(заметки паломника)
Традиция паломничества уходит в глубь веков и началась она уже вскоре после принятия христианства на Руси. Считалось почётным делом всей жизни поехать на Святую землю, в град Иеросалим, или побывать на святой горе Афон. А дело это было непростое и опасное в те времена. Некоторые так и не смогли вернуться домой.
После раскола Русской Церкви для ревнителей древлего благочестия центром паломничества стали места, связанные со страданиями и гибелью за Старую веру. Это – монастыри, скиты, разрушенные храмы. В первую очередь – Соловецкий монастырь, Выговская пустынь и, конечно, Пустозерск.
Созданный всего полтора года назад Культурно-паломнический центр под руководством попечителя В. В. Фота выполнил свою главную задачу – в марте-апреле 2012 года к 330-летию гибели огнеопального протопопа Аввакума и его соузников, были построены большая и малая часовни (трапезная) в Пустозерске. 27 апреля, в день памяти пустозерских мучеников, было совершено освящение часовни. Были построены стены и покров здания, но нужно было, чтобы в них вселилась «душа», то есть молящиеся-паломники. Ещё в мае месяце 2012 г., на 4-м Соборе ДПЦ в Санкт-Петербурге, была одобрена деятельность КПЦ им. Аввакума по строительству часовни и организации паломничества. Само понятие Русский Север – это не столько направление, сколько расстояние и, зачастую, отсутствие дорог. Поэтому для многих иногда сама идея поездки в Пустозерск кажется невыполнимой. КПЦ совместно с руководством Российского Совета решили разрушить это сложившееся мнение и провести в конце августа крестный ход от поморского храма в Нарьян-Маре до часовни в Пустозерске. Но, кроме этого, нам хотелось связать между собой два региона, имеющих историческую общность: Нарьян-Мар и Усть-Цильму. Как писалось об этом уже не раз, в усть-цилемском районе, на реке Пижме с начала XVIII века был основан Великопоженский скит, который вёл своё преемство от Выговской пустыни и Соловецкого монастыря и имел большое значение для всего Печорского региона. В 1743 г. там во время гонений погибло около 90 иноков. Теперь это место поклонения всего поморского староверия.
В течение подготовки крестного хода в Заполярье первоначальный план добираться в Нарьян-Мар на самолёте отошёл на второй план. Летом цены на авиабилеты взлетели вверх, и даже обеспеченным людям было не по средствам совершить поездку.
Благодаря энергичной деятельности Валентина Вальтеровича Фота не только как председателя правления КПЦ, но и как руководителя крупной транспортной компании «Пижма», была достигнута договорённость с речным судном типа «Заря» в Усинске доставить часть паломников из Усть-Цильмы в Нарьян-Мар. В связи с этим стало возможным посещение сразу двух регионов: Устьцилемско-Пижемского и Пустозерска.
В этом нас поддержал настоятель Невской Поморской общины и председатель Российского Совета ДПЦ о. Олег Розанов. Задолго до крестного хода, через Сыктывкар Олег Иванович вместе с председателем Невской общины А. К. Онащенко и группой причётников прибыли 16 августа в Усть-Цильму. В это время наставник местной общины о. Алексий Носов готовился не только к празднику Преображения Господня, но и к освящению нового большого устьцилемского храма.
Недавно построенная из кирпича, с высокой колокольней, церковь стала украшением древнего староверческого села и ждала гостей. Храм расположен на живописном месте прямо на берегу широко раскинувшейся реки Печоры. Напротив, на другом берегу, в Печору впадают сразу две реки Пижма и Цильма, на них расположены деревни, заселённые староверами. Несмотря на то, что Олег Иванович предупредил о том, что приезд имеет неофициальный характер, усть-цилемы попросили о встрече с гостями с далёкой Невы, которая и состоялась в форме вопросов и ответов 17 августа в помещении Центральной библиотеки и, судя по отзывам участников, она была весьма плодотворной.
