко В. В. Там же. С. 96.
Тамара МОРРИС
Газета «Старообрядец», № 86, 2022 год
«ТОРЖЕСТВО ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЯ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ»
Некоторые могут назвать это совпадением, кто-то скажет, что это чистой воды мистика, истинный же верующий понимает, что такое невозможно без Божьего благословения. Вместе с тем, каждый год, когда мы проводим Крестный ход в тундре, тучи Северного Ледовитого океана уходят и выглядывает солнце. Становится тепло.
Вот и в этом году, 17 сентября, когда Древлеправославная Поморская Церковь, традиционно проводила крестный ход в Пустозерске, на месте казни протопопа Аввакума – светило солнце, а температура воздуха доходила до 16 градусов. Ничем иным, чем Божьим проведением объяснить это чудо невозможно.
Сам крестный ход событие важное и значимое– на него съезжаются староверы со всей России и мира. В этом году собрались более 50 паломников. Среди которых были члены Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви – Клямко Андрей Станиславович, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Безгодов Алексей Александрович, председатель Новгородской Старообрядческой Поморской общины, Половинкин Павел Владимирович, председатель Самарской общины, Аринин Павел Васильевич, настоятель Ульяновской общины, Хмелев Денис Валерьевич, заместитель председателя Невской старообрядческой Поморской общины, Пашинин Максим Борисович,председатель культурно паломнического центра имени протопопа Аввакума, Мельников Антон Павлович член ревизионной комиссии Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви, и многие другие.
Конечно, желающих было гораздо больше, но из-за сложностей в логистике связанных с жарким летом и тем, что многие протоки на Печере обмелели, попасть на место казни протопопа Аввакума было достаточно сложно – единственный возможный транспорт – катера на воздушной подушке. Здесь очень хочется поблагодарить администрацию Ненецкого автономного округа за то, что они предоставил эти катера.
Стоит сказать, что крестный ход в этом году, по-своему юбилейный. 10 лет назад таким же крестным ходом было отмечено возведение на месте казни протопопа Аввакума часовен. Большую роль в этом сыграл Вальтер (в крещении Валентин) Вальтерович Фот. Во многом именно благодаря его трудам и заботам в 2012 году смогло состояться это торжественное и важное для всех древлеправославных мероприятие. Тогда, на освящение часовен приехало более ста человек. К сожалению, Вальтера уже нет с нами, но мне почему-то кажется, что он смотрит на нас сверху и так же радуется.
Сам крестный ход начался с момента высадки паломников на песчаной косе на берегу озера около того места где был город Пустозерск. С пением священных текстов, с крестом и иконами все двинулись в сторону часовен. В самих часовнях был проведен молебен и панихида памяти протопопа Аввакума и соузников, казненных в Пустозерскеа так же всех пострадавших за древлеправославие, помянули благодетеля Валентина (Вальтера) Вальтеровича Фота.
После этого все вернулись в Нарьян-Мар и провели общий молебен в храме Нарьян-Марской поморской общины. Очень сложно передать словами те чувства, которые испытываешь, когда находишься в молитве с нашими братьями и сестрами по вере. Такое небывалое единение рождающее благостное состояние и неимоверную легкость на душе, а камерность обстановки и ее искренняя душевность, только подчеркивала значимость этого события.
Нельзя не сказать и о том, сколько сил вкладывает в это настоятель старообрядческой поморской общины города Нарьян-Мара Александр Иванович Ляпунов, который и возглавил и крестный ход, и службу.
В следующем году так же будет круглая дата – 25 лет Нарьян-Марской поморской общине и конечно же поморцы из разных уголков планеты обязательно съедутся в Нарьян-Мар и пройдут Крестным ходом в Пустозерске
Это все было бы невозможно без содействия Нарьян-Марской поморской общины, Губернатора и структурных подразделений администрации Ненецкого автономного округа, мэрии Нарьян-Мара и музея-заповедника Пустозерск.
Не так давно я писал про открытие в поселке Чугунаш, Таштагольского района Кемеровской области храма во имя Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николы Чудотворца и отмечал, что это еще один кирпичик в фундамент возрождения Истинного Православия. Сейчас же хочу сказать, что мы и спустя века верны призыву Аввакума – будьте крепки в вере своей, непоколебимы!
Подробнее по ссылке https://moment-istini.com/news/torzhestvo-drevlepravoslaviya-v-rossiyskoy-arktike.html
© Момент Истины.
Павел ПОЛОВИНКИН «Памяти подвижников»
К 135-летию матушки Анафролии
Анафролия (1886 – 1969) — в миру Анна Яковлевна Илюшкина, инокиня Войновского женского монастыря (Польша). Уроженка с. Преображенка Самарской губернии. Ее родители, крестьяне того же села – староверы феодосеевского согласия, решили посвятить жизнь единственной из трех детей дочери служению Господу. С детства ее обучали церковной грамоте и чистоте христианского жития. Затем – Преображенский и Войновский монастыри.
В 1914 г., уже постриженная в иночество, она приезжает на родину навестить престарелых родителей. Первая мировая война застала ее в родительском доме, монастырь остается по другую линию фронта. Понимая, что для нее теперь только там отчий дом, несмотря на уговоры родителей остаться, агница Божия находит пути и перебирается через границу.
В монастыре она была уставщицей и вела службу, читала Святое Евангелие, крестила обращающихся в Христову веру. Ее жизнь была наполнена неустанными молитвенными трудами за всех христиан. О чудесных выздоровлениях от тяжких недугов по молитве угодницы Божией много рассказывалось в доме Илюшкиных. Так, во время войны у ее брата загнила челюсть, серьезная болезнь прекратилась с получением ее письма. За долгую жизнь она снискала уважение и почет не только среди насельниц, но и приезжающих в монастырь. На проводах тела любимой матушки на монастырский погост собралось много народа со всей округи.
Записано автором по воспоминаниям племянницы матушки Анафролии Анны Александровны Улановой (с. Преображенка Самарской обл.) и насельниц Войновского монастыря Елены и Евфимии.
К 110-летию со дня кончины П.И. Белова
Белов Петр Иванович (1847 – 1912) — настоятель молитвенного дома общины христиан поморского законобрачного согласия г. Самары.
