«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»

Старообрядческие общины Республики Молдова

Информационный банк данных о староверческих общинах за пределами России

Старообрядческие общины Республики Молдова

61
4

Старообрядческие общины Республики Молдова

Наталья Викторовна Литвина

 

Краткая историческая справка

Старообрядческие поселения на территории современной Молдавии появились в первой половине XVIII в. в результате миграций из Ветковско-Стародубских слобод, а затем притока старообрядцев с Кубанско-Донских территорий[1]. Приверженцы дораскольных традиций раннего периода переселения мигрировали на юго-запад под влиянием проповеди о поиске благочестивого архиерея в Молдавской митрополии. Однако среди староверов не было единства по вопросу о рукоположении священников, и это могло стать одной из причин отказа ясского митрополита Антония в их просьбах. Различные источники упоминают о расселении старообрядцев в Молдавском княжестве уже в начале 1730-х гг. В XVIII в. старообрядческие общины существуют в городах на севере (Хотине, Бельцах и Сороках), на территории современного Приднестровья (Бендеры, Тирасполь) и нескольких старообрядческих селах (таких как Куничи, Серково, Теленешты)[2]. В 1780-е гг. в ответ на жалобы старообрядцев на притеснения господари даровали им самостоятельность и свободу в делах их веры, но стабильная численность старообрядческих поселений вплоть до 1810-х гг. оставалась небольшой[3]. До 1812 г., когда по Бухарестскому мирному договору к Российской империи была присоединена Бессарабская область, историю молдавского старообрядчества необходимо рассматривать в тесной связи как с политической ситуацией в окружающих государствах – Речи Посполитой, Российской, Австрийской и Османской империях, так и с другими старообрядческими центрами.

После присоединения Бессарабии новый административный порядок признавал действующую систему местного права[4]. Это, особенно на этапе апробации Устава для управления Бессарабской Областью (1818), занявшем не менее 10 лет, положительно сказалось на развитии местного старообрядчества. В 1831 г. «государь император повелеть соизволил: „Дозволить некрасовцам, согласно их желанию, устроить в Измаиле вместо предполагаемой деревянной церкви новую таковую каменную, и отправлению в оной церкви веры христианской по правилам старообрядческим не возбранять“. В чем …поставляю в известность вышеозначенных некрасовцев и надеюсь, что употребят они все меры к скорейшему окончанию заложенной и доведенной в постройке до верхняго уже карниза означенной каменной, во имя св. Николы Чудотворца, церкви, имея при ней, сходно желанию общества, двух священников и одного диакона для богослужения по старообрядческим обрядам»[5].

Но, начиная с 1840-х гг. старообрядцы все чаще сталкивались с жестокими запретительными мерами. Трагическую известность получила история знаменитого старейшего (30–40-е гг. XVIII в.) на территории Молдавии мужского Серковского монастыря, иноки которого сыграли ключевую роль в организации успешной экспедиции в поисках благочестивого архиерея. Монастырь был закрыт в 1845 г. накануне исторического события присоединения к старообрядчеству митрополита Амвросия[6].

После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. южная часть Бессарабии, утраченная в 1856 г. по итогам неудачной для России крымской войны, вернулась в состав Российской империи. Развитие законодательной системы Бессарабской губернии, идущее по пути унификации, тем не менее, сохраняло систему местного права в сфере правового регулирования гражданско-правовых отношений[7]. Ф.Е. Мельников упоминает, что в 1879 г. Бессарабский губернатор пригласил в Кишинев переведенного двумя годами ранее в Измаильскую епархию архиепископа Виссариона, чтобы вручить «распоряжение министра внутренних дел,  по которому “старообрядцы в соединенной части Бессарабии имеют право пользоваться всеми теми правами, какими пользовались и до воссоединения оной к России”»[8]. В 1881 г., после смерти архиепископа Виссариона, Измаильскую епархию по просьбе прихожан возглавил игумен Петропавловского монастыря близ Вилково Анастасий (Лебедев), человек начитанный и энергичный. Епископ Анастасий умер в 1906 г., затем  Измаильская епархия находилась в управлении Московского архиепископа Иоанна (Картушина).

В начале ХХ века значительный вклад в примирение «неокружнического» раздора внес епископ Иннокентий (Усов), который затем, в 1920 году, эмигрировал в Румынию и оставил яркий след в истории старообрядчества Бессарабии. В 1907 году владыка участвовал в подписании Бендерского мирного акта между старообрядческой церковью и представителями движения «неокружников», близких по своим взглядам к беспоповцам и обвинявших церковное руководство в сближении с «новообрядческой» церковью[9].

По решению Освященного Собора в 1907 г. епархия передана примирившемуся от неокружнического раздора епископу Бессарабскому и Подольскому Петру (Иванову). В 1910 г. епископ Петр принял схиму, а Измаильская епархия была поручена в управление епископу Одесскому и Балтскому Кирилу (Политову), управлявшему ею до 1919 г.

На протяжении всего XIX в. Бессарабия бурно развивалась, население территории увеличилось в 4 раза и достигло почти 2 млн. человек. Современные исследователи так описывают общие перемены, произошедшие в Бессарабии: «на протяжении XIX в. облик населения Бессарабии глубоко изменился: эта территория превратилась из малонаселенного «фронтир» в густонаселенную и полиэтничную «окраину» Российской империи» [10].

В 1915 г. в Бессарабии насчитывалось 24 русских села[11]. После окончания Первой мировой войны территория современной республики, исключая левый берег Днестра, отошла к Румынии, благодаря чему старообрядцы избежали советских довоенных гонений, но испытывали притеснения румынских властей[12]. Подробнее историю старообрядческих общин периода Бессарабской области, а затем губернии можно проследить по статистическим сводкам (Национальный архив Республики Молдова – НАРМ)[13], статьям и заметкам в епархиальных ведомостях[14] и историческим исследованиям[15].

 

Учреждение самостоятельной Кишиневской епархии связано с именем упомянутого выше епископа Иннокентия (Усова) и относится к 1920 году, когда владыка Иннокентий был назначен управляющим епархией. В 1921 году епископ Иннокентий должен был возглавить Белокриницкую митрополию, но власти выслали его из страны как не имеющего румынского подданства. В 1924 г. владыка смог вернуться в Кишинев и вновь возглавить епархию. В конце 1920-х гг. епископ долгое время проживал в селе Куничи, укрываясь от преследования властей. В 1936 году на Освященном соборе епископ Иннокентий был утвержден на Кишиневской кафедре. В довоенный период по инициативе владыки Иннокентия в епархии неоднократно проходили старообрядческие съезды.

Об этом периоде в 1947 г. так написал секретарь Кишиневской старообрядческой епархии о. Пагкратий Дементьев: «Начиная с 1918 г. до 1944 г. в Бессарабии, среди старообрядческого мира, время было смутное и безотрадное. Старообрядческая церковь, в это время в Бессарабии, без всякого страха перед Богом, была раздираема на части, приспешниками западного папизма, называвших себя по имени служителями церкви»[16]. Описанный о. Пагкратием период – время установления в Румынии «нового стиля» сначала в гражданском календаре (1919), затем и в церковном (1924). В самом начале 1940-х гг. румынское правительство жестко потребовало от старообрядцев перехода на григорианский календарь. В 1942 г. Белокриницкий митрополит Тихон (Качалкин)[17] разослал воззвание по старообрядческим приходам: «В настоящее время надвигается на наших христиан, истинно верующих Старообрядцев усиленная гроза – угрожающия нас лагерями, если мы не примем Католический Армяногригорианский Календарь, то есть, новый стиль»[18]. В это время сам митрополит и другие старообрядческие священники в Румынии подвергались арестам и заключению за отказ служить по новому стилю.

В 1940 г. Бессарабия была присоединена к СССР, епископ Иннокентий (Усов) возглавил Тульчинскую епархию, через год на Освященном соборе был избран митрополитом Белокриницким и вскоре скончался. Кишиневская епархия во время Великой Отечественной войны оставалась без епархиального управления.

В 1944 г. Молдавия снова вошла в состав СССР. В 1945 г. епархию возглавил епископ Иосиф (Моржаков) (1886–1970), уроженец Нижегородской губернии, где он и был рукоположен в диакона (1909), а затем иерея (1916) владыкой Иннокентием (Усовым), в тот период епископом нижегородским. В 1924 г. о. Иоанн Моржаков овдовел, вскоре был арестован, 10 лет провел в лагерях, после освобождения долгое время укрывался у христиан. В 1945 г. протоиерей Иоанн принял иноческий постриг и был хиротонисан во епископа Кишиневского, Одесского, временно Черновицкого и Измаильского. Иноческий постриг и хиротонию совершили на Рогожском кладбище архиепископ Иринарх (Парфенов) и епископ Геронтий (Лакомкин)[19].