На праздник Преображения Господня о. Олег при соучастии о. Василия Нечаева из Москвы, о. Владимира Зеленцова (Сыктывкар) и настоятеля храма о. Алексия провёл богослужение. Особенно много прихожан было утром. Храм был заполнен полностью, и притвор тоже. Клирос поддерживали причетники Невской общины. Усть-цилёмки украшали праздник своими исконными, идущими от времён Великого Новгорода нарядами. По окончанию службы вокруг храма прошёл крестный ход, старинное распятие нёс один из главных жертвователей храма Валентин Вальтерович. Хотя, как это часто бывает летом на Севере было прохладно, на улице моросил дождь, настроение у всех было радостное и приподнятое. Хлебосольный хозяин о. Алексий пригласил всех на праздничный обед, где гости вкушали настоящую северную семгу, зельдь и другие печорские деликатесы, разрешённые в этот день уставом. На следующее утро Валентин Вальтерович пригласил посетить свою «малую родину»: ряд деревень вверх по реке Пижме: Замежная, Степановское, Скитское. Это около 100 километров от Усть-Цильмы. Чтобы туда добраться, нужно не только пересечь Печору на большом пароме, но и несколько раз на малом пароме перебраться через Пижму. Но это стоит того, места здесь замечательно красивые.
В селе Замежном (самом населённом на Пижме) есть моленная, где регулярно собираются старицы на молитву. Гостей уже ждали, но на первый раз просто для знакомства. Встреча прошла в духовной беседе с отцом Олегом Розановым. Старицы рассказали о своей жизни, о своих нуждах, узнали и много нового от Олега Ивановича о жизни Поморской церкви. Интересным было и посещение местного краеведческого музея, расположенного в помещении старой моленной. Вскоре мы добрались до села Скитское, где на месте Великопоженского скита ныне построена часовня. Внутри неё стоит деревянный крест и гробница. В память о погибших иноках на деревянных досках, развешанных на стенах моленной, вырезаны их имена. Нас встретила дочь последнего наставника села Скитского Агафья Сидоровна Бобрецова. Отец Исидор Нилович Антонов преставился в 1983 году.
Мы пропели литию за усопших, затем она проводила нас к кладбищу неподалёку, где стоят вековые распятия (XVIII в.) на могиле павших за древлее благочестие. Здесь мы вновь поклонились преждебывшим отцам, сделали фотографию на память.
На следующее утро, 21 августа, состоялось совместное богослужение с гостями в селе Замежном. Молились небесным покровителям Русского Севера, преподобным Зосиме и Савватию.
Утром 23 августа дальние гости стали прибывать в Усть-Цильму из Москвы, Саратова, Нижнего Новгорода, Курска, Риги и других городов. Они на разных поездах приезжали на станцию Ираель, а потом на автобусе добирались до Усть-Цильмы. Особенно трудным путь был у латвийских староверов. Самая представительная делегация из 10 человек под руководством председателя Центрального Совета ДПЦ Латвии о. Алексия Жилко и председателя Совета Рижской Гребенщиковской общины А.А. Лотко проехала более 2600 километров только в один конец до Усть-Цильмы. Тяжёлые дороги и такой же нелёгкий характер водителя автобуса чуть не сорвали своевременный приезд латвийских староверов. Но, с Божей помощью, в г. Ухте они пересели на местный поезд, и на станции Ираель их забрал другой автобус. Паломниками на нашем корабле стали и гости из дальних стран, это Марио Дамолин, тележурналист из Германии, Дарья Мальцева, известный реставратор икон, искусствовед, ныне работающая в Италии. Присоединился к нам и редактор газеты «Старообрядец» Сергей Рудаков из Нижнего Новгорода. Конечно же паломниками были и сами усть-цилёмы, старейшему из которых, Григорию Титовичу Носову, исполнилось 85 лет. С нами ехали известные в этих краях люди. Неутомимая руководительница общества «Русь Печорская» Татьяна Дмитриевна Вокуева, известная историк-этнограф Татьяна Ивановна Дронова, Ирина Чупрова, замечательный голос Усть-Цильмы, украшающий ежегодный праздник «Красной Горки», руководитель строительства часовен Михаил Филиппович Аншуков. Именно благодаря его таланту и были построены в древнерусском северном стиле, по старым традициям, из лиственницы и сосны, замечательные здания в Пустозерске. Эта поездка была подарком от Валентина Вальтеровича на 60-тилетие своему старому другу и соратнику.