Петр Иванович Белов родился в с. Сырейка Самарского уезда, и до конца дней по сословию писался крестьянином родного села.
По определению современников Петр Иванович – выдающийся ревнитель древлеправославного благочестия, посвятивший на духовные подвиги всю свою жизнь, начиная с самых юных лет.
По смерти самарского настоятеля Петра Дмитриевича Захарова Петр Иванович был единодушно избран духовным наставником в Самаре.
Петр Иванович был очень сведущ в Божественном Писании и много потрудился на почве привлечения к церковному единению феодосеевцев.
Пользуясь авторитетом ревностного последователя Христовой Церкви, он был известен в обеих столицах, где нередко принимал участие на всевозможных духовных торжествах и при обсуждении духовных вопросов церковного управления. И, конечно же, был участником всех самарских Соборов.
Не считаясь с трудностями добывания насущного хлеба, он посвятил лучшие годы своей жизни изучению церковно–богослужебного знаменного пения, изучивши его под руководством известного тогда Николая Иванова (из феодосеевцев).
Самарские христиане обязаны Петру Ивановичу введением «солевого» (знаменного) пения: до этого в самарских старообрядческих храмах пение было самогласное.
Петр Иванович был участником Собора 1905 года в Самаре. Однако, в списке участников Собора его имя фигурирует как певца молитвенного дома общины христиан поморского согласия.
Несмотря на свое бескорыстное служение Церкви, несмотря на энергичную духовную деятельность, Петр Иванович был принужден оставить родной город и перебраться в Уфу: нашлись люди, которые оклеветали ревностного устроителя церковного мира. В Уфе Петр Иванович был избран настоятелем и исполнял эту должность до своей болезни и кончины в 1912 году.
Павел ПОЛОВИНКИН
Газета «Старообрядец», № 86, 2022 год
«В СИБИРИ ОСВЯТИЛИ НОВЫЙ ХРАМ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ»
Не так часто, как хотелось бы в жизни древлеправославных случаются праздники связанные с открытием нового храма. Естественно такое событие привлекает к себе внимание, и что более важно показывает, что наша Вера жива!
Недавно, в поселке Чугунаш, Таштагольского района Кемеровской области был открыт Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николы Чудотворца. Два года понадобилось настоятелю Савелию Петровичу Саблину на то, чтобы возвести это произведение искусства в традиционном стиле русского деревянного зодчества. Особенности Храма заключаются в том, что он построен в церковных формах с куполом увенчанным крестом. И вместе с ним сейчас в Сибири три таких Храма. Не менее интересно и то, что Храм имеет высокий подклет, в котором разместились гостевые комнаты.
Стоит отметить и то, что этих местах по традиции староверы поморцы во многих селах и городах молятся в основном в домашних и общественных моленных и вопрос строительства Храма очень актуален. Именно поэтому, уроженец этих мест, настоятель Храма Савелий Петрович Саблин и приступил к строительству в 2020 г.
Такое событие, не могло не привлечь широкого внимания – на освящение прибыли гости из многих регионов России, члены Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви –Безгодов А.А. из Великого Новгорода, Косолапов Г.И. из Старой Руссы, Назаров С.К. из Городца Нижегородской обл.
Так же прибыли духовные отцы Солдатов В.М. из Коврова Владимирской обл., Пахомов В.А. из Кургана, Перминов К.И. из Промышленного Кемеровской обл., Найданов П.С. из Темиртау, гости из общин Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска, Новокузнецка, Минусинска, Кызыла, Таштагола и из других мест.
Сложно передать те чувства, которые испытываешь во время торжественной службы во вновь построенном Храме, да еще и в окружении такого количества братьев-староверов. Руководил торжественной службой духовный отец Савелий Петрович Саблин.
Савелий Саблин
По традиции, после службы состоялась праздничная братская трапеза, а по ее окончании собравшиеся организовали культурную программу во время которой были исполнены духовные стихи, как хозяевами торжества, так и гостями. Камерность обстановки, а точнее ее искренняя душевность, только подчеркивала значимость этого события.
Стоит сказать и о том, что Савелий Петрович не собирается останавливаться на уже сделанном. Уже сейчас идет работа по изготовлению резного иконостаса, а в дальнейших планах значится и возведение звонницы.
Не приходится сомневаться в том, что эти планы будут реализованы, не даром Саблин в условиях Сибири выращивает у себя в теплице виноград, а его хозяйка – Февруса в этих же условиях создала действительно райский сад.
Но не менее важно и другое. Данный Храм, это еще один кирпичик в фундамент возрождения Истинного Православия. Еще одни показатель того, что несмотря на препоны и препятствия сильные духом продолжают дело своих дедов и отцов.
Подробнее по ссылке https://moment-istini.com/news/v-sibiri-osvyatili-novyy-hram-drevlepravoslavnoy-pomorskoy-tserkvi.html
© Момент Истины.
«ПОМОРЦЫ ОТМЕТЯТ КРЕСТНЫМ ХОДОМ В ПУСТОЗЕРСКЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВОЗВЕДЕНИЯ ЧАСОВЕН НА МЕСТЕ КАЗНИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА»
Наверное, не стоит говорить о том, что такое Пустозерск для каждого старовера. 340 лет назад в 1682 году были сожжены пустозерские мученики – протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний. Гонения на старообрядцев, различные политические потрясения более 300 лет не позволяли нам построить Часовни в Пустозерске.