Уже в 1943–1944 гг. при Совете народных комиссаров СССР (затем – при Совете министров) был создан Совет по делам религиозных культов[20]. Учетно-контрольные функции уполномоченных накладывали на все религиозные объединения, включая старообрядцев, обязанности документально фиксировать и предоставлять государственным органам все этапы деятельности общины от заявления о регистрации общины, списков, протоколов и анкет до кассовых отчетов о доходах и расходах. Все перемещения владыки, иереев, диаконов сопровождались командировочными удостоверениями, которые выдавались только с разрешения уполномоченного. Властные органы принимали решение о переводе священников, регистрации/закрытии общин. Помимо взаимоотношений с государственной властью с самого начала своего служения в Кишиневе владыке Иосифу пришлось решать целый ряд кадровых проблем, заниматься умиротворением конфликтов на приходах, разбирать текущий вал вопросов, касающихся браков и погребений прихожан и мн. др. Владыка Иосиф сразу завел в епархии превосходное делопроизводство по каждому приходу. Регистрировалась вся входящая и исходящая документация, ко всей значимой корреспонденции создавались машинописные копии. По мере формирования, дела подшивались, нумеровались и снабжались оглавлением. Судя по обширнейшей переписке епископа с архиепископией, уполномоченными, с прихожанами и клиром всех вверенных ему епархий, с христианами из Москвы и самых разных регионов, а также учитывая значительный массив записей дневникового характера, все свободное от богослужений время владыка проводил за письменным столом. В начале 1950-х гг. епископ Иосиф жаловался в письме архиепископу Флавиану (Слесареву) на то, что его, проживающего в двух маленьких комнатах с внуком-школьником хотят уплотнить в одну, в которой они будут вынуждены не только спать, но внуку придется делать уроки, а владыке заниматься перепиской за одним столом с секретарем, с утра до вечера печатающим на машинке.

В 1954 г. приходят первые известия о разработке нового градостроительного плана Кишинева, по которому старообрядческий поселочек вокруг храма и сам храм, расположенные на Часовенном переулке, будут снесены. Старообрядцы Кишинева во главе с владыкой пережили два года отчаянной тревоги за судьбу храма и епархии. В результате, в 1956 г. владыка получил ключи от церкви в Мазаракиевском переулке, которая и ныне остается кафедральным храмом епархии. Подробные сведения обо всех событиях, происходивших в Кишиневской, а также вверенных управлению епископа соседних епархиях хранятся в епархиальном архиве (Мазаракиевском архиве, названном так современными историками по территориальному признаку), который представляет собой уникальную историческую ценность.

В 1953 г. епископ Иосиф был избран заместителем архиепископа Флавиана, что заставляло его вникать во все проблемы существовавших в то время общин на территории СССР, а также часто выезжать в Москву по служебной необходимости.

 

 

В 1961 г., после смерти архиепископа, владыка Иосиф был избран на московский престол. Кишиневскую епархию возглавил епископ Никодим (Латышев) (1916–1986), уроженец молдавской епархии, известный своей строгостью. Никиту Латышева поставил в чтеца (1936) и рукоположил в диакона (1940) с принятием обета безбрачия епископ Иннокентий (Усов). В начале 1950-х гг. владыка Иосиф прочил молодого архидиакона в кандидаты в епископы, но тот неизменно отказывался, ссылаясь на неопытность. В 1954 г. на Освященном Соборе Никиту Латышева избирают кандидатом в епископы, но иноческое пострижение и рукоположение в архиерейский сан откладывается до 1961 г.

Как и владыке Иосифу, епископу Никодиму было поручено управление соседними епархиями, как и предшественника, его избирают заместителем архиепископа Московского и всея Руси. После смерти архиепископа Иосифа в 1971 г. Освященный Собор избирает епископа Никодима руководителем старообрядческой Церкви. Архиепископ Никодим по состоянию здоровья не мог постоянно пребывать в Москве и предпочитал жить на родине, в селе Старая Добруджа. Туда часто приезжали делегации священнослужителей и простые христиане с самыми разными вопросами, касающимися как дел Архиепископии, так и Кишиневской епархии. В Старой Добрудже владыка Никодим похоронен в 1986 г.

В том же 1986 г. руководителем Кишиневской и Молдавской епархии стал уроженец Измаильского р-на (с. Корячка/Мирное), епископ Тимон (Домашов) (1912–1991), выходец из семьи потомственных крестьян-старообрядцев. Владыка Тимон за пять лет архиерейского служения рукоположил пять священников и восстановил пять приходов[21]. До настоящего времени старожилы очень тепло вспоминают о своем владыке.

В 1993 г. епископом Кишиневским и всея Молдавии был рукоположен Зосима (Еремеев) (род. 1947). Будущий владыка родился в многодетной старообрядческой семье молдавского села Сырково, неподалеку от которого некогда существовал знаменитый мужской старообрядческий монастырь. В 1970-е гг. вместе с несколькими молодыми старообрядцами Зотик Еремеев ради получения духовных знаний окончил Московскую духовную семинарию. Восемь лет он прослужил уставщиком в старообрядческой Казанской церкви с. Губино (Московская обл.).

Во вверенной ему епархии «владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении»[22], для нужд приходов владыка издал целый ряд богослужебных и просветительских книг. За время управления епархией епископ Зосима провел множество ремонтных работ и благоустройства храмовых территорий на приходах. Значительный ремонт и расширение потребовались Покровскому храму в Кишиневе, пострадавшему в ходе сильного землетрясения в 1987 г. При активном содействии владыки продолжалось восстановление Казанского женского монастыря в селе Кунича, первой игуменией которого стала Таисия (Еремеева), до принятия иноческих обетов – супруга Зотика Еремеева. 2003 год был отмечен нарастающей внутренней напряженностью, связанной с системой руководства внутри митрополии РПСЦ. Владыка Зосима на рубеже 2003–2004 гг. предпочел удалиться из-под юрисдикции Московской митрополии РПСЦ в РПСЦ Румынии. После возвращения в Московскую митрополию в 2004 г. владыка Зосима был переведен на служение в Донскую и Кавказскую епархию.

В начале 2005 г. епископом Кишиневским и всея Молдавии был рукоположен Евмений (Михеев) (род. 1942), более 36 лет прослуживший в Покровском старообрядческом храме города Вереи и Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище в Москве[23]. Примечательно, что в иереи Евгений Михеев был рукоположен в 1968 г. епископом Никодимом (Латышевым) по благословению преосвященнейшего Иосифа (Моржакова), архиепископа Московского и всея Руси.

 

Приходы Русской Православной старообрядческой Церкви

 

г. Кишинев

Приход г. Кишинев (РПсЦ)
Приход г. Кишинев (РПсЦ)

По сведениям историка Н.В. Абакумовой-Забуновой, старообрядцы в Кишиневе появились на рубеже XVIII–XIX вв. Первоначально группы последователей старой веры переселялись в Кишинев из центральной России, затем, с 1820-х гг., – из южных губерний[24]. Общая численность кишиневских старообрядцев на протяжении XIX в. колебалась: около 300 человек в 1820-е гг., более 3000 – в 1850-е гг. (из них поповцев – немногим более 300 человек), около 1300 человек – в конце XIX в. (большинство – старообрядцы белокриницкого согласия)[25]. Первая старообрядческая Покровская церковь была, очевидно, построена до присоединения к Российской империи, имела престол и колокольню. До 1820-х гг. в ней служили священники, затем уставщики и изредка тайно приезжавшие «беглые попы». В 1832 г. в нарушение всех запретов был построен и оставался действующим молитвенный дом старообрядцев-беспоповцев, называемых часовенными. В 1860-е гг. была построена часовня на ул. Киевской. В конце ХIХ – начале XX вв., моленные были перестроены в церкви Святителя Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы, обе были закрыты в 1940 г. Емкое, всестороннее описание кишиневского старообрядчества в 1868 г. представлено в рапорте кишиневского полицмейстера: «старообрядцев: мужскаго пола 1582 и женскаго пола 1487 душ. Одни из них занимаются торговлею, другия хлебопашеством, а остальныя фруктовыми садами, баштанами, каменною и плотничью работою. В числе их праздных людей очень мало, равно редкия случаи, чтобы кто-либо из них был способен на преступления влекущия за собою высшую степень наказания, один только недостаток – случающияся между ими драки и буйства. В отношении религиозном по их преданиям очень строги, у них здесь есть часовня и два молитвенных дома, требы исполняются чрез ихних уставщиков. Однако между ими с некотораго времени явились подразделения: большая часть придерживается поучений (как бы Уставов Церкви) выходящих от ихняго священства из Белой Криницы в Австрии, а остальныя поучениями из Москвы от священников Роговскаго (так!) кладбища. Дети старообрядцев обучаются грамоте у ихних же стариков, понимающих таковую, на Псалтыре и Часовнике и образований в высших учебных заведений не получают. Старообрядцы вообще считают себе в отношении религии высше всех, однако не замечено еще за ними, чтобы они сманули кого-либо из православных в свою секту»[26].

С середины XIX в. после установления Белокриницкой иерархии в город для совершения треб стали приезжать зарубежные старообрядческие священники. С конца 1850-х гг. приход окормлял священник Иерофей Макаров (служивший в с. Кунича), с 1880-х гг. в Кишиневе служил о. Лукиан Житилов. В 1893 г. на кишиневский приход был рукоположен о. Григорий Шокин. После раздора в Белокриницкой иерархии, вызванного подписанием Окружного послания в 1862 г. [27], большинство кишиневских старообрядцев вплоть до начала 1920-х гг. оставались противоокружниками.

Белокриницкая старообрядческая кишиневская община была зарегистрирована в 1917 г. [28]. В румынский период настоятелем Покровского храма был о. Харитон Кирченков, арестованный в 1944 г.

Протоиерей Пагкратий Дементьев, прибывший в Кишинев в конце 1944 г. по благословению архиепископа Иринарха, жаловался, что из 500 старообрядческих домов на праздник Введения Пресвятой Богородицы в Покровский храм, уцелевший во время войны, пришло не больше 100 человек.

