«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»

История и современное состояние староверских общин в Америке

У памятника св. князю Владимиру

История и современное состояние староверских общин в Америке

Максим Борисович Пашинин, председатель Культурно-Паломнического центра имени. протопопа Аввакума

Гонения рассеяли староверов по всему свету, но мало кому известно, что несколько староверских общин находятся в Северной Америке. Часть из них принадлежит к Белокриницкой иерархии и к часовенному согласию и находится на западе США в штате Орегон. Они попали сюда после Второй мировой войны, бежав от революции из Китая через Бразилию в Калифорнию. Затем же перебрались в штаты Орегон и Аляска.

Но еще ранее на американском континенте появились староверы-поморцы. В настоящее время четыре поморских храма расположены в разных штатах северо-востока США. Первая волна эмиграции староверов относится к концу прошлого века, это была экономическая эмиграция прежде всего русских выходцев из Польши в поисках работы. Первые староверы стали шахтерами в штате Пенсильвания. В 1908 году в селении Марианна появилась первая моленная в Америке. Она была построена в память о нескольких десятков погибших в шахтах староверах. Несмотря на тяжелую и дальнюю дорогу староверы привезли с собой старопечатные богослужебные книги и иконы. По воспоминаниям их потомков, устав службы и порядок в богослужении, в быту соблюдали очень строго. В то время староверы жили и работали вместе, крепкими были общинные связи. Но настали тяжелые времена — шахты стали закрываться и поморцы стали разъезжаться в большие города в поисках работы. Многие уехали в города Ири, Детройт, Питтсбург.

В 1919 году был построен храм Рождества Христова в Ири. По рассказам старожилов, первым староверским наставником в Америке был о. Трифон Македонский, выходец из Польши, он, в свою очередь, благословил на пастырское служение о. Никона Панцырева в Ири и о. Исидора Филиппова в Марианне.

В 1935 году после многих лет моления по домам община в Детройте построила церковь св. Троицы, службу же править приезжали наставники из Ири и Марианны. В 1952 году сюда благословляется в наставники о. Евсегний Евстафьевич Новицкий (Новиченко), прослуживший в приходе до 1979 года.

Четвертая община — в Милвилле (штат Нью-Джерси) находится в значительном отдалении от остальных и судьба ее складывалась несколько иначе. Основателями общины стали братья Алексей и Фома Михайловские и Иван Семенов. Вначале всего пять семей составляли общину. Церковь строили с большими трудностями, помогали другие общины, друзья. Наконец, в 1937 году состоялось освещение храма в честь св. Николы, и наставники о. Никон и о. Исидор благословили Алексея Михайловского в духовные отцы.

Вторая мировая война вызвала новую волну эмиграции староверов в Америку. Это были беженцы из Латвии и Литвы, в основном уроженцы Даугавпилса, Резекне и Риги, многие из них были состоятельными людьми и, не желая попасть в сталинские лагеря после присоединения Прибалтики к СССР, они бежали через Германию в США. Среди них были известные среди Латвийского старообрядчества фамилии: Кириловы, Куракины, Даниловы. Братья Михайловские помогали беженцам обосноваться в Милвилле.

После войны в Милвилл приехал один из выдающихся иконописцев ХХ века Пимен Максимович Софронов, учившийся этому искусству у иконописца Г.Е. Фролова, затем работавший в Риге, Париже (курсы Византийской иконописи), Праге. Пимен Софронов расписал множество различных церквей за свою жизнь; конечно, за границей он не имел возможности расписывать староверские храмы, но в своем творчестве он неизменно соблюдал древний канон иконописи, сохранившийся в староверской Церкви. Ныне храм св. Николы в Милвилле украшают написанные Софроновым иконы. Стараниями его друга и душеприказчика Федора Данилова сохранилась богатейшая библиотека Пимена Максимовича в Милвилле, и в ней создан музей иконописца. В музее, среди икон и редких книг, хранилась Библия, напечатанная Иваном Федоровым в Остроге в 1581 году (еще задолго до создания американского государства.) К сожалению, в 2000-х гг. библиотека была распродана общиной.

Одним из интересных событий в жизни общины было посещение ее Александром Исаевичем Солженицыным.

В 1974 году Русская Зарубежная Православная Церковь признала ложность клятв Собора 1666-1667 годов, и во многом это произошло под влиянием писателя. Он обращался к иерархам этой Церкви с просьбой признать историческую несправедливость гонений и призывал Русскую Церковь покаяться. Александру Исаевичу принадлежит фраза: «В староверской России революция 1917 года была бы невозможна». Он один из первых среди современников увидел глубокие истоки кризиса русского общества ХХ века.