Но времена меняются, и вот в 1989 году появляется памятный крест на месте гибели протопопа Аввакума, а еще спустя двадцать лет начинается строительство Часовен. И здесь необходимо отметить ту огромную роль, которую сыграл во всем этом Валентин (Вальтер)Вальтерович Фот. Во многом именно благодаря его усилиям они были возведены. Для человека, не бывавшего в тех местах очень сложно понять, что такое тундра и какие усилия требуются для того чтобы там что-то построить, особенно учитывая, что своего строительного материала там нет. Заполярье. Доставка возможна только пока существует зимник и надо успеть организовать транспортировку огромных бревен и по льду Печоры и по тундре. Повторю – представьте растаял зимник и все остановилось. И здесь на первый план выходят не только организаторские способности Вальтера, но и самоотверженный труд тех рабочих, которые привозили бревна, строили часовни. А еще северные морозы, на которых не выдерживает техника. Но люди смогли. Я пересматриваю фотографии того времени, времени возведения часовен и снова проникаюсь всей глубиной и мощью Веры людей, совершивших этот подвиг. При этом, надо так же понимать еще и то, что, не смотря на провозглашенную после распада СССР свободу вероисповеданий, отношение к старообрядцам не сильно изменилось, и не меньшей проблемой было взаимодействие с определенными чиновниками, преодолевать сопротивление которых тоже было весьма непросто. На этом фоне не могу не сказать несколько добрых слов про Министерство культуры, которые по мере сил оказывали помощь в строительстве. Напомню, до указа Президента России о праздновании 400-сотлетия протопопа Аввакумаеще предстояло ждать несколько лет. Да, конечно, после этого указа помощников в среде чиновников стало гораздо больше, но ценится то, что было сделано вовремя, когда было нужно.
В общем, к 330-летию огнепальной кончины Пустозерских мучениковЧасовни были построены и в апреле 2012 года состоялось их освящение. К сожалению погодные и климатические условия в этих краях дают возможность добраться до Пустозерска в это время года только на вертолете. И опять, огромную помощь оказал Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума и лично Вальтер Вальтерович Фот обеспечив два вертолета которые смогли уместить сорок человек. Конечно, желающих было гораздо больше, что и показал Крестный ход, состоявшийся в эти дни 24-25 августа 2012 года.
Организаторами Крестного хода выступили Культурно-паломнический Центр им. протопопа Аввакума и Нарьян-Марская старообрядческая поморская община, при одобрении и поддержке Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви.Что особенно важно и значимо, так это то, что в этом Крестном ходе приняли участие не только местные жители староверы, но еще и представительные делегации из других регионов страны и из-за границы.
Не буду пересказывать весь Крестный ход, остановлюсь только на том моменте, когда мы шли уже непосредственно по самому Пустозерску – пройдя мимо столбиков, отмечающих места, где раньше стояли дома последних жителей Пустозерска, с пением стихер и величаний Кресту, Богородице, Николе и Всем Русским чудотворцам подошли к Поклонному Кресту, установленному на предполагаемом месте упокоения останков Пустозерских мучеников. Здесь пропели литию за умерших и направились к памятной часовне, в которой был отслужен торжественный молебен всем святым, завершившийся Крестным ходом вокруг часовни.
Вальер Вальтерович Фот
Сейчас, в дни десятилетия этого по истине важного для всех нас события, вспоминая те дни, вспоминаю и фразу, которую сказал Вальтер про две построенный Часовни: «Как Аввакум и Марковна».
Почему я вспоминаю сейчас те события. Причин несколько. Во-первых, само по себе, это событие, без преувеличения, мирового масштаба, учитывая фигуры мучеников и самого Аввакума. Во-вторых, поморцы собираются не менее масштабно и массово отметить в сентябре этого года десятилетие возведения Часовен!
Подробнее по ссылке https://moment-istini.com/news/pomortsy-otmetyat-krestnym-hodom-v-pustozerske-desyatiletie-vozvedeniya-chasoven-na-meste-kazni-protopopa-avvakuma.html
© Момент Истины.
Татьяна ОДЕГОВА «Слово о ковернинских староверах»
Заволжская сторона, верховья Узолы… В далеком от нас XVII веке места эти были покрыты бесконечным дремучим лесом, стоявшим сплошной стеной от приволжских заливных лугов до холодных берегов Беломорья.
Именно сюда, в леса Керженские и Чернораменские, западной частью которых является Ковернинский край, в непроходимые заволжские дебри, в бесконечные болота, спасая свою жизнь и свою веру, бежали триста лет назад русские люди из Ярославля и Костромы, Москвы и Владимира, положив начало заволжской «кондовой» Руси.
Самым многочисленным и организованным старообрядческим обществом на территории Ковернинского района была община поморцев брачного согласия.
Молельные дома поморцев (каждый со своими наставниками, «дьяками», уставщиками, певчими) стояли в деревнях Б. Калениха, Малые Долы, Шмаки, Копани, Федорово, Белые Пруды, Язвины. Но самый известный поморский храм возвышался в селе Шадрино — центре духовной жизни всей Корелы.
Миссионерский журнал «Братское слово» писал в 1894 году о ковернинских приходах: «В ковернинском приходе есть определившийся расклад: раскольники составляют 1/5 всего населения, в шадринском — 9/10, в понуровском — 3/4, а всего в Ковернинской волости 3/4 всех прихожан – староверы».
По данным статистики на территории современного Ковернинского района (без Хохломской волости) в 1913 году проживало свыше 12000 староверов. Таким образом, старая вера господствовала на ковернинских землях.
Появление старообрядчества на берегах Узолы происходило двумя путями.
Во-первых, многие из старожилов, проживавших здесь до 80-х годов XVII века, не приняли никонианства.
Во-вторых, как известно, власть для пресечения старой веры принимала самые суровые и крутые меры. Спасаясь от расправы, старообрядцы бежали на дальние, пустынные окраины России.
В начале XVIII века староверческие скиты и кельи располагались «на Утрусе, в раменном лесу, за деревней Шляпино, пониже починка Павлова, за деревней Маклаковкою и деревней Погибяною на реке Мазе, в верхотине реки Липовки, по речке Чащовке за починком Чащовкою, за деревней Лукиным подле Узолы реки, зa починком Кошелевым» и так далее.
В первой трети XVIII века соприкоснулись с другим очагом старообрядческой колонизации Заволжья — легендарной «Корелой». Когда в поисках хлеба для монастыря отправились с Выга посланцы к своим единоверцам в разные регионы России, они, в том числе, посетили и нижегородские пределы. Руководитель выговской общины, знаменитый старообрядческий писатель Андрей Денисов, побывал у староверов ковернинского края. Настоятель поморской общины деревни Воротилова Павел Григорьевич Каузов обучался в шляпинских кельях, где настоятелем был инок Арсений, постриженик Выговской пустыни.
