Самарская губерния один из густонаселенных старообрядцами регионов России. После высочайшего манифеста Екатерины второй 1762 года сюда, на берега реки Иргиз переселялись старообрядцы некогда бежавшие от преследований за границу. Здесь образовывались старообрядческие поселения, скиты и монастыри.
Ко второй половине XIX века на государственном уровне происходит легализация старообрядчества, как конфессии. Но на местах господствующая церковь придерживалась четко обозначенной политики в адрес всех остальных неофициальных конфессий.
Поэтому одной из функций РПЦ являлась многообразная деятельность, имевшая целью обращение всех «раскольников» в «православие».
Миссионерская деятельность включала в себя проведение ежегодных поездок по уездам Самарской губернии с целью изучения и получения сведений о состоянии раскола.
Каждый год Самарские Епархиальные Ведомости публиковали в неофициальной части «Отчет Самарского Комитета Православного Миссионерского Общества за … год», где говорилось о численности православного населения Самарской губернии, а также о числе присоединившихся к православию старообрядцев.
Число старообрядцев разных согласий (от общего числа жителей) по Самаре и губернии за разные годы:
1862 г. | 1871г. | 1872г. | 1873г. | 1874г. | 1875г. | 1876г. | 1877г. | 1878г. | |
Самара | 1854 | 1346 | 1395 | 2883 | 1288 | 1154 | 1006 | 3057 | 974 |
Самар. Уезд | 3484 | 7492 | 7910 | 11300 | 8901 | 9228 | 9528 | 12730 | 9438 |
Ставр. | 8 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 30 | 2 |
Ставр. Уезд | 3404 | 2539 | 2293 | 2320 | 3084 | 3041 | 2892 | 1873 | 3199 |
Бугул. | 124 | 130 | 136 | 102 | 131 | 128 | 141 | 114 | 134 |
Бугул. Уезд | 573 | 567 | 576 | 1191 | 582 | 570 | 574 | 1109 | 502 |
Бугур. | 1114 | 2676 | 2825 | 679 | 2783 | 2729 | 2767 | 645 | 2841 |
Бугур. Уезд | 6049 | 3712 | 4488 | 6735 | 4855 | 4687 | 4670 | 8639 | 4416 |
Бузул. | 82 | 94 | 95 | 171 | 59 | 81 | 82 | 72 | 73 |
Бузул. Уезд | 3241 | 4521 | 4607 | 4530 | 4874 | 5145 | 5231 | 5475 | 5253 |
Никол. | 1933 | 2702 | 1382 | 1382 | 1368 | 2842 | 2842 | ||
Никол. Уезд | 10949 | 16113 | 19363 | 27110 | 19934 | 20299 | 20593 | 32123 | 20979 |
Новоуз | 777 | 1035 | 1039 | 823 | 1074 | 1169 | 1104 | 906 | 1135 |
Новоуз Уезд | 2904 | 3669 | 3823 | 3898 | 4123 | 4124 | 4514 | 4449 | 1978 |
Всего | 36496 | 43896 | 48552 | 64445 | 53072 | 53739 | 54418 | 74064 | 53766 |
1879г. | 1880г. | 1881г. | 1882г. | 1883г. | 1884г. | 1886г. | 1887г. | 1911г. | |
Самара | 1017 | 97 | 1081 | 1158 | 975 | 1141 | 1623 | 1753 |
18692 |
Самар. Уезд | 7307 | 10431 | 10541 | 863 | 10912 | 11061 | 12267 | 11918 | |
Ставр. | 6 | 6 | 8 | 8 | 14 | 13 | 12 | 614 |
5989 |
Ставр. Уезд | 2816 | 3761 | 3956 | 3555 | 4955 | 5291 | 5514 | 4849 | |
Бугул. | 133 | 134 | 157 | 164 | 161 | 168 | 142 | 184 |
1943 |
Бугул. Уезд | 595 | 573 | 656 | 594 | 709 | 729 | 847 | 804 | |
Бугур. | 2779 | 2917 | 2926 | 2810 | 2845 | 2668 | 3005 | 3145 |
10336 |
Бугур. Уезд | 4355 | 4588 | 4585 | 5062 | 5457 | 5346 | 9261 | 5145 | |
Бузул. | 73 | 71 | 70 | 129 | 137 | 150 | 177 | 209 |
6603 |
Бузул. Уезд | 4557 | 4858 | 4517 | 5001 | 5124 | 5003 | 5165 | 5372 | |
Никол. | 2697 | 3065 | 3047 | 2849 | 2775 | 2900 | 3268 | 2934 |
37409 |
Никол. Уезд | 20582 | 21476 | 24807 | 29983 | 28461 | 25633 | 30550 | 35905 | |
Новоуз | 1109 | 1109 | 1050 | 1053 | 1104 | 1136 | 1238 | 717 |
6556 |
Новоуз Уезд | 4529 | 4605 | 4339 | 4485 | 4628 | 4711 | 5127 | 6200 | |
Всего | 52555 | 58564 | 61740 | 57714 | 68257 | 65950 | 78196 | 779749 | 87528 |
Каждый год Самарские Епархиальные Ведомости публиковали в неофициальной части «Отчет Самарского Комитета Православного Миссионерского Общества за … год», где говорилось о численности православного населения Самарской губернии, а также о числе присоединившихся к православию старообрядцев.