По предложению о. Алексия Носова перед дальней дорогой отслужили молебен святителю Николе «скорому помощнику, теплому заступнику и молебнику о душах наших». После краткой трапезы нас пригласили на корабль. Он причалил всего в нескольких сотнях метров от моленной у берега Печоры.
Подойдя ближе, мы с удивлением прочитали на борту речного судна надпись: «Никола Горный». «Горний, – поправил Олег Иванович, – значит небесный. Небесный покровитель». Отчалив от гостеприимной Усть-Цильмы в 11 утра, корабль пришёл в Нарьян-Мар в восьмом часу вечера. По сравнению с рыбацкими катерами, которые иногда курсируют по этому маршруту, это было очень комфортное и спокойное путешествие. На катерах же при самой малой волне появляется ощущение, что едешь по стиральной доске. Низкий поклон компании «Пижма», и лично её президенту Валентине Матвеевне за столь удобный корабль.
На берегу Нарьян-Мара нас ждал о. Пётр Ляпунов. Никогда не принимал он столько гостей. Ценой огромных усилий ему удалось завершить строительство и отделку гостевого дома «Печорская обитель» к нашему приезду. Дом рассчитан на приём до сорока гостей. Но отцу Петру удалось разместить при храме и в церковном музее гораздо больше паломников, никто не остался без крова.
На следующее утро, 24 августа, духовные отцы пригласили нас перед началом Крестного хода отслужить молебен Кресту Господню. Он завершился к 9 утра, и мы приготовились к самому главному событию, которого ждал Пустозерск долгих 330 лет.
Вокруг храма в то утро собралось много народу, хотя был рабочий день. Не только паломники и прихожане, но и пресса и телевидение, присутствовали сотрудники администрации, работники культуры, представители МВД и МЧС, всех не перечислишь. Сотрудники ГИБДД уже дежурили на перекрёстках, готовые перекрыть движение по заранее согласованному маршруту.
Перед тем как отправиться в путь, о.Олег обратился к собравшимся с кратким духовным наставлением и просьбой соблюдать благолепие, молитвенное настроение и воздерживаться от праздных разговоров и мыслей в дороге.
Крестный ход возглавили о. Олег Розанов, о. Пётр Ляпунов и о. Алексий Жилко. С тремя зажженными кадилами торжественно вышли они из северного выхода храма, покадили иконы и пошли посолонь в сторону центра города, сопровождаемые хором певчих и паломников. Шли через центр города, мимо краеведческого музея, администрации, по главным улицам Нарьян-Мара. Удивлённые прохожие останавливались, кланялись, молились. На их лицах состояние удивления сменялось уважением и трепетом.
Может быть случайно, одна из остановок для каждения икон была у могилы солдатам, павшим в последней войне за Родину. Там были написаны слова: «Никто не забыт, ничто не забыто», для нас они имели особое значение. Не спеша, под защитой ГИБДД, с громогласным пением сводного хора мы подошли к району порта, где нас уже ждал «Никола Горный».
Торжественно погрузив иконы и всё необходимое, мы стали переправляться на нашем корабле в село Тельвиско, что на другом берегу Печоры в 5 километрах от Нарьян-Мара.
Нас было уже гораздо больше, чем по дороге из Усть-Цильмы. Корабль успел дважды сходить туда и обратно. Погода нам благоволила, несмотря на прогноз в 5-6 градусов тепла с дождём, было солнечно и плюс 18 (!), теплее, чем в тот день было в средней полосе России. Наконец-то мы все собрались на берегу Тельвиско, и во главе с отцом Петром Ляпуновым начался большой крестный ход в Пустозерск. Казалось, Петру Ивановичу не 75, а всего лишь семнадцать, он летел как на крыльях с кадилом впереди. Паломники едва за ним поспевали. Но постепенно шаг выровнялся, ведь до деревни Устье предстояло идти ещё 17 километров по песчаной рыхлой почве.