После указа 1905 года, в 1910-х годах, оживилась жизнь всего ковернинского старообрядчества. Поморцы создали Корельский духовный совет по примеру уже существующих в Воротилове и Городце, на который возлагались обязанности руководства и духовного суда данной местности. В руководство совета были избраны 16 человек — представители общин деревень Б. Калениха, Шадрино, Язвины, Федорово, Большие Круты и других. Председателем избран Денис Киприанович Статьин, секретарем — Григорий Золотарев (1887 – 1968). Григорий Иванович был иконописцем, как и его отец Иван Акинфович. До сих пор его иконы хранятся в семье его внучки — Антонины Ивановны Земляникиной, которая является певчей в церковном хоре.
Нелегкие времена переживают потомки «корелян» и сегодня. Староверческие общины в районе были на грани вымирания. Мало осталось грамотных старцев, знающих устав и Писание, нет молодёжи, способной внести «свежую кровь», некому исполнять требы.
Наша ковернинская древлеправославная община также переживала нелегкие времена. Но древнерусский знаменный распев, передававшийся староверами из поколения в поколение, не забыт! И я верю, что Корела возродится!
Этот вопрос мучал меня с детства. Моя бабушка Анна Савельевна всегда говорила: «В какой вере покрестился – в той и живи! И замуж выходи за нашего поморца». Так и случилось. И муж и трое детей крещены по моей вере. Начав изучать историю поморских общин в Ковернинском районе, я поняла насколько много у нас родственников. Потомственных поморцев. Я поняла, что все мы братья и сестры.
Родословная Смирновых.
Смирнов Архип (начало XIX века), переселившийся с Выга, родил здесь, в Кореле, пять детей: Степана, Евдокию, Тихона, Парамона и Марфу. До сих пор много потомков Архипа проживает в Ковернинском районе. Смирнов Степан Архипович родил Лаврентия Степановича (11.08.1886 – 05.01.1961). Он много лет был наставником, жил в деревне Большие Долы. У Евдокии Архиповны Смирновой (в замужестве — Гусевой) было трое детей: Алексей, Трофим и Аксинья. У Алексея родилось шесть дочерей, и одна из них – Екатерина – вышла замуж за Ивана Парамоновича Золотарева. У них родилась дочь Антонина Ивановна Земляникина.
Антонина Ивановна рассказывает о дедушке: «Алексей Арефьевич в деревне Шадрино был наставником. Его много раз забирали в милицию. Потом раскулачили и сослали в Архангельск в 1928 году. Полгода там прожили и переехали в Пучеж. И потом им разрешили вернуться домой, вернули и дом».
Раскулачивание и коллективизация ударом обрушились на поморские общины, ведь в то время староверы были зажиточны. «Забирали сначала тех, кто торговал, — вспоминают старики. – А потом стали забирать молельщиков». После Алексея Арефьевича Гусева благословленной на духовные дела в деревне Шадрино была его дочь Александра Алексеевна Гусева.
Центр Корелы – деревня Шадрино славилась своими наставниками. Особенно был известен род Золотаревых, несколько поколений которого являлись служителями поморской Церкви: Герасим Климентьевич – Акинф Герасимович – Иван и Павел Акинфьевичи – Григорий Иванович.
Иван Акинфьевич и его сын Григорий были известными знатоками старинного церковного пения, иконописи, духовной литературы. А в первой половине 1920-х годов издавал рукописные журналы «Голос Корелы» и «Вехи».
Так же были общины в дер. Большие и Малые Долы. Наставником был Алексей Козлов. В те годы у руководства общин еще очень много было мужчин. Авраам Смирнов в дер. Б. Долы, Захар Алексеевич Каменщиков в Б. Долах и Бобыльске. Благословленные, крестившие детей, старицы Прасковья Тихоновна Коновалова, Марфа Михайловна Тюрина, Агафья Афанасьевна Поцелуева, Татьяна Макарьевна Столетова. В поселке Ковернино в послевоенное время духовные дела правили Мария Фуфаева, Надежда Доронина, Ксения Григорьевна, Серафима Сидорова, Елена Васильевна Ознобишина. И до 2022 года – наставник Владимир Павлович Тихомиров.
Родиной В.П. Тихомирова была дер. Большие Круты. Здесь в послевоенное время наставниками служили дедушка Федор, Иван Овсянников, Игнатий Степанович Ермаков. Небольшая моленная была в доме Федосьи Захаровны. Начитанными были сестры Рябковы – Наталья и Екатерина Ефимовны, Лебедев Ермил Яковлевич, Ильичев Савелий Григорьевич, Ермаковы Павла Федоровна и Софья Степановна. После смерти Федосьи Захаровны молились по домам в большие праздники. До сих пор в деревне молятся и хранят устав Елена Антипьевна Мартышова, Маргарита Игнатьевна Кокурина, Надежда Валерьевна Столетова, Меланья Степановна Чернигина.
Я впервые стала посещать моленный дом, созданный в родительском доме в дер. Б. Круты о. Владимиром Тихомировым. Как замечательно пели там эти бабушки, настолько, что мне самой захотелось научиться и читать на церковнославянском и, конечно, петь и участвовать в молебнах.
В 2011 году я познакомилась с Владимиром Тихомировым. Он жил на соседней улице, сам еще учился церковным делам и хотел стать наставником. Я была уверена, что это будет началом возрождения поморской общины в Ковернине и объединения всех поморцев района. В 2012 году в поселке состоялось собрание староверов, было принято решение строить помещение под моленный дом. Всем руководила покойная свет Мария Филипповна Лебедева. К этому времени Владимира Тихомирова на духовные дела благословил Лаврентий Ефремович Семенов из Городца. Осенью 2015 года нам подарили здание гаража райпо. Мария Филипповна, Галина Ивановна Трошина и я занялись оформлением документов на строительство храма. Стройка проходила в сложных условиях. Земля вокруг не принадлежала храму. Её хозяин подавал в суд на Марию Филипповну, это её очень подкосило. Но она до последнего дня делала всё, чтобы отстроить храм, ей в этом помогал сын Виталий. Сделали новую кладку, подняли крышу, поставили купол, провели свет и газ. В это время я оформила все юридические документы на общину. 17 ноября 2017 года Мария Филипповна скончалась. И её первую отпевали в новом храме. Весь груз ответственности лег на плечи Галины Ивановны Трошиной. Был сделан новый большой иконостас.
