«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
Close

М.Б. Пашинин. Старообрядчество и сохранение культурно исторической идентичности российского общества

Сюжет "Новая жизнь Пустозерска"

М.Б. Пашинин. Старообрядчество и сохранение культурно исторической идентичности российского общества

Староверие является неотъемлемой частью российского общества. До революции по разным оценкам староверы составляли от 20 до 30% населения. После Раскола Русской Церкви в 17 веке эта часть общества была как бы вычеркнута из общественной жизни страны. Староверы не имели права занимать общественные должности, находится на государевой службе, получать образование и т.д. Тем не менее, живя своей внутренней общинной жизнью, староверы старались сохранить те православные традиции, которые утвердились на Руси со времен князя Владимира. Если официальная идеология была сформулирована как «Православие, самодержавие, народность», то старообрядческое мировоззрение можно было сформулировать как «Православие, семья, община».

Ответом на реформы патр. Никона и последующие гонения староверы противопоставили строгое соблюдение православных традиций и неприятие тех новшеств, которые несли церковные реформы. Это было не просто изменение литургических тестов, это была волна секуляризации, обмирщения,идущая с Запада под влиянием католицизма и протестантизма. В середине 17 в. Киево-Могилянская духовная академия стала кузницей иезуитских кадров, которые после Раскола Русской церкви оказались на Руси и вскоре выходцы с Малороссии заменили основную часть епископата. Не приняв реформы, а также епископат и священство, которые их осуществляли, староверы выступили, таким образом, за сохранение своей духовной церковно-исторической самоидентификации.

Вычеркнутые из общественной жизни, староверы отнюдь не стали врагами государства. Они ушли в свою общинную жизнь, главным смыслом которой было сохранение истинной православной веры. Семья явилась основой общинной жизни, поэтому именно сохранение патриархальной семейной жизни стало главным условием сохранения веры. Воспитание в староверской семье базировалось на строгом соблюдении обрядов и традиций Святой Руси. Это обязательная ежедневная молитва, соблюдение поста, почитание родителей, осуждались праздная жизнь, безделье, пьянство и греховная жизнь. Несмотря на репрессии со стороны господствующей церкви, осуществляемые через государственный аппарат, староверы никогда не были в оппозиции к государству как институту. Понимая идею «Третьего Рима» в эсхатологическом плане последователи Старой веры толковали историю России в контексте последнего времени перед Вторым пришествием, воспринимали гонения как проявления духа Антихриста. Свою же миссию видели в том, чтобы истинную веру сохранить в России. Ибо Москва не только Третий Рим, как гласит известная формула старца Филофея, но «Четвертому не бывати», то есть истинное православие по пророчеству Филофея сохранится только в России.

Таким образом, основываясь на традициях вселенского православия, старообрядчество выступало за сохранение собственной исторической самоидентификации. За сохранение традиций восточной ветви христианства принятой при Крещении Руси. Само по себе старообрядчество не ставило задачи сохранения русскости как таковой. Известны примеры принятия староверия представителей народов коми, пермяков, карелов и др. Но сохранение традиций, правил, обычаев и обрядов Святой Руси, приводили и к сохранению своей самоидентификации как русского народа.

Староверам всегда было свойственно почитание предков. Несколько раз в году служатся родительские недели, в каждой семье хранятся поминальные книжки, где поминают усопших порой до десятого колена. Так сохраняется родовая память.

Несмотря на столетние гонения староверы всегда были патриотами своей родины. В середине 19 века Герцен и другие революционеры пытались использовать староверов против государственной власти, но попытки были тщетны и не имели успеха. Староверам были непонятны «игры» бар-атеистов. Как в Первую Отечественную, так и Вторую Отечественую войну староверы защищали свою родину от врагов не щадя живота своего. Никогда не уклонялись от службы в армии, следуя православной традиции.

Накануне революции старообрядческий капитал был одним из самых активно развивающихся в России. И это не был спекулятивный капитал. Староверы создавали реальную стоимость – это ткацкие мануфактуры, кирпичные заводы, производство зерна и т.д. Если бы не последующие трагические события в истории России, то староверский капитал мог стать главным экономическим двигателем России. К сожалению, последующее искоренение как класса купцов и предпринимателей, зажиточных крестьян нанесло тяжелый удар по староверию в целом. Продолжающийся и ныне процесс умирания деревни наносит большой вред староверию, ибо именно в деревне сохраняется лучше всего традиционный православный уклад жизни. Но тем не менее и в городах старообрядчество выживает благодаря своим сильным корням, тому примеры московские Рогожские и Преображенские общины поповцев и беспоповцев.

М.Б. Пашинин,
председатель «Культурно-Паломнического центра имени протопопа Аввакума»

0

Корзина