Возобновление активной духовной жизни кишиневского прихода связано с деятельностью владыки Иосифа (Моржакова), прибывшего в епархию в 1945 г. В 1956 г. в ходе перепланировки Кишинева была снесена Покровская старообрядческая церковь в Часовенном переулке со всеми прилежащими постройками. Взамен старообрядцам была передана старейшая церковь города (середины XVIII в.) в Мазаракиевском переулке, которая была освящена также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и доныне является кафедральным храмом.

Настоятелями храма были о. Сафроний Череватов (1963–1987), о. Григорий Сафронников (1988–1998), с 1998 по 2005 гг. приходом управлял владыка Зосима (Еремеев), о. Меркурий Сосин (2005–2013). В настоящее время настоятель храма, благочинный епархии, о. Андрей Вознюк (с 2014 г.).

На территории епархии располагается здание Духовного центра, где находятся архив, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и кельи.

Современная кишиневская старообрядческая община состоит преимущественно из выходцев из сельских приходов по разным причинам переехавших в столицу. По мнению самих прихожан, большинство из них – куничане.

В Покровском храме богослужения проводятся еженедельно – по субботам и воскресным дням, великим, а также чтимым праздникам. Регулярно совершаются требоисполнения. В праздничные службы в храме собирается до 500 прихожан[29].

Адрес: г. Кишинев, ул. Мазараке 3/5. Тел.: (022) 544 788 (храм), (022) 544 839 (епархия)

e-mail: episkopia@mail.ru

 

 

Село Кунича

Приход с. Кунича (РПсЦ)
Приход с. Кунича (РПсЦ)

Старообрядческая община села Кунича – она из трех наиболее значительных русских сельских общин на территории Республики. История села уходит корнями в 50–70-е гг. XVIII в. Так о ней в 1862 г. писали сами куничане: «Еще в XVIII столетии, до присоединения Бессарабии к Российской Империи, существовала в с. Куничной Сорокскаго уезда церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра и свободное отправление богослужения чрез священников наших утверждено в 1805 году хартиею бывшаго князя молдавскаго Александра Константина Мурузы. По присоединению Бессарабии к России, мы пользовались такою же свободою. В царствование Александра 1-го право это подтверждено Высочайшими указами и до 1836 г. мы имели священников, но после того, по случаю Правительственных мер, предпринятых об искоренении распространившагося по России разных зловредных сект, как то: молоканов, субботников и т.п., постоянных священников у нас не было и церковное служение отправлялось чрез приезжих из разных мест священников»[30]. По данным переписей в 1772–1773 гг. в Куниче числится 21 двор, в 1774 г. – 43 дома, в 1803 – 52 хозяйства, в 1817 – 104 семьи[31], в 1826 г. – мужчин 173 и женщин 113[32], 1834 г. – мужчин 238 и женщин 246[33], 1851 г. – мужчин 411 и женщин 392[34]. В самом начале XX в. в селе числится 2088 человек, принимавших Белокриницкую иерархию (неокружников)[35]. К 1920-м гг. численность населения села выросла вдвое и сохраняла стабильность до 1970-х гг., затем в 1980-х гг. возрастала[36]. Начиная с 1990-х гг. начался постепенный процесс оттока населения, преимущественно за счет молодежи, но коснувшийся всех возрастных групп. В последние годы численность села резко сокращается. Так, в 2010 г. в селе проживало 4560 человек, через два года числилось уже 3642 жителя, а на сегодняшний день – не более 3000.

Уже в конце XIX в. куничан описывают как «зажиточных», занимающихся торговлей помимо сельского труда[37]. Сельскую специализацию куничане во второй половине ХХ – начале ХХI вв. корректировали неоднократно, при этом даже в советский период они старались реализовывать свой товар, предпринимая далекие торговые путешествия. Так трудоемкое и малоприбыльное выращивание проса с последующим изготовлением и реализацией веников благодаря невероятному трудолюбию куничан позволяет многим семьям выживать с 1990-х гг. до сегодняшнего дня.

Практически все село является старообрядцами, подавляющее большинство – родились и выросли в старообрядческих семьях, меньшая часть – переведенные из православной церкви. Кунича непосредственно соседствует с православным селом Пояна, откуда с 1970-х гг. стали переводить в старообрядчество желающих обвенчаться в старообрядческой церкви. Вероятно, этот процесс связан в том числе с совместным обучением детей из Куничи и Пояна в общей средней школе.

Как уже упоминалось в истории кишиневской общины, первым постоянным священником в с. Кунича стал с 1858 г. о. Иерофей Макаров, прослуживший до 1890-х гг.

Священников раннего периода в середине ХХ в. могли перечислить по именам: о. Димитрий, о. Герасим, о. Федор, о. Тимофей, о. Еуфимий, о. «Епсифий», о. Стефан, о. Никита, о. Алексей, о. Иосиф. Далее священниками были о. Кирил Масляев по 1862 г., с 1862 по 1919 гг. – о. Ерофей Макаров, с 1901 по 1936 гг. о. Карп Белов, затем о. Исидор Лепилов до 1944 г., следом священники о. Дорофей Федорчуков и о. Сергий Макаров до 1948 г., с 1948 г. о. Софроний Череватов[38]. По традиции будущего настоятеля не только куничане, но и большинство старообрядческих приходов Молдавии до середины ХХ в. избирали сами, а в 1950-е – 1970-е гг. старались влиять на решение владыки многочисленными письмами и жалобами. Куничане и сегодня рассказывают о народном голосовании за кандидатов в священники. Напомним также, что Кунича в 1920-е гг. была пристанищем владыки Иннокентия (Усова). В 1930-е гг. в селе проходили епархиальные съезды.

В 1966 г. в иереи был рукоположен Иоанн Андроников, с 1986 г. протоиерей, благочинный Кишиневской епархии. Отец Иоанн, уроженец Куничи, был человеком авторитетным и заслуженным, хранителем и продолжателем богослужебных и певческих традиций[39]. В настоящее время настоятель храма иерей Стефан Еремеев (2010 г.).

31 августа, на храмовый праздник св. Флора и Лавра («на храм») прихожане устраивают общую трапезу, в которой принимают участие несколько сот человек, в том числе куничане, проживающие в Кишиневе и России, специально приезжающие в родное село на праздник. В общине села до сего дня сохраняются особенности старообрядческой культуры, к котором относятся система поведения в храме, добровольные обеты, чрезвычайно строгое отношение к Причастию Святых Тайн, а также описанный обычаи «брать праздник в дом»[40]. Целый ряд особенностей носит куничинский свадебный обряд.

Настоятель храма иерей Стефан Еремеев.

Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Республика Молдова, Флорештский р-н, с. Кунича, ул. Степановская, д. 4.

 

 

Казанский женский монастырь (с. Кунича)

Казанский женский монастырь (с. Кунича) (РПсЦ)
Казанский женский монастырь (с. Кунича) (РПсЦ)

На месте нынешнего монастыря при селе Кунича в XIX в. существовал мужской скит, в котором в 1830 г. была построена «небольшая церковь». Обитель просуществовала до начала ХХ в.

В 1929 г. монастырь начал восстанавливаться как женский, в 1930 г. построена новая церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери. Первой игуменьей стала Персида (Иванова), бывшая инокиня Муравлевского монастыря, человек с ярким и неоднозначным характером. Игуменья Персида руководила монастырем до 1933 г., затем была отстранена от управления на 10 лет и восстановлена митрополитом Тихоном (Качалкиным) в 1943 г. на место игуменьи Емилии (Шеленковой)[41]. Затем в конце 1947 г. владыка Иосиф (Моржаков) вновь отстранил игуменью Персиду и просил покинуть монастырь. С 1948 г. до закрытия монастыря в 1959 г. игуменьей была Валентина (Силакова).

Число насельниц в первое десятилетие существования обители составляло 18-20 человек. Уполномоченный в своих отчетах отмечал, что состав инокинь меняется по причине экономической слабости обители[42]. Он же в 1947 г. так описывал имущество: «При монастыре имеется одна небольшая церковь, пять небольших домов, в которых могут разместиться 10-12 человек. Остальные монахини живут в своих собственных домах. Хозяйство монастыря состоит: пахотной земли 3,5 га, 1/4 га виноградника, 1/4 фруктового сада. Все это находится на территории монастыря. Сельскохозяйственный инвентарь отсутствует. Землю обрабатывают наемным путем; из живого инвентаря имеется только одна корова». К концу 1950-х гг. списочный состав монастыря, включающий инокинь схимниц, инокинь и белиц достигает почти 40 человек, однако, по отзывам игуменьи, «рабочая сила вся изнемогла», т.е. большинство насельниц были пожилые и немощные. После закрытия монастыря несколько инокинь продолжали жить в с. Кунича до своей смерти.

В 1989 г. началось возрождение монастыря. Первой настоятельницей стала Таисия (Еремеева). В настоящее время монастырем, в котором проживает четыре инокини и три послушницы, управляет игуменья Агния (Донцова).