Сейчас наш храм вновь осиротел. 12 января этого года скончался наш наставник Владимир Павлович Тихомиров (на снимке). Но мы не сломаемся и всё переживем с Божией помощью.
В марте 2022 года к нам в общину по рекомендации Сергея Кузьмича Назарова приезжал из Крестцов Алексей Геннадьевич. Огромная благодарность ему за проведение исповеди во всех деревнях, где проживают староверы-поморцы. Мы надеемся, что к нам кто-то приедет и станет нашим наставником.
Председатель общины Татьяна ОДЕГОВА
Газета «Старообрядец», № 86, 2022 год
Татьяна Игнатова «Преображенскому монастырю 250 лет»
Четверть тысячелетия назад у Преображенской заставы города Москвы возникла обитель, что спустя немногие коды стала духовным центром для многочисленных федосеевских общин всей России. На страницах нашего издания публиковались статьи о духовном и экономическом значении Преображенского монастыря в жизни староверческой России. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Татьяны Игнатовой о подлинной, незамутненной так называемым патриотизмом, любви преображенцев к родине, к России.
МОСКОВСКИЕ ФЕДОСЕЕВЦЫ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
В 2021 году исполнилось 250 лет со дня основания Преображенского богаделенного дома, который на протяжении двух с половиной столетий оставался главным российским духовным центром староверов старопоморского согласия.
Долгое время история Преображенского кладбища была овеяна целым сонмом разнообразных легенд, большинство из которых зародилось в середине XIX века. Самым известным антистарообрядческим мифом можно назвать лже-историю о федосеевцах и Наполеоне, которая была неоднократно опровергнута в трудах крупнейших историков старообрядчества: доктора филологических наук Е. М. Юхименко, доктора философских наук М. О. Шахова, кандидата исторических наук В. Ф. Козлова, старшего научного сотрудника Музея МГУ Е. А. Агеевой. Тем не менее до сих пор на некоторых сайтах и в СМИ можно встретить «разоблачительные» материалы о неких «государственных изменах», совершенных московскими федосеевцами, сведения о которых почерпнуты в миссионерской антистарообрядческой литературе второй половины XIX — начала ХХ века.
Попытка представить старообрядцев изменниками родины глубоко оскорбительна и антиисторична. Данной проблематике уже была посвящена обобщающая работа Е. М. Юхименко «Сила духа и верность традиции» (по всей видимости, не известная авторам альтернативной истории), где говорилось о сохранении памятников духовной культуры, о трудовой этике и благотворительности, о воинской доблести староверов.
В этой публикации мы представим лишь некоторые факты о московских федосеевцах.
«Выразили торжественную готовность пожертвовать жизнью и имуществом на защиту Престола и Отечества»
Так в 1865 году граф А. А. Суворов-Рымникский (1804 — 1882) отозвался о московских федосеевцах. Оппонируя митрополиту московскому Филарету, граф составил пространную записку, где выразил свое особое мнение по делу о передаче мужского двора Преображенского богаделенного дома единоверцам. В этом документе он приводит доказательства преданности и сочувствия правительству со стороны общины Преображенского кладбища, указывая на «немаловажные пожертвования, сделанные сими на военные надобности в последнюю войну и при усмирении Польского мятежа».
В примечании к документу автор особого мнения поясняет, что «в последнюю войну московские раскольники беспоповщинского согласия пожертвовали на военные надобности около 33 тысяч. Во время Польского мятежа раскольник того же согласия московский купец Егоров представил в распоряжение местного начальства около 9 тысяч пар теплой обуви для нижних чинов, за что и был награжден».
Поскольку особое мнение графа Суворова-Рымникского было составлено в 1865 году, то под «последней войной» он, видимо, подразумевал Крымскую войну (1853 – 1856 гг.), о которой подробнее речь пойдет ниже.
«Польским мятежом», по всей видимости, названо второе, январское, Польское восстание (1863 – 1864 гг.). Вот почему так важна была для армии именно теплая обувь. Жертвователем, по всей видимости, был московский купец-федосеевец Егор Константинович Егоров, сын сосланного в Пензу попечителя Преображенского богаделенного дома Константина Егоровича Егорова.
О Польском восстании граф добавляет: «После того, как раскольники означенного кладбища, присоединив свой голос к верноподданнейшим заявлениям, которые по поводу последнего мятежа в Царстве Польском слышались со всех сторон России, выразили торжественную готовность пожертвовать жизнью и имуществом на защиту Престола и Отечества. Не был ли протест раскольников, опровергнувший надежды польской пропаганды на содействие раскола в России, одним из самых знаменательных и утешительных фактов, которые правительство может противупоставить истории Польского восстания».
«Дабы собрать денег со всего общества и пожертвовать на военные действии, тогда бывшие в Крыму»
О пожертвовании, собранном московскими федосеевцами на нужды императорской армии во время Крымской войны (1853 – 1856 гг.), подробно рассказывается в рукописной книге «История Преображенского кладбища с 1854 по 1862 год».
Инициатором сбора пожертвований выступил один из попечителей Преображенского богаделенного дома, московский купец Константин Егорович Егоров (ок. 1783 — 1860).
Вместо предполагавшихся 15000 рублей серебром московские федосеевцы собрали сумму в два раза большую — 35500 рублей. Приведем фрагмент главы, повествующий о судьбе этого пожертвования:
«…было предложено попечителем Константином Егоровичем отцам и прочим попечителям, также и всему московскому християнскому обществу: дабы собрать денег со всего общества и пожертвовать на военные действии тогда бывшие в Крыму.
И общество, вняв предлогу уважаемого попечителя, и просили: дабы доложить о этом деле московскому военному генерал-губернатору графу Закревскому, потому что он ему порядочно был знаком по многократным его пожертвованиям на разные предметы общественной и государственной пользы. Почему Константин Егорович и не отказался ходатайствовать о таком деле.
Когда же предложил он графу свое и общественное мнение и усердие, тут граф спросил у него о количестве суммы, которую они могут жертвовать. Когда же объявил ему, что пожертвование может быть не менее пятнадцати тысяч рублей серебром, на это Закревский соизволил и благодарил Егорова за сочувствие общеполезному делу, и обещался довести до сведения высочайшей власти и сулил ему ходатайствовать для общества и Кладбища какую-либо милость, чему наши сообщественники весьма были рады.
