«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
Close

М.Б. Пашинин. Значение личности протопопа Аввакума в литературе и истории

Протопоп Аввакум

М.Б. Пашинин. Значение личности протопопа Аввакума в литературе и истории

Аввакум Петрович Кондратьев родился в 1620 г. в селе Григорово (ныне Большемурашкинский район Нижегородской области). Отец был бедным приходским священником, мать Мария перед смертью приняла иночество под именем Марфа. Рано женился на Анастасии Марковне девушки из бедной семьи, глубоко религиозной. В 1642 г. становится священником в селе Лопатицы, в 1652 г. — протопопом в г. Юрьев-Польском. Благодаря своей истовости в вере, строгости, проповеднической деятельности не раз был гоним сильными мира сего. Но с другой стороны, он стал вхож в кружок ревнителей древлего благочестия (боголюбцев) под покровительством царского духовника Стефана Вонифатьева. Это защищало его от многих гонений.

В 1652 г. бывший участник кружка боголюбцев  Никита Минин становится патриархом Русской Церкви. Уже в 1653  он начинает реформы церковных правил и обрядов. Противниками реформ стали его бывшие единомышленники по кружку — протопопы Аввакум,  Иван Неронов и др.. В 1654 г. прот. Аввакум сослан патр. Никоном в Тобольск, затем в 1655 г. в Енисейск, а оттуда в Даурский поход (1656 -61 гг.) в отряд воеводы Пашкова. Там он вместе с супругой и детьми претерпевал неимоверные мучения. От холода и голода умерли два сына.

Перед Собором 1666-67 царь возвращает Аввакума в Москву в 1664 г., посулами и обещаниями пытаясь сломать протопопа и поддержать реформы Никона, который к тому времени был в опале и находится в ссылке. Протопоп Аввакум продолжает свою проповедь сохранения Древлеправославия и отказа следовать реформам церковных книг и обрядов . По настоянию царя Алексея Михайловича он сослан на Мезень, а затем на большом Московском Соборе 1666-67 гг. был лишен сана, предан анафеме и сослан в Пустозерск вместе с иноком Епифанием, священником Лазарем, дьяконом Федором.

В этой последней своей ссылке Аввакум проведет долгие 14 лет. За время заточения написал около 40 сочинений, включая его Житие (1672-1675), всего им написано около 60 сочинений (истолкования, беседы, челобитные, послания к единоверцам, в том числе боярыне Морозовой, соловецким инокам, староверам Севера, Сибири и др.)

Особняком стоит Житие протопопа Аввакума (автобиография),один из шедевров мировой литературы. Это первая книга написанная живым русским языком, удивительно искренним и образным. С одной стороны Аввакум , по убеждениям, ревностный традиционалист. С другой стороны, он – новатор в смелом смешении церковнославянского и разговорного русского языка. Житие Аввакума – источник для прозы Д.Мордовцева «Великий Раскол», поэм Мережковского, Волошина, Шаламова.

Почитание прот. Аввакума начилось сразу после трагической гибели мученика в Пустозерске. Известна икона из собрания Хлудова, ныне в собрании ГИМа конца ХVII в.. Тексты Аввакума стали частью староверской рукописной традиции, его сочинения находятся в крупнейших рукописных собраниях Пушкинского дома, РГБ, ГИМа, ГПБ, БАНа и др.

Стихийное почитание протопопа Аввакума сложилось в разных регионах страны. Особенно на Рус ском Севере. Аввакум был канонизирован на соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1916 г. Почитается прот. Аввакум и у беспоповцев, формальной канонизации мешает отсутствие собора епископов, необходимая с церковно-канонической точки зрения. Поморцы в 1991 г. установили распятие на месте гибели прот. Аввакума в Пустозерске, а в  2012 г. были построены памятные часовни известным усть-цилемским предпринимателем поморцем В.В.Фотом. В 1991 г. в селе Григорове на родине Аввакума был установлен памятник известным скульптуром Клыковым.

В настоящее время в г. Верещагино (Пермский край) представители Белокриницой Церкви льют иконы с изображением прот. Аввакума и Пустозерских мучеников.

Литературная деятельность Аввакума делится на два периода. Первый – с 1653 по 1667 гг. до ссылки в Пустозерск. Второй с 1667 по 1682 гг. в Пустозерске. В первый период это челобитные к царю, письма к отдельным лицам, написанные в основном в Москве. В Пустозерске написаны самые известные послания, письма протопопа, в том числе знаменитое Житие. Охрана сочувствовала мученику и его сочинения передавались на волю, переписывались и распространялись по всей России.

В настоящее время известно два автографов Жития прот. Аввакума, они хранятся в Библиотеке Академии наук  и Древлехранилище Пушкинского дома в Санкт Петербурге. Отдельные сочинения Аввакума содержатся в многочисленных старообрядческих рукописных сборниках в разных собраниях. В девятнадцатом веке профессор Субботин опубликовал сочинения Аввакума в основном из собраний Хлудова,  Барсова, Синодальнаго, митрополита Макария, и др. В публикациях Субботина указывается число сочинений 37, в дальнейшем были открыты другие письма и послания Аввакума. Первая публикация «Жития..» вышла в 1861 г. в издательстве Кожанчикова, хозяин которого был близок к окружению Герцена. В начале 1920 гг. издательство «Академия» опубликовало полное собрание сочинений протопопа , но часть публикаций вызывает сомнение в авторстве Аввакума и существует полемика по этому вопросу.