Республика Молдова, Флорештский район, с. Кунича, ул. Госпитальная

 

 

Село Покровка

Приход с. Покровка (РПсЦ)
Приход с. Покровка (РПсЦ)

Село Покровка было образовано в середине XIX в. старообрядческими переселенцами из Подольской и Могилевской губерний. Уже в 1858 г. в центре села построена часовня. Дознание властей о незаконном строительстве привело к изъятию книг и икон и закрытию часовни. В ответ на последовавшие постоянные просьбы о разрешении строительства новой церкви часть имущества была возвращена и соответствующее разрешение выдано. В 1870 г. прокровчане построили новую церковь. В 1857 г., вскоре после переселения на новую землю, в Покровке числилось 87 душ обоего пола[43], 1868 г. 284 души соответственно[44].

Поскольку сельское старообрядческое общество не приняло Окружное послание, в 1871 г. церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящал неокружнический епископ Балтский Кирил в сослужении первого покровского священника Василия Марченкова[45]. Историк Н.В. Абакумова-Забунова подробно рассматривает религиозную ситуацию в селе на рубеже XIX–ХХ вв., когда община разделялась по степени непримиримости-умеренности неокружнического протеста.

В 1908 г. в селе открылась церковноприходская школа, просуществовавшая 10 лет[46].

В 1917 г. в Бессарабии началась земельная реформа, румынское правительство ограничило помещичьи владения, и освободившиеся земли активно заселялись. Этой возможностью воспользовались покровчане, переживавшие с начала ХХ в. земельный кризис. В начале ХХ в. численность населения села достигла 1200 человек, по словам старожилов – приблизительно 325 хозяйств. Около трети жителей Покровки покинули родное село: 127 семей переехали, основав село Старая Добруджа, 13 семей основали село Егоровка[47].

Покровчане в советское время были трудолюбивыми и успешными работниками коллективных хозяйств, в 1970-е гг. значительная часть молодежи старалась получить среднее техническое и высшее образование, многие затем возвращались в родное село. «Экономическое чудо» Покровки произошло в разрушительные для экономики страны 1990-е гг.[48]. Покровчане объединили свои земельные наделы «квоты» в семейные подряды и успешно занимаются садоводством (яблоки, сливы), выращивают малину. Благодаря удачному географическому положению на транспортном пути из Молдовы на Украину, в Белоруссию и Россию, удалось наладить сбыт не только приезжим, но и местным предпринимателям, которые также занимаются поставками фруктов в различные торговые сети. Благодаря успешной экономике молодежь не стремится покидать родное село, численность населения остается стабильной – около 1000 человек.

Покровчане стараются сохранять и передавать свою старообрядческую культуру. Свадебный обряд, покровские посиделки за самоваром, покровская кухня – малая, но самая заметная часть традиционного местного колорита. Фольклорный коллектив «Долинушка» не только исполняет покровские песни, но изучает фольклор села, особенности местных обрядов.

В середине ХХ века в Покровке числилось немногим более 700 старообрядцев всех возрастов, в храме служил о. Григорий Колоханин, выходец из священнической семьи. После смерти о. Григория при поддержке владыки Иосифа (Моржакова) покровчане выбрали священника из односельчан. Отец Тимофей Щербаков был рукоположен в 1954 г. и прослужил в Покровке до 1999 г. Он поддерживал обычай ежегодного переизбрания церковных служащих 1 января по старому стилю на праздник Василия Великого, благодаря которому в дела церкви были активно вовлечены все прихожане. Ему принадлежит заслуга духовного подъема в сельском обществе в «безбожное» советское время. В советские годы Великим постом Покровка постилась, по крайней мере, в первую и последнюю недели. При нем возобновилась ежегодная исповедь для всех жителей села. Никто не курил[49]. Обустройство храма, ремонт, защита – все это и в трудные советские годы, и теперь покровчане берут на себя. Многие семьи традиционно «кормят» свои иконы в храме, т.е. следят за лампадой, «скут» свечи. Эти свечи в многочисленных специальных мешочках висят на крючках у западной стены. За запасы муки для просфор, вина для причастия также отвечают прихожане, не дожидаясь специальной просьбы.

В 1990-е гг. общину окормлял епископ Зосима (Еремеев), помогая служить о. Тимофею; владыка служил в Покровке до своего перевода за пределы епархии в 2005 г. После смены нескольких священников в 2010 г. настоятелем храма в Покровке стал о. Виктор Костромин, с 2018 г. священноинок Вениамин, иконом епархии.

Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Настоятель священноинок Вениамин (Костромин).

Республика Молдова, Дондюшанский район, село Покровка.

 

 

Село Старая Добруджа

Приход с. Старая Добружа (РПсЦ)
Приход с. Старая Добружа (РПсЦ)

Одно из сравнительно молодых старообрядческих сел было образовано выходцами из села Покровка в 1918 г. в связи с острой нехваткой земли. В это время вместе с первой волной переселенцев семья Никиты Латышева, будущего епископа Никодима, обосновалась в Добрудже, где владыка провел большую часть своей жизни уже будучи епископом, а затем архиепископом. В 1922 жители приступили к строительству церкви, которое было завершено в 1927 г. Храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Первым священником стал о. Хрисанф (Фрисан) Ковалов (?), затем упоминается протоиерей Агафоник (Агафеник), затем служил о. Давыд Гуреев (вероятно, с 1949 г.)[50]. В середине ХХ в. прихожанами храма в Добрудже числилось около 1000 человек.

Новый храм начали строить в 1988 г., завершилось строительство в 1993 г., а в помещении старого храма обустроили трапезную. Первым настоятелем нового храма стал о. Епифаний Смирнов, прослуживший в Добрудже 24 года. С 2010 г. настоятель иерей Федор Кожемякин.

В 2017 г. состоялось рукоположение епархиального диакона Иоанна Маслова, жителя Добруджи[51]. На праздновании 100-летия села, отец диакон поделился тревогой о том, что из поколения 30-летних добруджан только 10 процентов ходит в храм. Ответственность за это лежит на родителях, воспитанных в советские годы и утративших навык постоянного посещения богослужений[52]. Однако в храме много детей и подростков, все старшее поколение. Ежегодные храмовые праздники готовят по очереди улицами, никто не отлынивает. Подготовка занимает трое суток, а на праздник приходят все добруджане, приезжают гости – бывает более 300 человек.

Ок. 1972 г. колхоз в Добрудже был преобразован в семеноводческий совхоз «Заря». Он специализировался на производстве элитных семян зерновых, кукурузы, сахарной свеклы. Здесь разводили суперэлитные семена, поставляемые из НПО «Селекция», ключевого научно-производственного сельскохозяйственного предприятия Молдавии. В советское время совхоз входил в число лучших молдавских семеноводческих хозяйств, имел миллионные прибыли и активно развивался. В 1990-е гг. село благодаря инициативе предприимчивых старообрядцев сформировалась как один из крупнейших центров производства кустов розы на постсоветском пространстве. Сортовые кусты из Добруджи продаются в России, представлены на международных сельскохозяйственных выставках-ярмарках, на ВДНХ, распространяются в Украине, Белоруссии, Прибалтике. По оценкам самих крупных хозяев, в год в селе производится от 2,5 до 10 млн. кустов роз[53]. Экономический успех села сокращает отток молодежи, и стабилизирует его численность около 1100 человек.

Храм в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Настоятель иерей Федор Кожемякин.

Епархиальный диакон Иоанн Маслов.

Республика Молдова, Сынжерейский район, с. Старая Добружа.

 

 

Село Егоровка

Приход с. Егоровка (РПсЦ)
Приход с. Егоровка (РПсЦ)

Также, как и село Старая Добруджа, Егоровка была образована в 1919 г. выходцами из села Покровка, а также сел Новое и Старое Грубно, города Бендеры, осваивающими новые земли. Все переселенцы были старообрядцами. Новоселы решали насущные хозяйственные задачи, копали бурдеи (землянки) и сразу затем начали строительство церкви. В 1920 г. было закончено строительство храма[54], освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1921 г. в священники был рукоположен переехавший из малоземельного села Новое Грубно диакон Сергий Прокоров. Отец Сергий служил в Егоровке до конца своих дней. Упокоился он в 1972 году[55].

Второй егоровский священник Лазарь Семенов 25 лет служил пономарем, а затем диаконом рядом с о. Сергием Прокоповым. В 1976 г. был рукоположен во иереи ко храму с. Егоровка, где прослужил 10 лет[56].

К концу 1990-х гг. деревянное здание церкви обветшало, и было принято решение построить новый храм. В 2013 г. новая каменная церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Помимо основной части храма, вмещающей около 200 человек, возведена звонница. Завершаются работы по обустройству алтаря и иконостаса. Среди запрестольных и алтарных икон – образа работы Александра Бейко и о. Андрея Вознюка[57]. В этот период приход не имел своего священника, Егоровку окормлял о. Владимир Богданов из г. Бельцы, расположенного неподалеку. Работы по сбору средств и организации строительства церкви взяла на себя староста К.И. Бейко.

В середине ХХ в. в Егоровке проживало более 1000 старообрядцев[58]. На рубеже ХХ–XXI вв. численность населения несколько сократилась. В 1970-е гг. егоровцы прославились на всю республику передовыми показателями по производству сахарной свеклы и плодово-ягодных культур. Известность села поддерживает музыкальный коллектив «Молодушка», в репертуаре которого присутствуют традиционные лирические и плясовые песни.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В настоящее время настоятелем является иерей Никола Паничев.

Республика Молдова, Фалештский район, село Егоровка.