Публичные собрания со старообрядцами различных согласий в Самаре начались в 1871 году и проходили, в основном, в Троицком храме. «В местах проживания староверов по воскресеньям и праздничным дням в храмах, а при отсутствии таковых проводились религиозно – нравственные чтения и полемические публичные и частные беседы с «раскольниками». Причем, с каждым годом количество публичных и частных бесед со старообрядцами увеличивалось, а в отчетах священников отмечалось, что «народ любит эти беседы и посещает их во множестве».
Были даже разработаны специальные, весьма корректные «Правила для публичных собеседований со старообрядцами и сектантами:
- Цель публичных себеседований – это всестороннее обследование и уяснение тех оснований, на которых находится тот или иной толк.
- Сообразно характеру того или другого толка будет на собеседованиях поверяться или Священным Писанием, или Священным Преданием и учением отцов церкви, а равно и разборами книг и сочинений, уважаемых последователями того или другого толка.
- Так как разногласия и отличия толков от церкви православной по преимуществу состоит в учении о церкви, то собеседования главным образом будут сосредоточены на объяснении этого предмета.
- Если предмет собеседования не будет в одно собрание обследован и уяснен, то собеседование о нем будет продолжаться и в следующие собрания.
- Собеседования должны вестись последовательно, без перебежки от одного предмета к другому.
- Во время собеседований присутствующие не должны ходить и разговаривать, или перебивать говорящего.
- По окончании собеседования распорядитель назначает предметы собеседования для следующего собрания»
Беседы со старообрядцами сопровождались бесплатной раздачей религиозной и специальной антираскольнической литературы. В СЕВ выходила целая рубрика под названием «Новые книги по обличению старообрядческого раскола».
Также были созданы и специальные миссионерские библиотеки. По мнению православного духовенства они «… играли важнейшую роль в противораскольнической деятельности православных миссионеров. Крупнейшей библитекой является епархиальная миссионерская библиотека…»
Библиотеки такого же характера существовали практически во всех уездах Самарской губернии. Преимущественно они открывались в тех местах, где проживало большое количество «раскольников и сектантов».
На помощь приходским священникам в борьбе со староверами привлекались миряне, входившие в кружки ревнителей православия. Организация таких кружков рассматривалась как важное направление миссионерской деятельности. Для подготовки к миссионерской деятельности приходских священников, миссионеров, сотрудников и членов кружков ревнителей православия в Самаре ежегодно работали миссионерские курсы. Ощутимую помощь «православной» церкви постоянно предоставляло государство. Церковь могла оказывать на раскольников лишь нравственно – религиозное воздействие главным образом через собеседования и увещевания. Светские же власти подкрепляли при необходимости противораскольническую деятельность церкви мерами административно – юридического характера, вплоть до уголовной ответственности.
В 1896 г. фиксируются «случаи ссылки вожаков старообрядчества в отдаленные места».