Хор возглавил наставник Сувалкской Поморской общины из Польши о. Никола Логинович Васильев, по происхождению потомственный головщик из Рижской Гребенщиковской общины. Его высокий сильный голос объединял и направлял все остальные голоса. Надёжным помощником ему был молодой, но зело грамотный головщик Алексей Деликатный из Риги. Поддерживали певцов и отцы Олег Иванович, Алексей Николаевич, Фёдор Павлович, как, впрочем, и другие паломники. Каждые несколько километров делали привал, давая отдых и певцам и собственным ногам.
Во время крестного хода по очереди паломники несли распятие в киоте – подарок рижских староверов Пустозерскому храму. Старинные образа, писанные на дереве, решили не брать – в любой момент мог пойти дождь, понесли их уже в самом Пустозерске. Низкий поклон певцам из Латвии, благодаря им пение, с небольшими перерывами, не прекращалось в течение всего крестного хода. Пели величания праздникам Преображения, Успения, Кресту Господню, Богородице, святителю Николе,русским святым, избранные псалмы, ирмосы и другие молитвы. Хотелось бы отметить, что латвийских староверов связывает с Пустозерском определённая историческая преемственность. Когда-то, более полувека назад, известный историк и исследователь староверия рижанин И.Н.Заволоко открыл миру список «Жития протопопа Аввакума» (ныне хранится в Пушкинском доме Санкт-Петербурга), затем двадцать с лишним лет назад группа представителей Гребенщиковской старообрядческой общины (о. Фёдор Бехчанов, Евгений Григорьев, Максим Пашинин) установили памятный крест на месте упокоения мучеников. И ныне делегация гостей из Латвии (в общей сложности 14 человек) самая представительная, после усть-цилёмов, в Пустозерске.
Во время привалов паломники успевали оглянуться вокруг и убедиться, что тундра – это отнюдь не безжизненная пустыня. Вокруг простиралась пусть не высокая, но разнообразная растительность. Это и северная берёза, и что-то вроде северной ивы, кусты можжевельника, изредка невысокие ели. Много разных ягод: голубика, черника, неожиданно кусты смородины, и некоторые ягоды, название которых просто не знали. Всех поразило количество грибов, они были кругом, начиная с обочины дороги, иногда, казалось, их можно косить косой. Пейзаж всё время менялся, то это был почти густой подлесок, то вдруг появлялись песчаные барханы или дюны, как будто недалеко находилось море. Иногда протоки и озерца подходили так близко к дороге, что казалось, дальше не пройти. Поскольку стало тепло, появились комары и мошкара (гнус), жалящие весьма больно, для некоторых это было великим испытанием.
Небольшая группа паломников на машине-вахтовке уехала вперёд в деревню Устье разбивать лагерь и готовить пищу. С нами была полевая кухня, которую нам любезно выделила местная воинская часть. Предстояло установить большую военную палатку, которая может вместить до 40 человек, чтобы переночевать в д. Устье. Это была непростая задача, учитывая, что вес палатки превышал 250 килограммов, но, поскольку, процесс возглавил сам Валентин Вальтерович, и помогал ему тоже устьцилёма Антон Мельников, обладатель Кубка России по автогонкам, дело спорилось.
Несмотря на отсутствие опыта, жилищные условия для паломников вскоре были созданы. Глава Усть-Цилёмского района Алексей Викторович Поздеев, вместе с супругой Ириной возглавил кашеварное дело, с помощницами Ларисой и Полей. Работа кипела, и полевая кухня тоже. Несколько помощниц чистили картошку. Изначально задуманный гороховый суп постепенно превратился в пшённую кашу с картошкой и горохом из-за отсутствия опыта. Боялись, что всем не хватит, но оказалось, хватило даже на два раза. Алексей Викторович торжественно, на ходу сделанным из доски орудием и помешивал суп-кашу, не доверяя это ответственное дело никому. Отец Фёдор Бехчанов внимательно следил за процессом готовки, не давая поварихам добавить постного масла. «Всё должно быть по уставу» – приговаривал он – «Сегодня пятница, масла несть». Когда еда была готова, в большой военной фляге отправили кашу паломникам. К тому времени уже была пройдена большая часть пути. Некоторые потом говорили, что ничего вкуснее в пост в жизни не ели. Было около семи вечера, когда крестный ход приблизился к деревне Устье. Чувствовалась усталость, но духовный подъём был сильнее.