 

 

г. Бельцы

Приход с. Бельцы (РПсЦ)
Приход с. Бельцы (РПсЦ)

История старообрядчества в городе Бельцы повидимому начинается не ранее начала XIX в. В ведомости о старообрядцах и раскольниках за 1825 г. в городе числится 20 мужчин и 11 женщин[59]. По ревизским сказкам, приведенным в исследовании Н.В. Абакумовой-Забуновой, к 1830-м гг. в Бельцах проживало до 100 душ великороссов, которых можно уверенно считать старообрядцами[60]. В 1836 г. в Бельцах уже значится старообрядческая часовня[61]. К середине XIX в. их численность выросла в 2,5 раза и до конца века оставалась стабильной. Сами старообрядцы Бельц считали, что в середине XIX в. община увеличилась за счет переселенцев из Черниговской и Подольской губерний[62]. В ведомости за 1851 г. числится часовня без престола[63]. По сведениям, записанным в 1945 г. о. Симеоном Донцовым, молитвенный дом в Бельцах существует с 1870 г., а первым священником был о. Иерофей Макаров (из Куничи), который окормлял приход до 1880 г.[64]. В 1907 г. «к моленной был пристроен алтарь и колокольня и моленная приобрела вид церкви»[65], церковь была освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Община прошла регистрацию в 1945 г. (145 верующих). В 1947 г. церковь сгорела[66]. Взамен община выделила под временную моленную одноэтажный кирпичный дом на прихрамовой территории, которую епископ Иосиф освятил как временную церковь в честь святителя Николы Чудотворца. Община сразу стала ходатайствовать о постройке церкви и принялась проектировать новый храм. В 1949 г., когда старообрядцы подготовили проектную документацию, в восстановлении церкви было отказано, временный молитвенный дом опечатан из-за ветхости и угрозы обвала. В сведениях за 1950 г. в Бельцах числится 576 верующих, включая детей. В 1951 г. службы были возобновлены в полностью отремонтированном моленном доме. В 1952 г. на воскресных службах присутствовало от 20 до 40 верующих, на Пасху – 200 прихожан. В 1957 г. в отчете священника указано крещений – 11, погребений – 6, исповедей – 63. Только в 1958 г. общине было выдано разрешение на ремонт колокольни.

С 1908 до 1910 гг. в перестроенной церкви служил о. Василий Степанов, с 1912 до 1918 гг. – о. Иоанн Прякин, с 1918 до 1938 гг. – о. Агафонник Кирченков. С 1939 г. в Покровском храме настоятелем был о. Симеон Донцов (с 1943 г. протоиерей), прослуживший до 1946 г..Со времени регистрации общины священники постоянно менялись: с 1946 меньше года служил о. Сергий Никаноров, с 1947 – о. Давыд Гуреев, с 1949 г. о. Максим Кирсанов, с 1950 г. на временное служение возвращен о. Сергий Никаноров, с 1954 г. – о. Нестор Соловьев, 1956 г. протоиерей Артемон Романов.

Переписка о. Артемона, членов двадцатки с владыкой Иосифом (Моржаковым) раскрывает все сложности и обстоятельства жизни общины накануне закрытия, взаимоотношения прихода со священниками и многое другое. Фрагмент письма из Бельц о потере документа о регистрации общины: «Один отец Артемон натворил делов, а вся община страдает. Он говорит, что он и не знает какая такая регистрация, он ее и не видел, спрашивается: как же он начал служить, пока он документа в руки не взял, просто смех и горе. Словом дослужился пока церкви решился, ведь он был поп, он был считавод, он и секретарь, и говорить кто-то вкрал документ. Да разве документ лошадь, что с конюшни вывели, ведь ето же его хлеб»[67]. Злополучная справка после жалобы сразу нашлась, вложенная в книгу. Однако разрушительный процесс был неостановим. В 1961 г. о. Артемон сдал церковную печать зав. спец. частью исполкома Бельцкого горсовета. С 1959 г. его служение было практически прекращено, прихожане ездили на службы в соседнее село Старая Добруджа. В 1961 г. уполномоченный по делам религий ходатайствовал об устройстве городской библиотеки в помещении бельцкой старообрядческой моленной. В апреле 1962 г. община была снята с регистрации[68]. Храм был выстроен и освящен в начале 1990-х гг.

Храм архангела Михаила.

Настоятель иерей Василий Богданов.

Республика Молдова, г. Бельцы, ул. Калинина, д. 75а. Тел.: (0231) 2 94 43 (храм)

 

 

г. Кагул

Приход г. Кагул (РПсЦ)
Приход г. Кагул (РПсЦ)

В 1820-е гг. старообрядцы-некрасовцы, вышедшие из-за Дуная основали село Липованка в предместьях Кагула. К середине XIX в. численность старообрядцев Кагула приблизилась к 300 человек. В это время была построена первая Покровская церковь[69]. Во второй половине века численность постоянно росла и к концу XIX в. составила 800 человек, а в начале ХХ в. достигла 1000 человек.

Разрешение на строительство новой просторной каменной церкви кагульское старообрядческое общество получило в 1880 г. Был объявлен сбор средств, которые поступили из разных концов России[70]. Храм построили из красного кирпича с витражами и коваными дверями в 1892 г.

В середине ХХ в. община состояла из 610 человек всех возрастов. В 1962 г. при священнике Киприяне храм был закрыт.

После возвращения храмового здания старообрядцам в 1989 г.[71] стараниями общины проведена расчистка и восстановление. В 1999 г. храм вновь освящен, в настоящее время имеет статус памятника архитектуры. В 2012 г. посольство Российской Федерации подарило 170-киллограммовый бронзовый колокол Покровскому храму в честь 120-летия освящения. Постепенно происходит восстановление общины.

Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Настоятель иерей Григорий Кизицкий.

Республика Молдова, г. Кагул, ул. Кирова, д. 42.

 

 

Город Оргеев

Приход г. Оргеев (РПсЦ)
Приход г. Оргеев (РПсЦ)

История старообрядчества Оргеева начинается с отчетов городской полиции и уездного исправника, по которым в 1820-е гг. значится 37 человек и число год от года растет достаточно медленно, достигая к концу XIX в. немногим более 300 человек[72].

Прояснить картину состояния старообрядчества в Оргеевском уезде во второй половине XIX в. поможет рапорт Оргеевского уездного исправника: «В г. Оргееве, м. Теленештах и Сирковой общества раскольников имеют частныя молельни и при них уставщиков. Хотя местные раскольники утверждают, что не признают и не знают раскольнических священников; но эти уверения ложные. Раскольнические священники их внутри России и из-за границы тайно навещают по селам раскольническия общества, отправляют у них богослужения, совершают обряды бракосочетания и крещения и даже доставляют им св. Миро, этим ли только ограничиваются посещения раскольническими попами раскольников уезда, утвердительно сказать не могу. <…> Раскольники уезда, занимающиеся хлебопашеством и огородничеством, люди трезвые, спокойные, трудолюбивые, честные; ремесленники же, в особенности городские, хотя тоже спокойные, но нетрезвы и нечестны, не имеют ничего общаго с раскольниками земледельцами и даже весьма редко посещают свои молельни. Раскольники хлебопашцы и огородники тоже, не имеют ничего общаго с прочим сельским населением <…> Между всеми раскольниками Оргеевскаго уезда есть одна личность – Василий Привалов, который имеет сильное нравственное влияние на все местные раскольнические общества. Он 42 лет, был 12 лет уставщиком в с. Шолданештах, откуда вместе с своим раскольническим обществом переселился в г. Оргеев, где тоже состоит уставщиком. Личность эта весьма представительна, характера твердаго, настойчиваго, разумен, трезв, честен, недоверчив, скрытен; у него есть брат Григорий Привалов раскольнический священник, где-то за границею. Раскол в уезде увеличивается численностью только рожденными в самом расколе; новообращенных же в раскол из Православных нет. Религиозныя верования и убеждения раскола не слабеют, а крепнут»[73].

Просторная каменная церковь была возведена на месте старого молитвенного здания в начале ХХ в., и освящена 31 декабря 1912 г. епископом Одесским и Балтским Кирилом в честь Казанской иконы Богородицы[74], закрыта в период хрущевских гонений. В середине ХХ в. старообрядческая община Оргеева насчитывала 356 человек. Усилиями верующих храм был вновь восстановлен и открылся в 1989 г.

Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы Казанской.

При храме постоянно проживает инокиня Софья (Синельникова).

Республика Молдова, г. Оргеев, ул. Пагиш, д. 15.

 

 

Село Варшавка / Валя Радоая

Приход с. Варшавка (Валя Радоая) (РПсЦ)
Приход с. Варшавка (Валя Радоая) (РПсЦ)

Село Варшавка, ныне Валя Рэдоаей (в просторечье Валя Радоя), основано в 1922 г.[75] выходцами из села Кунича. В середине ХХ в. численность прихожан всех возрастов составляла 250 человек.

Республика Молдова, Флорештский район, село Валя Рэдоаей.

 

 

 

Село Сакаровка

Приход с. Сараковка (РПсЦ)
Приход с. Сараковка (РПсЦ)

Село Сакаровка, как и село Варшавка, было образовано в 1922 г.[76] выходцами из Куничи. В середине ХХ в. по статистике старообрядческую общину села составляло 319 человек всех возрастов.

Современное состояние сельского прихода вызывает тревогу. Владыка Евмений (Михеев) на праздничной проповеди сказал: «В селе Сакаровка закрывают школу, а значит скоро уйдет молодежь. Это нужно остановить. Мы должны сохранять наши села, иначе опустеют наши храмы. Это делали наши отцы, это должны делать и наши дети»[77].