И тотчас же послали с кладбища отца Ивана Яковлевича пригласить всех обывателей в контору Преображенского кладбища, и назначен был день. Когда же съехались обыватели и, выслушав предлог попечителя Егорова, и по его заботливости и искусной деятельности к общему благу противоречить никто не осмелился, но все беспрекословно повиновались и подписывали пожертвование щедрою рукою, так что первые подписывали по пяти тысяч рублей серебром, а всея суммы подписано было 35,500 рублей серебром. И доставлено было попечителями к Закревскому.
Но только к нашему неблагополучию Закревский нам, как говорят, не подоброжелательствовал, и представленную ему сумму не дозволил в пожертвовании означить отдельной от прочих пожертвований, и означить именно от старообрядческого общества, но повелел эту сумму присовокупить к общественным безызвестным пожертвованиям. Потому наше значительное пожертвование и осталось вовсе безызвестным.
Это событие нам весьма было чувствительно, так как нам были известны заботливые тщательности, и значительные пожертвования наших попечителей.
Пожертвования их были неоднократны, которые еще на наших памятях, как во время Французской войны (1812 г. — Т. И.), также и в бытность Турецкой (1828 – 1829 гг.— Т. И.), сделав должные пожертвования в пользу Русского отечества, а потом и в настоящее время на Крымскую войну. Эти пожертвования наших попечителей и их сочувствие были к пользе всего государства.
А что касается до пожертвования в пользу московского общества, это было неоднократно. Как то открытие и содержание временных холерных больниц. Эти были два сильных случая холеры минувших годов, участвовали также материальными средствами, готовыми с прочими друзьями человечеству упомянутые больницы со всевозможной обстановкой успокоения и пользования для зараженных людей эпидемией, для народу всех сословий и без различия вероисповеданий.
Также во уважение государя и начальства иногда угощали военных нижних чинов, а именно: попечители Константин Егорович и Сергей Тихонович угощали гвардию в бытность уже военным губернатором Закревского».
Хотим лишь подчеркнуть, что, вопреки стараниям графа Закревского, о значительном пожертвовании московских федосеевцев все же стало известно общественности. Это следует из документа, составленного графом Суворовым-Рымникским, где и упоминается данное благое дело.
«В половине июля 7422 (1914) года была объявлена война…»
Такими словами Егор Егорович Егоров начинает запись, первую в его архиве из посвященных Великой войне.
Е. Е. Егоров (03.04.1862 – 15.12.1917) — особая фигура в истории Преображенского кладбища. Как его дед и отец, упомянутые выше, он принимал самое активное участие в жизни Преображенской общины. После смерти отца он унаследовал торговое дело, но через год с небольшим продал трактир и магазин. Оставив коммерческие дела, Е. Е. Егоров посвятил себя коллекционированию памятников древнерусской и старообрядческой культуры, желая сохранить их для старообрядцев. Кроме этого, Е. Е. Егоров создал бесценные источники по истории общины — книги копий документов, касающихся всех сфер жизни Преображенского кладбища. Там нашли отражение и события, связанные с Первой мировой войной.
В годы Первой мировой войны члены московской общины Преображенского кладбища оказывали помощь раненым. Вскоре после начала боевых действий община постановила предоставить 75 коек для раненых в только что отстроенной и оснащенной современным медицинским оборудованием больнице, о чем была направлена телеграмма царю Николаю II.
Вот как об этом пишет Е. Е. Егоров:
«В половине июля 7422 (1914) года была объявлена война Германией и Австрией России и Франции. По етому случаю Совет нашей общины решил устроить в новой выстроенной больнице, еще не открытой, лазарет на 75 кроватей на сбережении общины. Потом 27 июля он устроил молебен в мужской палате, для чего разослал приглашение прихожанам следующего содержания:
«От Совета Московской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия. Совет общины, уверенный в единодушном решении всего християнского общества, постановил в настоящие грозные исторические дни предоставить только что выстроенную больницу общины для нужд раненых воинов Российской армии. Для окончательного решения етого вопроса Совет, с разрешения Его Сиятельства господина московского губернатора, назначил на воскресение 27 сего июля в 11 ½ часов дня екстренное общее собрание членов общины. В тот же день перед открытием Собрания в 10 часов утра во всех моленных Преображенского богаделенного дома будет отслужен торжественный молебен о ниспослании победы Русскому Воинству над врагами. На молебствие ето и на созываемое важнейшее собрание Совет покорнейше просит вас пожаловать в Преображенский богаделенный дом.
Зная воодушевление всего общества, Совет счастлив выразить уверенность в том, что все христиане нашего общества, получившие ето извещение, оставив свои ежедневные дела, явятся на общественное богослужение и собрание. Совет».
На молебне 27 июля в женских палатах почти никого не было. В мужской палате стояли молебен на исхождение против иноплеменных, в потребнике Иосифа Патриарха напечатанный. Народу было очень мало, так как все молодые прихожане, частию солдаты запасные и офицеры, были уже призваны из запаса. А очень многие прихожане не явились.
По окончании молебна все присутствовавшие перешли в контору. Было много женщин и даже несколько не наших прихожан».
Несмотря на малочисленность собрания, было решено открыть подписку и собирать пожертвования на содержание лазарета. Е. Е. Егоров зафиксировал, что в первый же день были сделаны следующие пожертвования:
«В. Е. Быков — 2000 руб,
А. В. Дороднов товарищество — 500 рублей,
В. Г. Челноков — 1000 рублей,
Вера Мих. Москвина — 500 рублей,
Мих. Мих. Малышев — 500 рублей,
Екат. Ив. Матвеева — 1000 рублей,
Кс. Ив. Соколова — 200 рублей,
Егоров — 1000 рублей,
Илья Ник. Никитин — 100 рублей
И другие.
Собрали 11.500 рублей.
Гр. Кл. Горбунова не было на собрании, после пожертвовал 3000 рублей на раненых и 2000 рублей на открытие больницы».
Лазарет был открыт. Фотографии его палат опубликованы в 1916 году в альбоме, посвященном деятельности московского городского Управления по организации помощи больным и раненым воинам и семьям призванных.
