«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
Close

Культурно-паломнический центр имени прот. Аввакума — один из организаторов выставки «Гонимое правоверие», посвященной 400-летию протопопа Аввакума

Культурно-паломнический центр имени прот. Аввакума — один из организаторов выставки «Гонимое правоверие», посвященной 400-летию протопопа Аввакума

С 15 октября по 15 ноября в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки проходит выставка «Гонимое Правоверие». Она в соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина приурочена к 400-летию со дня рождения выдающегося отечественного писателя, священномученика и исповедника протопопа Аввакума. Одной из задач выставки является стремление показать духовную и материальную культура Старообрядчества во всей возможной полноте.

В экспозиции представлены экспонаты из собрания Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, из частных коллекций Д.В. Пересторонина, М.Б. Пашинина, А.О. Лопатина, А.В. Ренжина, А.Г. Егорова, Ю.Б. Гурецкого, а также произведения художников С.Г. Гонкова, В.В. Корсакова, В.А. Орлова, М.Э. Орловой, А.А. Антонова, Е.М. Лукьяновой, С.Г. Чернышева, О.Б. Чернышевой. Демонстрируются иконы, литье, живопись, уникальная и тиражная графика, старопечатные книги, рукописи, современные издания, богослужебная утварь, предметы для церковного обихода и домашнего молитвенного употребления.

Собрание Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви включает в себя десять уникальных икон XVI – XX веков, иконные прориси из Гуслиц. В собрании Библиотеки редких книг и рукописей находятся уникальные Гуслицкие певческие
рукописи: Демественник, Октай, Обиход, Праздники, Трезвоны, Постная и Цветная Триодь. Особо стоит отметить Евангелие, выпущенное Московским Печатным двором в 1650–1651 годах. Здесь же примечателен ювелирной работы оклад Евангелия, произведенный в мастерской серебряных дел мастера Максима Шелапутина в 1861 году.

Музей им. Андрея Рублева предоставил иконы XVIII – начала XX вв., а также образцы медного художественного литья. Среди икон открытием для широкой публики будут малоизвестные сюжеты, такие как Богоматерь «Огневидная», «Всевидящее Око Божие», «Семь
спящих Эфесских отроков и три сцены из жития их» и др. Несомненный интерес представляют творения известного московского мастера-литейщика Р.С. Хрусталева (распятие Христово и четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники. Поклонение иконам Пресвятой Богородицы»).

Художественно-графический блок выставки весьма внушителен. Здесь отметим книжные иллюстрации С.Г. Гонкова. В работах старообрядца древлеправославной Поморской общины Рязани В.В. Корсакова представлен портретный ряд его единоверцев, пейзажи Рязанской и Калужской областей. Преподаватели Школы акварели С.Г. Чернышев и Е.М. Лукьянова экспонируют виды соборов Московского Кремля, исторические реконструкции Москвы середины XVII века. Тему исторической реконструкции продолжает живописец В.А. Орлов. Содержательна коллекция печатной и авторской графики иерея Алексея Лопатина, настоятеля храма Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве. Это лубки, напечатанные в знаменитой старообрядческой типографии Г.К. Горбунова в конце XIX – начале XX вв. Среди участников выставки особо стоит выделить одного из крупнейших в России собирателя рукописных и старопечатных книг Д.В. Пересторонина. Он предоставил на выставку кацеи – разновидность переносных кадил, изготовленных в XIX – начале XX в. Они выполнены мастерами в губерниях центральной России, Поволжья и Урала. Замечательны иконные образá конца XVIII – первой половины XX века из Выга, Причудья, Подвинья, Татарстана. Они несут на себе отпечаток несомненного таланта мастеров-иконописцев. Отдельный блок – древние резные иконы с Голгофским крестом. Они преимущественно из северных регионов Архангельской области, в том числе Соловков, из района Выговской пустыни (Карелия), Усть-Цильмы (Коми), Южной Вятки (Кировская область).

Графическая составляющая коллекции Д.В. Пересторонина – акварельные работы, литографии, хромолитографии, гравюры на меди и пр. В первую очередь, представляет особый интерес «Книга о вере единой истинной православной» и «Кириллова книга», появившиеся на свет в 1640-х годах в Московском печатном дворе. Коллекция лестовок Д.В. Пересторонина включает в себя несколько десятков единиц конца XIX – начала XX века. Лестовкой называют разновидность чёток для молитвы у старообрядцев. Они тканевые, кожаные, украшенные бисером, блестками, бархатом, золотными нитями и другими художественными деталями. Мужские и женские, детские и монашеские, преимущественно из Поволжья и центральных губерний Российской империи.

Традицию старообрядцев-беспоповцев продолжает коллекция М.Б. Пашинина, председателя правления Культурно-паломнического центра имени Протопопа Аввакума. Среди его книжного собрания выделяются замечательные образцы книжного искусства, напечатанные в типографии Преображенского богадельного дома в 1910-х годах («Апокалипсис», «Щит Веры», «Поморские ответы» и др.).

Помимо этого, в экспозиционный оборот включена подборка современной литературы об истории старообрядчества, о церковных традициях и региональных отличиях беспоповского течения. Среди экспонатов из его коллекции – четыре иконы происхождением из Преображенских иконописных мастерских Москвы второй половины XIX века. Три óбраза середины и конца XVIII века северного письма из района Выгорецкой обители.

Несомненным украшением выставки являются образцы литья Преображенских меднолитых мастерских второй половины XIX века. Это киотные кресты, складени, распятия Христовы. Удивляет четкость литья каждого фрагмента, соблюдение геометрических пропорций, проработанность рельефа, изысканность использования в изделиях цветных эмалей. На выставке представлены авторские фотографии. Через них М.Б. Пашинин раскрывает историко-культурное и религиозное наследие ряда старообрядческих центров нашей страны – Пустозерска (Ненецкий автономный округ) и Усть-Цильмы (Республика Коми).

Анатолий Гордейчик

 

Материал в PDF-виде