Республика Молдова, Сынджерейский район, село Сакаровка.

 

 

Село Сырково

Приход с. Сырково (РПсЦ)
Приход с. Сырково (РПсЦ)

Как уже упоминалось выше, Серково – одно из самых ранних старообрядческих поселений на территории Молдавии. Время возникновения поселения относят к 1730-м гг. Сельская община в статистических материалах 1820-х – 1830-х гг.[78] упоминается наряду с монастырем. Так в монастыре общее количество насельников в этот период около 30, в селе – 60-70 старообрядцев. Численность старообрядческого населения села к концу 1860-х гг. увеличилась по статистике до 85 человек[79].

Сельская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1911 г. на месте обветшавшего деревянного молитвенного дома. Об этой моленной известно из претензий Оргеевского земельного суда, возмущенного тем, что в Сирково старообрядцы бьют в железную доску, да еще вернули ее на колокольню, а кроме того перекрыли храм соломой и поставили перила[80].

Первым священником новой церкви был Карп Белов. В середине ХХ в. община насчитывала 135 человек, включа детей. В 1953 г. уставщик Еремей Лазарев следом за первым священником перечисляет: о. Исидор Ленников, о. Сергий Макаров, о. Антоний Превалов, о. Дорофей Федоренков, о. Софроний Череватов.

В настоящее время Сырково – крупное молдавское село, старообрядческая община немногочисленна, число верующих не превышает 60 человек. Уроженцами села является знаменитая семья Еремеевых, лидером которой является архиепископ Зосима Донской и Кавказский (до 2005 г. – Кишиневский и всея Молдавии), а также иерей Стефан, настоятель храма св. Флора и Лавра в Куниче, уставщик кафедрального храма в Кишиневе Федот Иоасафович, историк старообрядчества Петр Иоасафович.

В 2011 на месте знаменитого Серковского мужского монастыря был воздвигнут поклонный крест. С этого времени берет начало традиция совершения крестного хода к этому месту на 5-й неделе по Пасхе.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Республика Молдова, Резинский район, село Сырково.

 

 

Общины на территории Приднестровья

 

г. Тирасполь

Приход г. Тирасполь (Приднестровье) (РПсЦ)
Приход г. Тирасполь (Приднестровье) (РПсЦ)

Старообрядцы в Тирасполе появились, как уже упоминалось, в конце XVIII в. В 1790-е гг. в Тирасполе проживали 395 старообрядцев[81]. В 1849 г. упоминается одна моленная, однако моления старообрядцев преимущественно происходят в домах. Возникавшие тайные моленные закрывались городничим и полицейскими, одна из них закрыта в 1860-е гг. неподалеку от места нынешнего храма. По мнению архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия вразумлению старообрядцев мешала близость бендерской часовни, где «раскольники торжественно отправляют свои богослужения, куда под предлогом коммерческих занятий, отправляется значительная часть раскольников тираспольских»[82]. В середине XIX в. Военно-статистическое обозрение Российской империи сообщает, что старообрядцы живут во всех городах, «где они преимущественно составляют средний торговый класс, особенно их много в Тирасполе»[83]. Тут же объясняется специфический исторический термин, использовавшийся в документах XIX в.: «Часовенники не принимают священников, посвященных архиереями; прежде они имели беглых попов, но как в настоящее время правительство строго преследует этих бродяг, то часовенники большею частью остаются без священников, и даже не исполняют никаких священных таинств. В Тираспольском уезде богатые часовенники ездят в Измаил, где находитсяя их старший поп, терпимый правительством; бедные же, не имея средств ждут целые годы секретнаго приезда какого-нибудь беглаго попа»[84]. В это время всего жителей Тирасполя обоего пола числится 6436. «Они преимущественно состоят из русских старообрядцев. Малороссияне, молдаваны, евреи и цыганы составляют самую незначительную часть населения. В общественном быту старообрядцы отличаются недоверчивостью и отчужденностью»[85].

В конце XIX в. в Тирасполе существуют две общины, обе в честь Покрова Пресвятой Богородицы, обозначаются как 1-я и 2-я.

Строительство существующего ныне храма Покрова Пресвятой Богородицы началось в 1907 г., В 1912 г. освящен иконостас, в 1914 г. состоялось освящение колокольни. Первым священником стал Первым священником стал протоирей Григорий Рудаков, вскоре стал служить о. Платон Труханов, затем о. Виктор Зюзин. В 1942 г. в Тирасполь переселяется знаменитый писатель, мыслитель и начетчик Ф.Е. Мельников и становится уставщиком при старообрядческой церкви, «где произносил проповеди по обличению безбожия»[86]. В период губернаторства Транснистрии обе старообрядческие церкви были опечатаны. Это было связано с жесткими, но безуспешными попытками правительства принудить старообрядцев принять григорианский календарь. В конце 1942 г. Ф.Е. Мельников был арестован. В 1942–1943 гг. в Тирасполе служил о. Куприан Леонов. С 1948 до 1986 гг. служил и был благочинным о. Федор Поляков, с 1986 по 2000 гг. – о. Кузьма Орлов, с 2000 по 2013 гг. – о. Иоанн Гречушкин, с 2013 г. служит о. Василий Иванов. Из этого списка священнической преемственности ясно, что в советское время храм не закрывался.

В двух общинах Тирасполя в середине ХХ в. насчитывалось 1800 человек всех возрастов: в 1-й Покровской – 1223 и 2-й Покровской – 573 человека. В настоящее время община достаточно многочисленная и активная. При храме работает воскресная школа, занятия которой проходят в просторной трапезной. Строится Духовный центр.

Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Настоятель иерей Василий Иванов.

Приднестровская Молдавская Республика, г. Тирасполь, ул. Луначарского, 29.

 

 

Город Бендеры

Приход г. Бендеры (Приднестровье) (РПсЦ)
Приход г. Бендеры (Приднестровье) (РПсЦ)

Старообрядцы поселились в Бендерах еще в конце XVIII в. В 1818 г. была построена первая каменная часовня[87]. В 1835 г. в отчетах числится «часовня в городе Бендерах деревянная – 1»[88]. В любом случае, в 1854 году в часовне была произведена «починка» без получения надлежащего разрешения от властей, в ходе которой, вероятно, появился алтарь[89]. В 1888 г. на месте старой часовни был простроен обширный каменный Покровский храм, который простоял до 1962 г.[90]. В начале ХХ в. численность старообрядцев значительно превышла 1000 человек (в 1835 г. в отчетах упоминается 700 старообрядцев[91], в 1868 официально зарегистрировано 850 человек обоего пола[92]).

В 1860-е гг. в рапортах чиновников о ситуации среди старообрядцев присутствуют доклады о расколе между жителями Бендер и уезда[93], вызванные Окружным посланием. На рубеже XIX–ХХ вв. Бендеры стали неокружническим центром. В 1897 г. здесь проходит Бендерский съезд, а в 1907 известный Бендерский собор. В 1912 г. при участии неокружнического епископа Павла Рязанского из среды бендерских неокружников выделилась особенно непримиримая группа. Практически сразу «павловцы» в Бендерах отделились от общины, перестали посещать церковь и начали молиться в доме[94]. Пожертвованный «павловцам» дом был перестроен в церковь, в которой первым священником стал о. Сергий. В 1922 г. переносной престол церкви, привезенный из России, освятил тот же епископ Павел Рязанский и Тверской во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Община была зарегистрирована. С 1942 по 1966 гг. священник малого храма – о. Порфирий Поляков. Несмотря на примирение священства, прихожане долгое время оставались разделенными и непримиримыми друг к другу.

Примирить общины старался священник большого Покровского храма о. Мина Колесников (ок. 1918–1944). В 1942–1944 гг. службы были редкими и тайными, священника скрывали, опасаясь ареста. С 1944 до 1955 гг. в большом храме служил о. Макарий Тихонов, с 1958 по 1962 – о. Нестор Соловьев. В середине ХХ в. в большом храме числилось 917 прихожан, в малом – 579. Эта цифра за 10 лет практически не изменилась. В августе 1962 г. по распоряжению властей большой храм был снесен. В настоящее время на месте храма старообрядцы установили поклонный крест.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, бывший малый храм, является действующим до сегодняшнего дня. После уничтожения большого храма бендерские старообрядцы прекратили разногласия и продолжают молиться вместе. В 1992 году храм оказался в самом эпицентре военных событий. Здание перенесло несколько ремонтов, но уже давно перестало отвечать потребностям общины. В 2009 г. на приход был рукоположен о. Андрей Костромин. Осознавая необходимость строительства нового храма, в 2011 года, силами прихожан была проведена расчистка территории – снесено старое здание амбара, колокольни, площадка была освобождена от кустарника и подготовлена к началу земляных работ, одновременно доработан проект нового храма. В настоящее время старообрядческая община г. Бендеры приглашает принять участие в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Рожества Святителя Николы Чудотворца. Стены будущего храма уже возведены.

Община многочисленная и инициативная. Более 5 лет усилиями настоятеля и членов общины проводится летний лагерь для старообрядческих детей (в с. Бычок и с. Покровка). С 2012 г. при храме действует воскресная школа. Крестный ход на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы проходит по улицам города с 2010 г.

Настоятель иерей Андрей Костромин.