Валентин Вальтерович, как опытный руководитель, принял решение: «женскую половину» крестного хода необходимо переправлять в Пустозерск в этот же вечер. Во-первых, ночью в палатке холодно, а в Пустозерске в трапезной стараниями сотрудника музея «Пустозерье» Андрея Николаева протоплена печь. Во-вторых, утром переправа через озеро Городецкий Шар очень большого количества людей займёт слишком много времени. Спать на деревянном полу гораздо теплее, чем в палатке в поле. Уже когда темнело к вечеру женщин на катерах перевезли в Пустозерск. «Мужской лагерь» обживался как мог в палатке, мест хватило всем. Пожилых наставников разместили в частном гостевом доме в деревне. После ужина стали готовиться ко сну.
Утром в шесть утра 25 августа уже все встали. Прочитали утренние молитвы на улице перед иконой, обращаясь на восток. С тревогой мы взирали на небо: с востока и запада нас обложили плотные свинцовые тучи, но по Божией воле, лишь несколько капель дождя выпали в тот день. Наступила самая торжественная часть крестного хода, до Пустозерска оставалось всего «каких-то» 5 километров.
Условно говоря, это была часть «мужского» крестного хода. Мы шли вдоль берега озера Городецкий Шар (соединённого протокой с Печорой) вскоре подлесок совсем исчез. Кругом были похожие на дюны берега, поросшие редким кустарником. Рижанам иногда пейзаж напоминал латвийское взморье. Олег Иванович мужественно шёл со всеми паломниками, опираясь на посох. Сказывалась недавно проведённая операция. Иногда, казалось, он напоминал своим видом пророка Моисея, особенно когда певчие запели ирмос «Яко посуху ходиво Израиль по бездне стопами».
Неожиданно слева от берега мы увидели деревянные скульптуры, вырезанные в духе старинных идолов, и установленные как раз напротив Пустозерского берега. Так местное ненецкое население сохраняет свои традиции. Место это называется «Виселичный мыс». Много веков назад царские воеводы жестоко карали здесь ненецкое население за непослушание. С молитвами мы прошли мимо. Наконец за мысом мы увидели сразу несколько рыбацких катеров, а также судно на воздушной подушке с огромными пропеллерами и надёжным названием «Спасатель».
Это местное руководство МЧС выделило нам помощь. Всем захотелось сфотографироваться на фоне экзотического корабля. Отец Пётр ещё раз покадил икону и паломников, певцы спели «Волною морскою», а затем «Помощник и покровитель». И мы отправились на другой берег к долгожданному Пустозерску.
Высаживался староверский «десант» в заросли травы и кустарника, иногда было нелегко. Духовных отцов торжественно встречало «женское население» Пустозерска пением «Святыи Боже, Святыи крепкии…» Мы установили прямо в траве у берега наш «походный иконостас» – древнее и новое распятия и сводный хор начал торжественное пение молитв. Спели осьмигласник «Богоначальным мановением» стихеру празднику Успению на 8 гласов, стихеру Кресту 5-го гласа «Зряще тя тварь», ирмосы 6-го гласа и другие песнопения. Отцы кадили иконы и молящихся.
Отец Пётр Ляпунов возглавил процессию, и мы с пением медленно стали взбираться посреди высокой травы на крутой берег к Пустозерску.
Когда подъём закончился, мы вдали увидели маковки часовен, они как будто парили над горизонтом. Мы приближались к ним, и часовни вырастали всё выше и выше. Паломники остановились у креста Аввакума, по преданию, именно здесь были похоронены останки Пустозерских мучеников. Около креста возложили полевые цветы. Пропели литию за умерших, покадили крест, спели величания Кресту, Богородице, Николе, Русским святым и двинулись дальше к часовням.