Подводя итоги противораскольнической миссионерской деятельности господствующей церкви на рубеже XIX – ХХ вв., нужно сказать, что Самарская епархиальная миссия в эти годы организационно развивалась, совершенствовалась ее структура, в чем имелась объективная необходимость, обусловленная численным ростом старообрядчества в губернии. Специальными миссионерами разного уровня в частности и всем духовенством епархии в целом осуществлялась противораскольническая деятельность в заметном объеме, применялись различные методы привлечения старообрядцев к РПЦ. Причем, комплекс мероприятий год от года расширялся и количественно увеличивался. Этот комплекс давал некоторые результаты, но старообрядчество Самарской губернии в эти годы не только не сокращалось, а продолжало расти и развиваться, укрепляться.
Реально Самарская Епархиальная Миссия была не в состоянии успешно противостоять старообрядцам. Причины этого крылись, в первую очередь, в духовной крепости и высокой грамотности последних. Безусловно, на это влияла и социально – политическая обстановка, сложившаяся в России к этому времени.
Собеседования о вере
Старообрядцы, со своей стороны, не только не боялись вступать в беседы и прения о вере, но охотно в этом участвовали, а зачастую и сами были их инициаторами, имея успех у публики. На такие собеседования зачастую приглашались известные начетчики из других Российских губерний. На рубеже XIX – XX вв. у поморцев это были Л. Ф. Пичугин (Пензенская губ.), А. А. Надеждин (Нижегородская губ) и другие. Также в собеседованиях о вере участвовали и местные начетчики, не уступающие в знании Святого Писания православному духовенству.
Проходили собеседования и между старообрядцами разных согласий. Здесь известны беседы Л. Ф. Пичугина (от брачного согласия) и Г. Н. Кормишина (от феодосеевцев), П. М. Безводина (от поморцев брачных) и В. П. Бирюкова (от спасовцев).
Приведем краткое историческое повествование о некоторых из них.
Беседы А. А. Надеждина с миссионерами господствующей церквив г. Сызрани – состоялись по предложению сызранского общества христиан – поморцев в 1888 г. и продолжались втечение восьми дней: с 17 по 26 июля, по 4 – 5 часов в день. Беседы проходили при большом стечении слушателей, в присутствии чинов жандармерии во главе с полковником И. Д. Петровским и товарища прокурора Симбирского Окружного суда Г. Едличко. Со стороны господствующей церкви выступали 4 миссионера: протоиерей Казанского собора г. Сызрани Матфей Ксанф, священник единоверческой церкви Григорий Милкин, священник с. Печерска и епархиальный миссионер г. Белопухов.
*Андрей Александрович Надеждин – известный и авторитетнейший поморский начетчик рубежа ХIХ – ХХ вв. из Нижегородской губ., участвовавший во многих полемических беседах с миссионерами. Особенно известной из бесед стала именно Сызранская.
В ходе бесед были затронуты такие темы, как “О вечности Церкви,” “О поражении пастырей, о мерзости запустения и о прекращении жертвы и ея опустошения,” и другие.
Беседы были исключительно интересны и, несмотря на июльскую жару, публика охотно слушала их втечение всех восьми дней.
Первоначально “Беседы” были изданы на гектографе П. М. Безводиным и ценились по 5 руб. и дороже, и к 1915 году стали библиографической редкостью. Тогда же были переизданы в Саратове в серии “Старообрядческая библиотека” под названием “Восьмидневныя беседы Андрея Александровича Надеждина с миссионерами господствующей церкви в Сызрани.”
Беседы Л. Ф. Пичугина и Самарского Епархиального миссионера священника Димитрия Александрова.
Данные беседы состоялись 15, 16 и 17 мая 1908 года в с. Екатериновка Николаевского уезда Самарской губернии. Тематика бесед была следующей: 1) О вечности церкви христовой и о вечности священства; 2) О причинах разделения раскола от Святой Православной Церкви в 1653 г.; 3) О святом причащении и его необходимости для душевнаго спасения и о его вечном существовании до пришествия Господня.