Приднестровская Молдавская Республика, г. Бендеры, ул. Первомайская, д. 57.

Сайт: benderstar.ucoz.ru

 

 

Село Бычек

Приход г. Бычек (Приднестровье) (РПсЦ)
Приход г. Бычек (Приднестровье) (РПсЦ)

Село было образовано старообрядцами во второй половине XIX в. Сведений о времени строительства первого молитвенного здания пока не обнаружено, известно, что храм был разрушен в начале 1960-х гг. В середине ХХ в. приход Бычка включал 504 человека. В 1949–1950 гг. настоятелем был о. Куприан Леонов.

Активное восстановление полноценной религиозной жизни началось в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Прихожане самостоятельно занимались постройкой церкви на базе существовавшего дома. В 2005–2006 гг. настоятелем храма был о. Федор Гречушкин.

Число активных прихожан в настоящее время невелико, однако им удается организовывать заметные мероприятия и продолжать начатое строительство и благоустройство. С 2013 г. проходит крестный ход на престольный праздник Георгия Победоносца к месту памятного креста на месте бывшего монастырского кладбища. Начато восстановление бывшей сельской школы для организации стационарного детского старообрядческого лагеря. Идут работы над проектом колокольни.

Храм св. Георгия Победоносца.

Окормляет иерей Андрей Костромин.

 

 

 

Община Древлеправославной поморской церкви

 

г. Единцы

Приход г. Единцы (ДПЦ)
Приход г. Единцы (ДПЦ)

Старообрядцы-беспоповцы федосеевского согласия из Восточной Пруссии и Латгалии поселились в Единцах в первой половине XIX в. В середине XIX в. численность старообрядцев составила около 100 человек[95], к концу XIX в. община выросла вдвое, а вместе с соседним селением Слободкой число старообрядцев приближалось к 400. Единецкая община имела моленную приблизительно с 1880-х гг., школу, в которой обучали чтению. Наставники были и свои, и приезжие. К началу ХХ в. единецкие старооверы стали принимать брачный чин и переходить в поморское согласие[96]. В первой половине ХХ в. старообрядцы занимались земледелием (рожь) и бахчеводством (тыквы, огурцы), а также были успешными мастерами-строителями.

В начале ХХ в. до 1922 г. общину возглавлял наставник Мирон Кондратьевич Вишняков, следом до конца 1920-х гг. Сергий Евдокимов, затем Нестор Миронович Вишняков, возглавлявший общину около 40 лет. В 1942 г. церковь сгорела, на ее месте в 1959 г. поставили поклонный крест, который стоит по сей день. Долгое время приходилось молиться по домам, попытка оборудовать моленную в 1960 г. закончилась разрушительным вмешательством властей. После о. Нестора Вишнякова общину возглавлял наставник Максим Сергеевич Евдокимов, а помощником наставника был Кир Миронович Вишняков. В начале 1970-х гг. на территории старообрядческого кладбища решено было построить новую моленную. Разрешение властей после многих трудов было получено на строительство «сторожки» для отпевания покойников. Здание значительно превысило размер предполагаемой сторожки, и едва не было снесено, но староверы вовремя добились разрешения в Москве. Новый храм освятили в 1974 г. в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. С 1974 до 2006 г. общиной руководил Кир Миронович Вишняков. Кир Миронович вновь организовал действующую по сей день школу чтения и пения. В ней воспитывался нынешний наставник Василий Иванович Фоков.

Среди современных поморских общин единецкая выделяется суточным кругом богослужения воскресных и праздничных дней: с вечера субботы до вечера воскресенья 4 службы с расходом, включая ночную[97]. В остальном в общине сохраняются основные крестильные, брачные, поминальные правила; некоторые из них имеют свои особенности: например, чтение «неугасимой Псалтири» по усопшему («стойка»). А также характерные элементы бытовой культуры, такие как особенности местной кухни и посудных обычаев (накануне поста перемывается вся посуда, чтобы частички жира не попали на постный стол). Численность общины староверов города Единцы составляет около 1000 человек.

Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Наставник Василий Иванович Фоков.

Республика Молдова, г. Единцы, ул. Старообрядческая.

 


[1] Пригарин А.А. Юго-западное направление поисков благочестия // Электронный ресурс: Клинцовский портал. URL: http://klintsy-portal.ru/index.php?id_catalog=1254

[2] Скальковский А.А. Опыт статистического описания Новороссийского края. Одесса, 1850. Ч. 1. С. 212-215; Табак И.В. Русское население Молдавии. Численность, расселение, межэтнические связи. Кишинев, 1990. С. 19.

[3] Зеленчук В.С. Расселение и численность русского населения в Бессарабии XVIII–XIX вв. Проблемы географии Молдавии. Кишинев, 1969. Вып. 4. С. 118.

[4] См. подробнее: Кодан С.В., Февралев С.А. Формирование и развитие местного права в Бессарабии в составе Российской империи (1812-1917 гг.) // Электронный ресурс: Электронные журналы издательства Notabene. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_502.html#11

[5] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 321.

[6] См. подробнее: Абакумова-Забунова Н.В. Духовные центры старообрядчества в Бессарабии: Серковский мужской монастырь (ХVIII–ХIХ вв.) // Русские старообрядцы. Духовные и культурные традиции. Chişinău, 2011. С.26.

[7] См. подробнее: Высочайше утвержденные «Правила, подлежащие соблюдению при рассмотрении уголовных и гражданских дел, возникших при румынском правительстве в присоединенной к России по Берлинскому трактату части Бессарабии». 24 января 1879 г. // ПСЗРИ-2. Т. 54. Ч. 1. № 59254; Кодан С.В., Февралев С.А. Формирование и развитие местного права в Бессарабии в составе Российской империи (1812-1917 гг.) // Электронный ресурс: Электронные журналы издательства Notabene. URL: http://e-notabene.ru/hr/article_502.html#11.

[8] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 322.

[9] Митрополит Иннокентий (Усов) // Электронный ресурс: Рувера. URL: http://ruvera.ru/people/innokentiiy_mitropolit_belokrinickiiy

[10] Таки В., Кушко А. Управление многообразием на имперской окраине // Кушко А., Таки В., Гром О.  Бессарабия в составе Российской империи (1812–1917). М., 2012. С. 215–217.

[11] Зеленчук В.С. Расселение и численность русского населения в Бессарабии XVIII–XIX вв. Проблемы географии Молдавии. Кишинев, 1969. Вып. 4. С. 125.

[12] По рассказам П.Е. Сосовой, 1931 г.р. Запись 2018 г. (Материалы Археографической лаборатории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)

[13] См., например: НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.2041. 225 л. Сведения о числе старообрядцев и раскольников по Бессарабской области. 5 ноября 1834 г. – 23 января 1837 г.; Ф.2. Оп.1. Д.8021. 72 л. О раскольниках, проживающих в Бессарабской губернии. 3 октября 1868 г. – 25 марта 1869 г.

[14] Материалы, касающиеся как общих тем, связанных со старообрядчеством или «расколом», так и местного старообрядчества регулярно публиковались в Кишиневских епархиальных ведомостях с 1869 по 1915 гг. См., например: Милкин Г. Разговор священника Кишиневской единоверческой церкви со старообрядцами австрийской секты // Кишиневские епархиальные ведомости. 1875, № 15. С. 576-584; Маргаритов С. Собеседование с старообрядцами в Кишиневской духовной семинарии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1897. № 4. С. 59-63; № 55. С. 94-97; № 6. С. 120-122; № 7, С. 164-166; № 8, С. 204-210.

[15] См., например: Абакумова-Забунова Н.В. Старообрядческие монастыри и скиты в Бессарабии // Revista de etnologie şi culturologie. Vol. IX-X. С.75-80; Абакумова-Забунова Н.В. Политика правительства и взаимоотношения бессарабских некрасовцев с местной гражданской и епархиальной властью в 20-40-е гг.

ХIХ в. // Липоване. Вып. 7. Одесса-Измаил, 2010. С.23-31; Болученкова А.А., Латышев Д.И. Вера и жизнь: очерки старообрядчества Молдовы. Кишинев, 2011; Пригарин А.А. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной общности в конце XVIII – первой половине XIX вв. Одесса-Измаил-Москва: Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова; «СМИЛ»-«Археодоксия», 2010.

[16] Пагкратий Дементьев, иерей. Старообрядческая Бессарабия 1940-х гг. / публ. Н.В. Литвиной // Современное старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство: сборник научных статей и документов. М., 2016. С.111.

[17] Митрополит Тихон (Качалкин) (1878–1968) был избран митрополитом Белокриницким на Освященном Соборе в Румынии 12 апреля 1942 г. За твердое стояние в вере, неукоснительное соблюдение канонов и враждебное отношение к навязыванию липованам григорианского календаря в 1943 г. был арестован и несколько месяцев провел в лагере.

[18] Воззвание митрополита Белокриницкого Тихона / публ. Н.В. Литвиной // Современное старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство: сборник научных статей и документов. М, 2016. С.118.

[19] Архиепископ Иосиф (Моржков) // Электронный ресурс: Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/578523.html

[20] Реорганизован в 1965 г. в Совет по делам религий при Совете министров СССР, прекратил свою деятельность в 1991 г.

