«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
Close

И.А. Волков. Иконы Покровской (Мараевской) старообрядческой церкви в Серпухове. Обзор иконографических сюжетов

И.А. Волков. Иконы Покровской (Мараевской) старообрядческой церкви в Серпухове. Обзор иконографических сюжетов

И.А.Волков (Серпухов, Московская обл.)

Иконы Покровской (Мараевской) старообрядческой церкви в Серпухове. Обзор иконографических сюжетов

Старопоморский  храм Покрова Пресвятой Богородицы в Серпухове – один из немногих   памятников  старообрядческого храмоздательства начала XX в., сохранившихся полностью, без утрат.

Покровская церковь  была построена в 1908–1912 гг. на средства серпуховской почетной гражданки Анны Васильевны Мараевой. Церковь была своеобразным духовным центром  квартала, включавшего  в себя  помещения бумаго-ткацкой, красильно-отделочной и ситценабивной фабрики, спальни для  рабочих, дома  служащих  фабрики, усадьбу владелицы  фабрики.  Храм строился по проекту  московского архитектора Мечислава   Густавовича Пиотровича в традициях русского  стиля (шатровая колокольня, ярус кокошников в верху четверика, стилизованный кирпичный декор стен), рядом, в одном стиле  с церковным зданием было построено одноэтажное здание  богадельни[1].

Главный иконостас Покровского храма. Фото 1984 г.
Главный иконостас Покровского храма. Фото 1984 г.

Строительство и украшение храма осуществлялось из самых качественных и прочных материалов; полы внутри церкви и наружные крыльца выложены  метлахской  плиткой,  металлическая фурнитура дверей, окон и печей изготовлена известной московской фабрикой  Ивана Кирова[2]. Иконостасы, киоты, клиросы исполнены столярами и резчиками  калужской мастерской Сергея Терентьевича Тинякова. Резьба иконостасов  очень высокого качества,  вся  их структура  и мельчайшие  детали (витые колонки, розетки, филенки, профиля карнизов  и  т.д.) хорошо продуманы, декор и конструкция  взаимно дополняют друг  друга. Резьба совершенно не отвлекает от созерцания  икон, оставаясь для них всего лишь достойным обрамлением. Интересно, что северные и южный иконостасы в самом  основном объеме храма не предусматривались первоначальным проектом, на это косвенно указывают отсутствие их чертежей в архиве храма, а также то, что они  наполовину закрывают окна и  встроенные металлические шкафы.

Главной, составляющей частью храмового интерьера  являются  иконы.  Собрание храма  состоит из  634  икон,  относящихся к  концу XV – началу XX в. Начало формироваться оно задолго до построения храма. На тыльной стороне некоторых икон сохранились владельческие  надписи  не только Анны Васильевны, но и ее супруга Мефодия Васильевича Мараева, скончавшегося  в 1882 г., сохранились  данные о существовании  в Серпухове старопоморской моленной в 40-е гг. XIX в. Часть икон была пожертвована  единоверцами А.Мараевой  работавшими на ее фабрике, о чем также говорят  владельческие надписи.  По семейному  преданию рода  Мараевых,  при расстановке  икон в иконостасах  пользовались рекомендациями Ивана Николаевича Леднева[3], мужа Александры Мефодьевны Ледневой, старшей дочери Анны Мараевой.

Северный иконостас Покровского храма. Фото 1984 г.
Северный иконостас Покровского храма. Фото 1984 г.

Расположение  икон  в иконостасах имеет свою оригинальную  структуру: в верхнем   ряду  центрального иконостаса образы евангелистов размещены вместе с пророками, предстоящими  иконе «Отечество», сам иконостас увенчан  Нерукотворенным  образом Спасителя и Распятием. Ниже  Деисуса – два  ряда икон с  Господскими и Богородичными праздниками, они  представлены вместе  с иконами чтимых святых. Таким же оригинальным характером отличается  структура иконостасов  северной и южной стен, трапезной.   Данный порядок  можно объяснить тем, что иконы  подбирались  по размеру из уже существующих в собственности общины и храмоздателей.  Это и  пядничные  иконы, и крупные  храмовые образа, три комплекта  Царских врат, надвратная сень, походные складни, полные или частично сохранившиеся Деисусные чины  и т.д. При  размещении  икон  в иконостасах   храмоздатели  руководствовались  их значимостью для богомольцев, научению последних благочестию, смирению и молитвенным нуждам. В самых значимых   местах  храмового интерьера установлены крупные храмовые образа с изображением Спасителя («Спас в силах», «Умовение ног», «Распятие», «Воскресение Христово. Сошествие   во  ад») Богоматери («Тихвинская», «Казанская», «Страстная», «О Всепетая Мати…», «Покров Богородицы»), чтимых  святых («Святитель Никола, с житием», «Св. пророк Илия, с житием», «Свв. Гурий,Самон и Авив»).