Знаменитая серпуховская купчиха Анна Васильевна Мараева, входившая в московскую федосеевскую общину, в годы Первой мировой войны предоставила часть комнат своего особняка для устройства второго городского госпиталя Всероссийского союза городов для раненых солдат. Ее дочь Анна Мефодиевна Киреева (урожденная Мараева) и внучки Вера Михайловна Сухова (урожденная Уфимцева) и Екатерина Михайловна Егорова (урожденная Уфимцева) служили сестрами милосердия.
«Было много беженцев из других губерний, занятых немцами»
В годы Первой мировой войны московская федосеевская община приняла участие в судьбе беженцев. Из архивных записей Е. Е. Егорова известно, что 31 августа 1915 года состоялось совещание духовных отцов московского Преображенского кладбища «о принятии в свое христианское общество прибывающих беженцев, выгнанных с своих жительств военными действиями».
Об итогах совещания Егоров уточняет: «В настоящее время в числе вообще беженцев начали прибывать из губерний Польского окраина и старообрядцы, из которых многие принадлежат к брачному согласию, а многие и к небрачному. <…> …мы считаем себя должными обращающихся к нам для духовного исправления сих беженцев принимать в наше христианское общество и на покаяние».
В 1916 году в одной из книг копий документов сделана запись: «10 апреля 7424 (1916) года было Воскресение. День Пасхи. В ночь на Пасху в исход 3 часа Егоров приехал на Преображенское кладбище, застал там заутреню. Пели Хвалите Господа с небес. Было народу много внизу и также довольно много наверху. Было много беженцев из других губерний, занятых немцами».
«Все молодые прихожане, частию солдаты запасные и офицеры, были уже призваны из запаса»
Напомним, что на староверов всех согласий распространялись положения как о рекрутской повинности (1703–1874 гг.), так и о всеобщей воинской обязанности (с 1874 г.). Следовательно, старообрядцы призывались в русскую армию и принимали участие в войнах, которые вела Российская империя.
О числе московских федосеевцев, мобилизованных на Первую мировую войну, красноречиво свидетельствует образ, запечатленный Е. Е. Егоровым: моленные опустели, т. к. «все молодые прихожане, частию солдаты запасные и офицеры, были уже призваны из запаса».
Назвать всех поименно пока не представляется возможным. Назовет лишь некоторых.
В Первой мировой войне участвовали два сына Николая Константиновича Сухова, члена Совета московской общины Преображенского кладбища.
Дмитрий Николаевич Сухов (03.02.1885 – 21.11.1942)
Подпоручик, 226-й пехотный Землянский полк.
Обороняя крепость Осовец, был контужен отравлением ядовитыми газами, но остался в строю.
Награжден орденами Св. Владимира IV-й степени, Св. Анны IV-й степени (Аннинское оружие), Св. Станислава III-й степени, Св. Анны III-й степени. Захоронен в семейном некрополе Суховых на Преображенском кладбище (участок № 11).
Поясним, что во время штурма крепости Осовец немцы применили массированную газовую атаку. Из воспоминаний участников обороны крепости известно, что для химического штурма немцы приготовили несколько тысяч газовых баллонов. Более 10 дней они ждали благоприятных погодных условий и, наконец, 6 августа (н. ст.) в 4 часа ночи пустили газ. Параллельно с газовой атакой неприятель открыл сильнейший артиллерийский огонь.
Участник событий писал: «Газ темно-зеленоватой окраски; состав газа, имеющий в основе хлор, определить трудно, но, безусловно, в нем была и другая какая-то примесь, усиливающая удушливый эффект. Густое облако газа уже через 5–10 минут достигло наших окопов, быстро направляясь вперед к крепости. Смертельно поразив наши передовые части, яд газов обессилил и большую часть защитников крепости, проникая даже в плотно закрытые помещения; вся растительность была им обожжена более чем на 12 верст».
У оборонявших крепость русских солдат не было эффективных средств защиты, поэтому результат газовой атаки был сокрушительным: 9, 10 и 11-я роты Землянского полка погибли целиком, от 12-й роты осталось около 12 человек при 1 пулемете. 8 и 13-я роты потеряли до 50% состава. Тем не менее именно они: 8, 13 и 14-я роты 226-го Землянского полка, — были брошены в контратаку, получившую позже название «атака мертвецов».
Николай Николаевич Сухов (1886 – 01.11.1914)
Прапорщик легкой артиллерии, Гренадерский мортирный артиллерийский дивизион.
Награжден орденом Св. Станислава III-й степени.
Захоронен в семейном некрополе Суховых на Преображенском кладбище (участок № 11).
Выражаю глубочайшую признательность потомкам героев, предоставившим информацию и фотографии из личного архива Суховых.
Солдатские некрологи сохранили для истории множество имен героев Великой войны. Из них мы знаем о прапорщике Николае Ивановиче Максимове, который являлся членом московской старообрядческой общины Преображенского кладбища.
За доблесть, проявленную во время атаки и взятия неприятельского окопа, Максимов был представлен к ордену Св. Станислава III степени с мечами и бантом. Убит разрывной пулей, когда из окружения пробивался к остаткам своей роты. Некролог, посвященный Н. И. Максимову, был опубликован в журнале «Слово Церкви».
«Стали ходить слухи, что наши отцы собираются ехать на войну для исправления раненых и для всякой нужды».
В архиве Е. Е. Егорова зафиксирован интересный факт: вскоре после начала Первой мировой войны, на волне патриотического подъема, федосеевские общины стали обсуждать возможность отправки на фронт духовных отцов для окормления солдат-федосеевцев, «для исправления раненых и для всякой нужды».
Изначально Совет Преображенской общины одобрил эту идею. Далее необходимо было провести совещание с «добровольцами»: «И вот для етаго разослали пригласительные письма отцам некоторым иногородним, в том числе Георгию Михайловичу Виноградову в деревню Коношково Псковской губернии и Василию Егоровичу в деревню Ручейки Псковской губернии, которые прислали письма ответные, что они не могут ехать по случаю плохого здоровья и не на кого оставить свои стада духовных. Также послали письмо в село Поречье Курской Губернии Павлу Петровичу» .
Однако поездка духовных наставников к линии фронта не состоялась. Как резюмирует Егоров, «и никто из отцов на войну не поехал да и не нужно было подымать етот вопрос за неимением людей и невозможностию из туда ехать».