Тепло встретили староверы знаменитого русского писателя. С приветственным словом к нему обратился старейший и образованнейший наставник о. Владимир Смоляков (город Ири). Оказалось, что мнения о судьбах России, староверия, русского народа во многом совпадают у потомков изгнанников России 17 века и изгнанника второй половины 20 века.

Отец Владимир Смоляков долгое время (1952-1973 гг.) был пастырем самого большого староверского прихода в Америке в городе Ири. Много трудов он положил для просвещения молодежи. После Второй мировой войны, когда значительная часть староверов побывала на фронте, в армии, нарушился привычный быт, устои жизни поморцев.

Все больше увлекаясь работой, карьерой, староверы стали растворяться в американской цивилизации. Особенно это влияло на молодежь. Русский язык стал забываться, все менее понятным становилось богослужение. Отец Владимир на протяжении двух десятков лет издавал церковный календарь, где, кроме святцев с указанием дней поста, давал вероучительные и исторические статьи; издание выходило на русском и английском языках. В приходе действовала воскресная школа. Для многих молитв о. Владимир и другие наставники сделали переводы, чтобы молитвы на славянском языке были понятны каждому. Проповеди также стали произносится на английском языке. Но все же процесс обмирщения шел дальше. Жизнь в американском городе, наполненном современной эрзац-культурой, разрушала отеческие традиции и устои. Только крепкий общинный быт в деревне мог бы противостоять американизации староверов, но, оказавшись в городе, даже такая большая община как в Ири не устояла перед искушениями мира сего.

К концу семидесятых годов значительная часть молодежи желала перехода богослужения на английский язык. В это время наставником в общине Ири был избран молодой адвокат Пимен Семенов (Саймон). Оказалось, что в других ближайших приходах — Детройте и Марианне — наставников не было. После долгих споров и дискуссий в Ири произошел раскол, часть прихода во главе с Пименом Семеновым перешла в юрисдикцию Русской Православной Зарубежной Церкви. Стремление идти в ногу со временем привело к смене богослужебного языка на английский. Раскол и поныне остался незаживающей раной у староверов Америки. Разделились семьи, большая часть молодого поколения отошла от Древлеправославия. Некоторое время староверы Ири молились в помещениях, неприспособленных для богослужения, т.к. храм отошел к новообрядцам. Молились также дома у о. Лаврентия Иванова. О. Лаврентий раннее долгие годы был председателем общины и много сделал для церкви. И в то трудное время он и активные прихожане Ири сумели найти средства для постройки храма. Помогли и другие общины. В 1984 году был построен храм Св. Троицы. Построенный храм в присутствии многих староверов, собравшихся из четырех общин, освятил о. Лаврентий Иванов, являющийся и поныне наставником общины в Ири.

С 1953 по 1973 г. почти ежегодно общины проводили конференции, на которых обсуждались все насущные  проблемы Церквей, принимались решения по богослужебным и другим церковным вопросам, наставники отвечали прихожанам на вопросы по истории церкви, объясняли и толковали церковные правила. Это общение укрепляло связи между общинами, укрепляло дух староверов, привлекало молодежь.

Однако во время кризиса в американских староверских общинах на многие годы съезды прекратились, что, видимо, еще усугубляло трудности. Но все же, начиная с 1984 г. удалось восстановить традицию, и очередная конференция прошла в Ири при участии о. Лаврентия, о. Максима Константинова (Миллвилл), о. Феодора Федорова (Детройт). Одна из главных проблем для относительно небольших общин в Америке — отсутствие наставника. Община в Детройте вышла из положения, пригласив о. Феодора из Польши. В Марианской общине также служил выходец из Польши Фома Персиянов, но отношения с приходом не сложились, и он вернулся на родину. До начала 2000-х годов в трех из четырех общин были наставники: о. Лаврентий (Ири), о. Феодор (Детройт), о. Афанасий Макаров (Милвилл).

На протяжении многих лет один из уважаемых и деятельных членов Милвиллской общины Феодор Данилов переписывался с наставниками Рижской Гребенщиковской общины и итогом этого стало приглашение от имени всех староверских общин Америки делегации староверов из Латвии. Так, впервые за всю историю существования в США поморских общин, в 1991 году произошла встреча староверских наставников Америки и Европы. Отрадно было увидеть гостям, что чин службы соблюдается без изменений и не отличается от богослужения в поморских церквах в Латвии или в России. Сохранилась древняя традиция наонного пения, хотя напевка немного отличается от, примеру, рижской, однако, известно, что и в России в каждом храме поют немного иначе. В общинах Ири, Марианны, Детройта заметны традиции польских староверов и в пении, погласице, убранстве храма, устройстве клироса, одежде. В храме же Милвиллской общины влияние даугавпилских и резекненских староверов. Все моленные очень ухоженные, в иконостасах стоят древние иконы поморского письма и литье. На клиросах полный круг богослужебных книг. Особенно радует глаз, что на моленье все христиане приходят в традиционно русской одежде: мужчины в русских рубашках, женщины в черных длинных сарафанах.