Южный иконостас Покровского храма. Фото 1984 г.
Южный иконостас Покровского храма. Фото 1984 г.

Характеризуя   храмовое собрание, можно  прийти  к интересному  наблюдению – весь интерьер храма носит ярко выраженное «учительное» начало, утверждающее спасительность и истинность «древлего  благочестия», на что указывает  большое число  восьмиконечных литых и писаных  крестов, крестов киотных и икон  с изображением Распятия (общее число их 52). Восьмиконечные литые кресты  утверждены  над киотами в трапезной, поставлены по периметру главного и боковых иконостасов в основном помещении  церкви. Икон Христа  Спасителя    в храмовом собрании около 40,  преобладает  иконографический тип Вседержителя. Так как  церковь посвящена Покрову Богородицы, то во внутреннем убранстве  преобладают  иконы  богородичные; 93 иконы Богоматери разных  изводов, 11 икон Покрова. На самых  видных местах, «на поклоне» находились и четыре храмовые  иконы Богоматери Тихвинской, причем их размер был близок  к чтимому в Тихвине первообразу. Тихвинская икона всегда почиталась старообрядцами как великая святыня, подтверждающая древность и истинность двуперстия. Кроме  Тихвинской иконы, другими чтимыми образами-подобиями являются иконы Владимирская, Феодоровская, Страстная, Курская-Коренная.

Из  праздничных икон  первое  место по числу занимают образа Воскресения Христова (всего их 12). Монументальный образ «Воскресение Христово. Сошествие во ад» расположен в местном ряду южного иконостаса, то есть в одном из центральных мест церкви.

Покровская старообрядческая церковь в Серпухове
Покровская старообрядческая церковь в Серпухове

Значительное  место в храмовом интерьере  уделено  чтимым святым, из них  преобладают образы  святителя Николы (26) и Иоанна Предтечи (20). На значительном числе икон  изображены  святые помощники и покровители  в повседневных делах, нуждах и печалях: Ангел  Хранитель, великомученики Георгий, Димитрий, Никита, Пантелеимон, великомученица  Парасковия Пятница,  священномученики  Власий и Антипа, мученики Гурий, Самон и Авив,    преподобные Нифонт и Паисий Великий, преподобномученица  Евдокия. Им посвящены как отдельные иконы, так   приписные  изображения  на  полях. Есть в собрании и определенное число  икон с ликами отечественных чудотворцев из которых преобладают святители и  преподобные: свв. Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты московские, свв. Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин, Сергий Радонежский, Савва Сторожевский,  Дмитрий Прилуцкий, Авраамий Городецкий, Макарий Калязинский,  Зосима и Савватий   Соловецкие.  Интересен небольшой  образ благоверного великого князя Владимира, при более внимательном  исследовании этой иконы XVI столетия, оказалось, что  при поновлении конца XIX в. она была «переименована» – святого царя и пророка Давыда  переписали в князя Владимира, изменив  надпись, удлинив бороду  и  одев его в шубу-охабень.

Несколько икон в  собрании    могли   быть созданы по обету или в честь того или иного важного события в жизни. Примером такой обетной   иконы   может служить икона св.  пророка Моисея, священномучеников Вавилы Никомидийского и Вавилы Антиохийского, отроков  Урвана, Прилидиана, Еполония, с приписными на полях свв. Екатериной и Парасковией. Вероятно, для  заказчиц образа, которым были соименны свв. Екатерина и Парасковия, 4 сентября (стар. ст.), когда празднуется память  изображенным в среднике угодникам,  был  днем знаменательным.

Более  детальное изучение данной коллекции, основанное не только на визуальном  искусствоведческом  исследовании   памятников, но и на привлечении архивных документов, семейных преданий храмоздателей и потомков первых прихожан  даст более  четкую и объективную картину истории формирования   замечательно собрания икон Покровского храма.

 


[1] Об Анне Васильевне Мараевой, ее  деятельности и коллекции см.: Серпуховский  историко-художественный музей. Тула, 2008. С. 12–20, 200–209.

[2] Пустовалов В., Гаева О., Вайнтрауб Л. Историческая записка по памятнику архитектуры  церкви Покрова Богородицы старообрядцев-беcпоповцев в г. Серпухове. М., 1993. С. 5–24.

[3] О семье А.В.Мараевой см.: Гуськов В.В. Сказание о Московском  Преображенском  монастыре. Из истории монастыря в свидетельствах и документах. М., 2000. С. 162–182; Любартович В.А. Новые данные к биографии владелицы «Пустозерского сборника» серпуховской купчихи А.В.Мараевой //Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сб. науч. трудов. М.,1999. С. 428–438; Балматова М.В. Каталог архивных фотографий серпуховских фабрикантов  Мараевых //Материалы 2-й научно-практической конференции «Города Центральной России в истории предпринимательства и культуры». Серпухов, 2005. С. 245–254.

 

0

Корзина