«Собеседования происходили в местном православном поместительном храме. Слушателей было до 1000 человек. Публика вела себя во время бесед чинно и слушала со вниманием… По условию каждая сторона говорила по 30 минут и по 5 речей в каждой беседе. Беседы начинались около 10 час. утра и оканчивались около 5 часов вечера. Тут присутствовали: православные; беспоповцы: спасовцы, поморцы брачные, поморцы не приемлющие безсвященнословные браки; поповцы: австрийскаго толка и беглопоповцы и даже самовосхитители иерархических санов – выродившиеся из беспоповцев — спасовцев…»
Беседы проводились в рамках миссионерской деятельности Самарской Епархии РПЦ и были расчитаны на села Николаевского уезда: Екатериновку, Березовую Луку и Теликовку. Поморцами этих сел и был вызван на собеседования защитник староверия Лев Феоктистович Пичугин (с. Поим, Пензенской губернии).
Самарские Епархиальные Ведомости в духе своего миссионерства описали эту беседу полным поражением старообрядцев, указав на то, что кроме «ругани на Св. Православную Церковь» и «недостатков за православными» Л. Ф. Пичугиным ничего «не приводилось в основание и законность своей веры». Особо заострили внимание на том, что Л. Ф. Пичугин «был вызван… за плату от единоверных ему жителей… (выше означенных сел)… более 300 руб.»
Беседы Л. Ф. Пичугина и Г. Н. Кормишина – состоялись 18 и 19 декабря 1910 г. в с. Екатериновке Самарского уезда, Самарской губ.
*Лев Феоктистович Пичугин — поморец брачного согласия из с. Поим Пензенской губ., известный старообрядческий деятель рубежа ХIХ и ХХ вв., главный инициатор и председатель I – го Всероссийского Собора в Москве, проведший множество бесед с синодальными миссионерами и старообрядческими начетчиками других согласий.
Беседы проходили в доме Малюшина (Малюшкина) Николая Лаврентьевича в присутствии Самарского епархиального миссионера господствующей церкви при стечении публики до полторы сотни человек.
Первые две беседы были с поповцами, приемлющими Белокриницкую иерархию, в защиту которых “выступил некий Егоров, молодой человек, недурно подготовленный к состязанию”, вопросами к которым были: “Представляет ли Белокриницкая иерархия Христово священство по преемству?” и “Пребудет ли священство и жертвоприношения в Церкви Христовой до скончания века?”
Третья беседа “О пришествии пророков Илии и Еноха” должна была состояться с самарским миссионером Сергеем Пряхиным. Но за неимением времени и по просьбе многих вместо нее состоялось собеседование с безбрачными, которых представлял начетчик феодосеевского согласия Гавриил Никифорович Кормишин из с. Балакова Самарской губернии. Оба собеседника показали себя довольно сведущими в Священном Писании. В ходе беседы были рассмотрены многие церковные правила, подверглись анализу постановления I – го Всероссийского Собора Поморской Церкви 1909 г. в Москве.
Литература и источники:
- Самарские Епархиальные ведомости. 1890. Ч. неоф. № 8, с.272/278.
- Самарские Епархиальные ведомости. 1890. Ч. неоф. № 21, с. 643-646
- Самарские Епархиальные ведомости. 1871. Ч. неоф. № 24, с. 504.
- Зарайский В. В. Противосектанская деятельность Русской Православной Церкви//V Иоанновские чтения. – Самара, 2001. С. 78.
- Самарские Епархиальные Ведомости № 12 от 15 июня 1908 г. С. 510.
- Самарские Епархиальные ведомости. 1912. Ч. неоф. № 11, с. 450.
- Самарские Епархиальные ведомости. 1896. Ч. неоф. № 13, с. 575.
- Письмо Г. Н. Кормишина в Москву Н. Ф. Суворину. Рукопись, 26 января 1910.
- Сызрань, город и люди, № 1, 2002. Журнал. Самара, 2002.
- Восьмидневные беседы А. А. Надеждина с миссионерами господствующей Церкви в Сызрани. Саратов, Старообрядческая типография «Сотрудник Школы», 1915.
- Беседа Л. Ф. Пичугина с федосеевским начетчиком Кормишиным 19 декабря 7418 г. Москва, тип. П. П. Рябушинского.