Доблесть, проявленная на полях сражений, создание лазаретов в тылу, пожертвования на нужды армии, помощь беженцам — вот лишь малая часть благих деяний, совершенных московскими федосеевцами.
Татьяна Игнатова, сайт «Русская вера»
«Круглый стол по переселению соотечественников»
7 июля в Доме русского зарубежья прошел круглый стол о возвращении в Россию старообрядцев из-за рубежа. За последние два года после пандемии вопрос переселения впервые поднимается так масштабно.
Во встрече приняли участие организатор — руководитель Паломнического центра имени протопопа Аввакума Максим Борисович Пашинин, митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий, директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин, представитель Администрации Президента Александр Александрович Терентьев, генеральный директор Благотворительного фонда поддержки и содействия старообрядчеству (древлеправославию) «Правда Русская» Михаил Олегович Шахов, главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко, представители общественных организаций, ученые.
Участники встречи вспомнили опыт переселенцев и констатировали тот факт, что сегодня значимость переселения соотечественников осознается властями разных уровней, что дало ощутимые результаты в этой области.
В 2018 г. делегация из Южной Америки побывала на Международном старообрядческом форуме. В 2021 г. на международном старообрядческом форуме тема переселения прозвучала вновь, хотя из-за эпидемиологических ограничений зарубежных гостей было немного. Вопрос поднимался в ходе встреч предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия с президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным.
«Процесс переселения шел и до того, как мы начали им заниматься, однако он встречался со значительными трудностями, — отметил Александр Александрович Терентьев. — Тяжело было без поддержки начать экономическую деятельности в России людям, которые здесь никогда не были. Благодаря тому, что вопрос был поднят митрополитом и услышан президентом, властям была дана установка — всячески поддержать. В Приморском крае и других регионах власть повернулась лицом к переселенцам. Это не заманивание в Россию на фоне того, что многие уезжают из страны. Мы хотим именно поддержать, максимально помочь адаптироваться».
Власти с уважением относятся к переселенцам, так как видят, что первая причина, которая зовет их на родину — вера.
«Процесс переселения, который активизировался несколько лет назад, для меня был неожиданностью. Переселенцами являются в основном представители не белокриницкого, а других старообрядческих согласий. Но для меня здесь, в частности, важно возвращение на родину русских людей, которые всегда несли и отстаивали традиционные русские ценности. Ведь нам всем хотелось бы, чтоб наше Отечество процветало», — сказал митрополит Корнилий.
Итоги и реальные результаты работы программ по переселению будут представлены в сентябре на Дальневосточном экономическом форуме. О сложностях и успехах там расскажут самые активные регионы. Ожидается присутствие на форуме президента страны. Как пояснили за круглым столом представители его администрации, Владимир Путин интересуется этими вопросами лично.
© Религиозная организация «Русская Православная Старообрядческая Церковь»
Наталия ФЕДИНА «Встреча в Хор-Тагне»
Встреча в Хор-Тагне
25 февраля 2021 г. в доме культуры села Хор-Тагна Иркутской области прошла Межрегиональная встреча староверов под названием «Сохранение и развитие традиционной культуры староверов в Иркутской области».
Хор-Тагна примечательна тем, что в 2019 г. село удостоилось звания «Самые красивые деревни и городки России», а также тем, что в деревне живет много потомков старообрядцев-поморцев.
Организаторами встречи выступили «Общество культуры семейских (староверов) Иркутской области» и Администрация села. Во встрече принял участие заместитель председателя общественной палаты Бурятии, руководитель «Общество культуры семейских РБ» Сергей Петрович Петров. Приехали гости из г. Красноярска: наставник поморской общины Иван Иванович Корсаков и его помощник Константин Владимирович Зеленов. Ведущим мероприятия была Ольга Петровна Турчанинова, руководитель «Общество культуры семейских (староверов) Иркутской области». На мероприятие пришли староверы-поморцы и жители села.
О.П. Турчанинова подчеркнула, что встреча не случайно проходит в Хор-Тагне, так как село основано староверами-поморцами в конце XIX века и в настоящее время здесь проживают их потомки. Для нас очень важно сохранить ту культурную и духовную традицию, которую хранили их предки несколько столетий.
С.П. Петров рассказал об опыте сохранения культурного наследия староверов-семейских в Бурятии и подарил в библиотеки школы и села старообрядческую литературу.
Духовный наставник из Красноярска И.И. Корсаков рассказал участникам встречи о староверах поморцах, и истории возникновения Выговской пустыни. К.В. Зеленов поделися тем, как в настоящее время живут современные староверы поморцы в Красноярском крае.
С интересным докладом выступила представитель Заларинского районного краеведческого музея Г.Н. Макагон, которая рассказала об истории села, где согласно архивным документам в начале XX века проживало 115 семей староверов-поморцев. А Н.И. Белова рассказала о заселении староверами Заларинских земель, Хор-Тагны и близ лежащих населенных пунктов.
Была подготовлена выставка церковной утвари, предметов быта, одежды и культуры разных старообрядческих групп: и семейских и поморцев. Присутствующие выразили надежду на возрождение старообрядчества в селе, на восстановлении своих истоков, корней, традиций и устоев предков.
В селе Хор-Тагна воссоздана община староверов
В Иркутской области в селе Хор-Тагна 29 сентября 2021 г. состоялась встреча представителей старообрядчества с местными жителями.
Во встрече приняли участие наставник поморской Церкви Иван Иванович Корсаков из г. Красноярска со своим помощником Константином Зеленовым и Ольга Павловна Турчанинова, председатель РОО «Общество культуры семейских староверов Иркутской области» (г. Иркутск). На встрече обсуждались различные вопросы, в том числе самый важный — воссоздание общины и выбор наставника. Жители села интересовались духовными и культурными традициями староверов, задавались различные вопросы. Было принято единогласное решение выбрать исполняющим обязанности наставника общины Дмитрия Пименова. Дмитрий потомственный старовер, педагог.
После встречи Дмитрий был благословлен исполнять обязанности наставника, и получил в дар необходимые духовные книги.
Наталия ФЕДИНА, Иркутск