В последние годы стал развиваться процесс диалога между Староверием, государством и обществом. Так в 2014 г.при поддержке Историко-Архивного института, Московского краеведческого общества в лице известного историка-москвоведа В.Ф.Козлова «Культурно-Паломническим центром им. прот. Аввакума» были организованы «Первые Ковылинские чтения». Позже в 2016 г в Московском доме национальностей прошла «Международная старообрядческая конференция», где для диалога с властью и обществом собрались представители разных староверских согласий со многих регионов России и Зарубежья. По итогам можно было сделать вывод, что старообрядчество основательно готовится к грядущему юбилею 400-летия прот. Аввакума.
Следующим шагом стал «Всемирный старообрядческий форум», проведенный «КПЦ им. прот. Аввакума» в Доме Русского Зарубежья 1-2 октября 2018 г., который объединил более 200 представителей Староверия всего мира и стал площадкой для обмена информацией о жизни староверов России и Зарубежья, о тех проблемах которые стоят перед Древлеправославием в современном обществе.
Нынешние «II-е Ковылинские чтения» 3 мая 2019 года — продолжение темы сохранения духовного наследия Староверия, в данном случае — традиций беспоповцев России и Зарубежья. Ныне мы живем в период благоприятный для церковного строительства, законы защищают права верующих, произошел определенный положительный поворот со стороны государства в отношении старообрядчества. Положительные изменения происходят и в Московском Преображенском монастыре, где действуют ныне Старопоморская и Поморская общины. Так в этом году произошло воссоединение Поморской общины, которая была искусственно разделена более пятнадцати лет назад. Это событие положительно повлияло на духовный и материальный статус поморского общества. Обе староверские общины восстанавливают те помещения, в которых находился монастырь до революции, а теперь действуют обычные приходы.
С возвратом помещений появились возможности для возрождения духовно-просветительской деятельности общин, что необходимо для проповеди идеалов Староверия. Просветительские проекты можно разделить условно на два направления (хотя они дополняют друг друга).
Первый («внутренний) – это духовное образование причетников и прихожан. Необходимо преподавать «азы», т.е занятия в воскресной школе, а также совершенствовать уровень причетников в изучении церковного устава и пения, наиболее сложных богослужебных дисциплин. Эти предметы требуют системного подхода и регулярных занятий. В настоящее время есть Духовные курсы в Невской общине Санкт-Петербурга, отчасти это решает проблему, но они длятся всего 2 недели в году и не все могут посещать их из-за житейских проблем. Как это было и до революции Преображенское должно быть духовным центром староверов России в дополнение к тем духовным центрам, которые уже существуют в Поморской Церкви (Санкт-Петербург, Рига, Вильнюс и др.) В настоящее время требуется комплексная разработка церковных образовательных проектов в интересах всей Поморской Церкви.
Кроме «внутренней» просветительской деятельности староверы должны вести и «внешнюю», это — следование евангельским словам «Идите и проповедуйте». В течение прошедших столетий общество было лишено объективной информации о Староверии. До революции это было давление господствующей Церкви, после 1917 г. политика государства. Историческая наука давно доказала правоту последователей Старой веры, но эти знания удел относительного небольшого количества историков, деятелей культуры, отдельных исследователей. Пришло время староверам самим донести правду Старой веры до общества. Для этого существуют разные культурно-просветительские проекты, которые могут привлечь как староверов, так и тех кому интересны духовные традиции Древлеправославия.
Культурно-Паломнический центр предлагает несколько проектов для восстановления духовных и культурных традиций Московского Преображенского монастыря. ( В качестве исторического примера хочу напомнить, что в 1920-30-е гг. в Латвии духовным лидером просветительского движения староверов был историк, издатель и общественный деятель федосеевец И.Н.Заволоко)
Используя опыт известной крупнейшей поморской общины в Риге – Гребенщиковской, можно говорить о комплексе культурных проектов, которые дополняют друг друга. Во- первых, это формирование музея Преображенского и в целом беспоповцев России и Зарубежья, во-вторых, создание библиотеки, архива, как бумажного, так и электронного. В -третьих, необходим конференц-зал для проведения просветительских мероприятий: как- то фотовыставки о прошлом и настоящем староверия, конференции по разным аспектам жизни староверия, круглые столы, семинары с привлечением специалистов по истории и культуре старообрядчества. Подобные мероприятия устанавливают системный и регулярный контакт с обществом и с представителями государственной власти.
В-четвертых, нужно организовывать циклы лекций о истории и духовных традициях Староверия. Такой опыт у «КПЦ» уже имеется. Уже 6-й год, проводится в течение двух месяцев для экскурсоводов Москвы курс лекций «Москва старообрядческая», где подобрался замечательный состав преподавателей, многие из них староверы, это К.Я.Кожурин, Д.Е.Мальцева, М.О.Шахов, А.В.Подстригич и др., а также знатоки староверской культуры и истории В.Ф.Козлов, Е.Я.Зотова, Н.В.Литвина и др. Это пример того, что и малыми силами можно добиться неплохих результатов.
Для освоения этих проектов нужно объединения сил всей Поморской Церкви, необходимо содействие и соучастие представителей не только России, но и Латвии, Литвы, Белоруссии и других стран, где проживают поморцы. Необходимо сотрудничать с представителями академической науки, деятелями культуры, музеями, Минкультом, другими представителями государства и общественных организаций. Это должна быть спланированная, системная работа под руководством церковных централизованных организаций. Первым шагом в этом направлении видится создание Попечительского научного совета при Преображенском монастыре для выявления первоочередных задач и составления конкретных планов по духовно-просветительской деятельности и что немаловажно – решения о ее финансировании. Сейчас в предверии 400-летия юбилея прот. Аввакума есть большие возможности получить для этих проектов помощь от государства, но нужно их грамотно сформулировать и вовремя подавать заявки в соответствующие инстанции.