Но увы, не всё сохранили староверы в Америке. Зачастую можно увидеть бритых мужчин и женщин с остриженными волосами. Мало на службе молодежи. Многие староверы среднего и молодого возраста умеют читать по-славянски молитвы, однако, почти не говорят по-русски. И это — проблема номер один для староверов Америки. Если богослужебный язык — славянский — поморцы сохранили, то разговорный — русский — практически исчез из употребления. В семьях уже говорят по-английски, и, конечно, молодому поколению трудно понимать смысл службы, молитв.

С уважением и гордостью относятся американские староверы к своей Церкви, у них есть рвение сохранить пение, богослужение, все церковные обряды в правильном, неизменном виде. Таким образом, существует духовная связь американских староверов со своей исторической родиной.

Одна из добрых христианских традиций в поморских общинах — совместная трапеза после воскресной службы. Милвиллская и Детройтская имеют отдельные здания для таких собраний рядом с моленными. В Ири и Марианне помещение для собраний находится под храмом в благоустроенном помещении.

Общение — одна из главных проблем христиан, пожалуй, и не только в Америке. Разрозненные в современных городах христиане волей-неволей испытывают влияние неверующей среды, ее обычаев, системы ценностей.  После долгих лет перерыва американские староверы возобновили ежегодные съезды (последний прошел в Детройте в 1990 году). Съезды проходили поочередно в каждой общине, чтобы не только наставники, председатели и актив общин собирались на этих встречах, но и все прихожане по возможности участвовали в церковной жизни. По приблизительным оценкам самая большая община сейчас в Ири, около 150 семей, поменьше приход в Детройте, примерно 100 семей, в Марианне община составляет около 50 семей, в Милвилле же староверов приблизительно 60-70 семей. Членами общины здесь считаются те, кто не только посещает службы, но и регулярно платит небольшие взносы. Благодаря высокому уровню жизни экономические проблемы в Америке решаются легче, чем духовные. Староверы с тревогой смотрят в будущее: большая часть молодого поколения отошла от церкви, многие вступили в брак с иноверцами, другие поглощены работой, для третьих барьером стал язык богослужения. Не хватает на клиросах грамотных певчих, уставщиков. Эти задачи можно решить только совместными усилиями. И это, наверное, единственный выход для поморцев в рассеянии сущих. В России, в Прибалтике староверская церковь возрождается, здесь существуют духовные центры — Российский Совет, Центральный Совет в Латвии, Высший Совет в Литве, существуют издательства выпускающие духовную литературу, организованы Духовное училище (Рига) и Духовные курсы (Санкт-Петербург).

В течение последних десятилетий поморцы Америки не раз посещали приходы Прибалтики и России. Особенно активной была семья Луки и Феклы Персияновых из г. Ири. Поддержка связей со староверами Европы стала особенно важна в начале 2000х гг., когда сначала ушел из жизни о. Феодор Федоров (Детройт), а затем и о. Афанасий Макаров (Миллвилл). Духовные отцы Латвии и Литвы неоднократно посещали приходы американских поморцев. Первым стал председатель Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии о. Алексей Жилко, также приезжал наставник Рижской Гребенщиковской общины о. Феодор Бехчанов. Гостили у староверов Америки и председатель Высшего Совета староверов Литвы о. Григорий Бояров и наставник из Польши (г. Сувалки) о. Никола Васильев. В начале 2000х гг. несколько лет в общине Детройта служил о. Василий Васильев из Вильнюса, но потом вернулся на родину.

В 2014 г. староверы Америки торжественно отметили 100-летний юбилей старейшего наставника Поморской Церкви отца Лаврентия Лаврентьевича Иванова. От староверов Европы его поздравили о. Никола Васильев (Польша) и М.Б. Пашинин (Россия, Латвия). Также поздравительное письмо пришло от президента США Б. Обамы. К сожалению, в настоящий момент о. Лаврентий — единственный духовный наставник поморцев в США, но тем не менее, связи и контакты со староверами Прибалтики и России продолжаются, американские староверы с надеждой смотрят на своих братьев по вере. Летом 2016 года уже представитель молодого поколения староверов  из России и.о. наставника Алексей Деликатный (с. Крестцы Новгородской области) помогал в проведении служб о. Лаврентию. Также летом 2018 г. А.Г.Деликатный повторил свой визит в Ири. КПЦ им. Аввакума продолжает поддерживать связь со североамериканскими староверами, ежегодно высылая им всю необходимую церковную литературу.

 

0

Корзина