[21] Преосвященный Тимон (Домашов) // Электронный ресурс: Рувера. URL: http://ruvera.ru/articles/preosvyashennyiy_timon_episkop_kishinevskiiy_i_vseya_moldavii

[22] Зосима (Еремеев), архиепископ Донской и Кавказский // Электронный ресурс: Рувера. URL: http://ruvera.ru/people/zosima_eremeev

[23] Евмений (Михеев), епископ Кишиневский и всея Молдавии // Электронный ресурс: Рувера. URL: http://ruvera.ru/people/evmeniy_miheev

[24] Абакумова-Забунова Н.В. История Кишиневского прихода // Современное старообрядчество Молдавии: енижность, традиции, хозяйство. М., 2016. С.9-10.

[25] Абакумова-Забунова Н.В. История Кишиневского прихода… С.12-13.

[26] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.8021. Л.7. Рапорт Кишиневского полицмейстера Бессарабскому губернатору. 8 декабря 1868 года.

[27] Чистяков Г.С. Хронология неокружнического раздора и его уврачевания // Электронный ресурс: Рувера. URL: http://ruvera.ru/articles/hronologiya_neokrujnicheskogo_razdora

[28] Абакумова-Забунова Н.В. История Кишиневского прихода… С.22.

[29] Абакумова-Забунова Н.В. История Кишиневского прихода… С.7-33.

[30] НАРМ. Об отобранных раскольнических вещах, книгах и иконах из раскольнической часовни из домов раскольников в селе Куничьем Сорокскаго уезда. Ф.208. Оп.3. Д.831. Л.54-54 об.

[31] Абакумова-Забунова Н.В. Кунича: к вопросу о возникновении старообрядческого поселка // Липоване: история и культура русских старообрядцев. Вып. Х. Одесса-Измаиль, 2013. С.56.

[32] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.1073. Л.19 об. Рапорт Ясского земского исправничества. 9 июня 1826 г.

[33] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.2041. Л.8. Ведомость о старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект Ясского уезда за 1834 год.

[34] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.5707. Л.32 об.

[35] Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность в северной части Бессарабии в 1903 г. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1904. № 4. С.1-2.

[36] Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М., 2007. С.73.

[37] Маргаритов С. Старообрядцы северной части Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1893. № 3. С.65.

[38] НАРМ. Ф.3305. Оп.1. Д.67. Л.6 об – 7 об. Краткая история возникновения старообрядцев и церкви села Кунича. 1953 г.

[39] Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М., 2007. С.90-93.

[40] Там же.

[41] Архив Кишиневской епархии РПСЦ (Мазаракиевский архив) – далее МА. Кунича. Монастырь. Ф.2. Оп. 20. Д.10. Л.22.

[42] НАРМ. Регистрационное дело на общество старообрядцев женского монастыря села Куничи Флорештского района. Ф. 3046. Оп.1. Д.353. Л.34.

[43] НАРМ. Ф.208. Оп.2. Д.3285. Л.1.

[44] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.8021. Л.32.

[45] Абакумова Н.В., Латышев Д.И. Старообрядческая Покровка. Кишинев, 2014. С.25-33.

[46] Пархомович И.М. Краткий исторический очерк противораскольнической миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1910 года // Кишиневские епархиальные ведомости. Кишинев, 1910. № 37-38. С. 1533.

[47] Абакумова Н.В., Латышев Д.И. Старообрядческая Покровка… С.40.

[48] Расков Д.Е. «Экономическое чудо» с. Покровка: к вопросу об адаптации к рынку старообрядцев Бессарабии // Судьба старообрядчества в ХХ – начале XXI вв.: история и современность. Вып. 2. Киев, 2009. С.113.

[49] Абакумова Н.В., Латышев Д.И. Старообрядческая Покровка… С.85.

[50] НАРМ. Ф.3305. Оп.1. Д.67. Л.4-4 об. Исторические заметки происхождения Успенской старообрядческой церкви в селе Старая Добруджа. 1953 г.

[51] Хиротония в Кишиневе // Электронный ресурс: Митрополия РПСЦ. URL: http://rpsc.ru/news/regional/hirotoniya_kishinev_2017/

[52] К столетию старообрядческого села Старая Добруджа // Элекстронный ресурс: Митрополия РПСЦ. URL: http://rpsc.ru/news/regional/s_dobrudzha_100/

[53] Соломин И.И. Современное экономическое положение Добруджи // Современное старообрядчество Молдавии: книжность, традиции, хозяйство: сборник научных статей и документов. М., 2016. С.170-171.

[54] НАРМ. Ф.3305. Оп.1. Д.67. Л.8. О возникновении старообрядцев села Егоровки. 1953 г.

[55] Суржакова Т., Купцов А. Первый священник села Егоровка: страницы жизни // Электронный ресурс: Самстар. URL: http://samstar.ucoz.ru/news/2009-05-26-2144

[56] Суржакова Т., Купцов А. Отец Лазарь Семенов, настоятель храма в Егоровке (Молдавия): страницы жизни // Электронный ресурс: Самстар. URL: http://samstar.ucoz.ru/news/2009-07-02-2257

[57] Освящение храма в Егоровке // Электронный ресурс: Митрополия РПСЦ. URL: http://rpsc.ru/news/mitropoliya/osvyashchenie-hrama-v-egorovke/

[58] НАРМ.

[59] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.1073. Л.12. Ведомость о старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект по городу Бельцам за 1825 год.

[60] Абакумова-Забунова Н.В. Русское население городов Бессарабии XIX в. Кишинев, 2006. С.94.

[61] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.2041. Л.96. Сведения о числе старообрядцев и раскольников по Бессарабской области. 1834-1837 гг.

[62] НАРМ. Ф.3305. Оп.1. Д.67. Л.2. Биография старообрядческого прихода и церкви Покрова Пресвятой Богородицы города Бельц. 1953 г.

[63] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.5707. Л.38.

[64] НАРМ. Ф. Л.18. Старообрядческая церковь г. Бельцы. Удостоверение. 1 декабря 1945 г.

[65] НАРМ. Ф.3305. Оп.1. Д.67. Л.2 об.

[66] НАРМ. Ф. Л.28. Заявление общины уполномоченному по делам религиозных культов. 1947 г.

[67] МА. Ф. 2 (Кишиневская епархия). Оп. 17. г. Бельцы. Покровская община. Д. 1. С. 233. Письмо И.И. Венедиктова от 10.01.1960.

[68] НАРМ. Ф.3305. Оп.2. Д.50. Л.1-149.

[69] Николаев Д., Донцов П. Мир старообрядчества Молдовы. Кишинев, 2015. С.105.

[70] Болученкова А., Латышев Д. Вера и жизнь. Кишинев, 2011. С. 129.

[71] Флоряк Л. И мы русского духа наследники // URL: https://ric.krorm.ru/files/rus-mir-6.pdf

[72] Абакумова-Забунова Н.В. Русское население городов Бессарабии XIX в. Кишинев, 2006. С.98.

[73] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.8021. Л.34-35. Рапорт Оргеевского уездного исправника Бессарабскому губернатору. 1868 г.

[74] Со слов ин. Софьи (Синельниковой). Запись 2018 г.

[75] Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М., 2007. С.25.

[76] Там же.

[77] К столетию старообрядческого села Старая Добруджа // Элекстронный ресурс: Митрополия РПСЦ. URL: http://rpsc.ru/news/regional/s_dobrudzha_100/

[78] НАРМ. Ф. 2. Оп.1. Д.1073. Л.56; Ф.2. Оп.1. Д.2041. Л.31.

[79] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.8021. Л.36. Ведомость о числе раскольников проживающих в Оргеевском уезде. 31 декабря 1868 года.

[80] НАРМ. Ф.208. Оп.3. Д.99. Л.1-14. 1843-1845 гг.

[81] Стасюк А. Старообрядцы на Днестре. XVIII в. // Мир старообрядчества Молдовы. Кишинев, 2015. С. 23.

[82] Цит. по: Двуперстием путь осеня… Часть 4 // Электронный ресурс: На Днестре. URL: http://www.nadnestre.ru/i-gorod-v-obliche-inom-zasverkal/dvuperstiem-put-osenya-chast-4.html

[83] Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.XI. Ч. 1. Херсонская губерния. 1853. С.173.

[84] Там же. С. 174.

[85] Там же. С. 219.

[86] Пригарин А. «Эта группа мыслителей и радетелей отстаивала принципы жесткого сохранения веры» // Электронный ресурс: Рувера. URL: http://ruvera.ru/articles/gruppa_mysliteleiy_otstaivala_principy

[87] НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2170. Рапорт благочинного Бендерского цинтута А. Садлевича.

[88] НАРМ. Ф2. Оп.1. Д.2041. Л.55.

[89] Костромин Андрей, иерей, Костромина К.Н. Воспоминания об утраченной святыне (из истории разрушенного бендерского храма) // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. М., 2018. С. 361.

[90] Там же.

[91] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.2041. Л.88.

[92] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.8021. Л.14 об.

[93] НАРМ. Ф.2. Оп.1. Д.8021. Л.15.

[94] Костромин Андрей, иерей, Костромина К.Н. Воспоминания об утраченной святыне (из истории разрушенного бендерского храма) // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе. М., 2018. С. 364.

[95] Абакумова-Забунова Н.В. Поморская община старообрядцев г. Единцы (Молдова) // Международные Заволокинские чтения. Сборник 4. Рига, 2016. С.450.

[96] Там же. С. 424.

[97] Там же. С. 431.

Похожие материалы

0

Корзина