Благодаря покровительству классика советской литературы Максима Горького сочинения Аввакума издавались в 1930 -е гг. Под редакцией Гудзия в 1933 г с подробными комментариями было издано «Житие протопопа Аввакума». Позже в советские годы фрагменты или полностью «Житие» публиковались в различных хрестоматиях, посвященных древнерусской литературе. М. Горькому импонировал народный стиль письма Аввакума, его харизма, мэтр советской литературы гордился тем, что является земляком столь яркой и незаурядной личности не только в русской литературе, но и в истории. В тоже время М. Горький выполнял социально-политический заказ своего времени. Он политизировал личность Аввакума, представлял его как лидера «антифеодального протеста» русского крестьянства. Пытался создать из него образ «пламенного революционера», хотя, на самом деле, используя стиль той эпохи, правильнее было бы назвать протопопа Аввакума «пламенным реакционером». Но, тем не менее, благодаря Горькому имя Аввакума не было под запретом, не было предано забвению, как большинство церковных писателей в советское время. Под покровительством М. Горького в 1920-30 гг. в Москве работал французский историк Пьер Паскаль, который написал одну из самых значительных работ, посвященную личности Аввакума. Благодаря поддержке пролетарского писателя Паскаль имел доступ ко всем архивам, которым весьма плодотворно воспользовался. В Париже в 1938 г вышла на французском языке его монография, посвященная Аввакуму, которая была переведена на русский язык одним из потомков писателя Льва Толстого С.С.Толстым и издана в Москве в 2011г., под названием «Протопоп Аввакум и начало Раскола». В этом же году в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ вышла книга питерского писателя, философа К.Я.Кожурина «Протопоп Аввакум». Она интересна тем, что, впервые писатель старовер-поморец опубликовал свою версию биографии Аввакума. Книга имела большой успех и вскоре была переиздана.

В настоящее время писатель К.Я. Кожурин ведет работу по новому изданию полного собрания сочинений Аввакума, надеемся , что книга выйдет в юбилейном 2020 г. Идет сложный процесс подтверждения авторства Аввакума нескольких сочинений.

Со временем память об Аввакуме как о мученике за Старую веру, великом писателе не угасает, а наоборот тема Пустозерских мучеников, их духовного наследия  звучит все сильнее. В 2012 г. стараниями усть-цилемского мецената В.В.Фота в Пустозерске были построены две часовни в память о мучениках за веру. 27 апреля 2012 г. в день 330-летия гибели протопопа Аввакума часовни были освящены. А 25 августа был совершен впервые в истории крестный ход из старообрядческого храма в Нарьян Маре в Пустозерск (около 30 км по тундре), где участвовали около 100 паломников из разных городов и сел не только России, но и представители Латвии, Польши, Беларуссии, Украины.

Почитание объединяет все старообрядческие согласия России. На его родине в селе Григорово поставлен памятник. Издавна он почитается как местночтимый святой в северных регионах России, особенно на Печоре в Республике Коми, в неофицальном гимне известного староверского села Усть-Цильма упоминается протопоп Аввакум.

В истории староверия было много сильных и талантливых личностей, многие из них пострадали и погибли за веру, но память о протопопе Аввакума особенная. Начиная с 1654 года, он постоянно ( в течение 28 лет) находился в гонениях, за исключениями коротких промежутков «царской милости», когда его посулами и обещаниями уговаривали отречься от Старой веры. В отличие от некоторых других вождей староверия (как протопоп Иван Неронов) он никогда не колебался, не менял своих убеждений. Казалось, что страдания делали его только сильнее и убежденнее. Даже  оппоненты и враги уважали его за силу веры и самопожертвование. Многие переходили на его сторону. Образ Аввакума неразрывно связан с его семьей, верной супругой Анастасией Марковной, детьми, добровольно пошедшими с ним на все испытания. Сила слова и проповеди Аввакума были настолько велики, что перевешивали в своей значимости для верующих людей царские указы и решения неправедных соборов. Его послания и письма поддерживали ревнителей Старой веры в разных уголках России, образ несокрушимого и последовательного страдальца за веру объединил староверов от Русского Севера до Дуная, от Прибалтики до Забайкалья.

Если в Западной Европе появились такие лидеры Реформации как Лютер, Кальвин, то в России лидером контрреформации (против никоновских реформ), такого же уровня личностью был антиреформатор протопоп Аввакум. До последнего вздоха уже на костре он держал двуперстие как символ Древлеправославия, как образ Святой Руси. Цельность его личности, яркая , искренняя натура, литературный талант, исповедничество и мученическая кончина сделали протопопа Аввакума навеки столпом и апостолом Древлеправославия,  примером образа жизни ради веры Христовой.

Максим Борисович Пашинин,
председатель правления Культурно-Паломнического центра имени прот. Аввакума