Они, как в русской сказке, выглядывали из-за деревьев. Большая часовня, срубленная целиком из лиственницы, высокая (12 метров с крестом) возвышается как скала. Своим могучим и суровым стилем она напоминает характер самого Аввакума. На восточной стене наверху прибита обугленная голгофа, как символ огнепального мученичества. Рядом стоит малая часовня, более изящная и художественная, как будто рядом с Аввакумом его верная супруга Марковна. Торжественно войдя в храм, мы сразу стали готовиться к службе.
Часовня была полна народу. Вскоре начался молебен Всем Русским святым. Моление вели о. Олег и о. Пётр. Хорошая акустика усиливала звучание сплочённого хора рижан. Служба прошла на одном дыхании. По окончании Олег Иванович сердечно поблагодарил всех за духовный подвиг, поздравил паломников с торжеством Древлеправославия в Пустозерске. Также с тёплыми словами и со слезами на глазах выступил о.Пётр Ляпунов. Не верилось, что сбылась мечта многих поколений староверов: есть куда прийти и где помолиться Аввакуму и пустозерским мученикам. Дай Бог, чтобы дорога, проложенная этим торжественным крестным ходом, не заросла, а ширилась с каждым годом. Конечно, дело не в количестве, а в качестве. Прежде всего нужна искренняя молитва и смирение духа, чтобы идти и поклониться этому святому для каждого старовера месту.
По окончании службы нам дали менее часа побыть в Пустозерске. Катера должны были до темноты вернуться обратно. Несмотря на ранний подъём и последующий крестный ход по берегу, затем переправу, снова крестный ход и богослужение, окончившееся во втором часу дня, усталость не чувствовалась. Было лишь одно желание – не расставаться с Пустозерском, с возникшей благодаря молитве незримой связи с теми, кто так истово и твёрдо отстаивал здесь Старую веру. В нашем лагере хозяйки уже подготовили трапезу и опять нам показалась она необычайно вкусной. После обеда о. Олег Розанов собрал своё «малое стадо» и обратился к нему с кратким словом. Олег Иванович поблагодарил всех за духовный подвиг паломничества к пустозерским мученикам, напомнил о душеполезности подобного делания и просил всех сохранить на всю жизнь то молитвенное состояние, которое было во время крестного хода, поздравил нас событием, которое староверие ждало долгих 330 лет. К его словам присоединились и другие духовные отцы, братия и сестры.
Вечерело, машины увезли женщин в село Тельвиско, где нас терпеливо ожидал корабль «Никола Горный». Мужчины собрали лагерь: палатку, кухню, спальники и т.д. Вскоре «вахтовка» забрала оставшихся из деревни Устье. Уже темнело, когда мы прибыли в поморский храм в Нарьян-Маре.
Радушный хозяин о. Петр вместе со своими помощниками и помощницами (Чупровым Сергеем Павловичем, Сосовой Агафьей Фёдоровной ,Мармузовой Ириной Ивановной , Зобниной Татьяной Геннадьевной), сделали всё, чтобы ужин для паломников был праздничным. Но радовало не только вкусное брашно, но и духовное общение и единство, возникшее во время крестного хода. Даже не верилось, что всё свершилось. Лишь только милостью Божией можно объяснить то, что в столь суровом северном краю более ста паломников смогли собраться с разных государств, городов, сёл и пройти с молитвой по тундре 25 километров к Аввакуму в Пустозерск. Ни погода, ни какие-либо другие обстоятельства не помешали нам в этом благом деле. Слава Богу за всё!
Конечно, были у нас и земные покровители. Поддержка шла, начиная от губернатора НАО Игоря Геннадьевича Фёдорова до представителей всех уровней властей. Думаю, необходимо опубликовать список всех, кто помогал в этом великом и добром деле. Для того, чтобы всё получилось достойно и без срывов, нам оказали помощь десятки руководителей различных структур, в том числе МВД, МЧС, ГИБДД, спасатели, сейсморазведка, воинская часть, медики, администрация Ненецкого автономного округа, администрация Нарьян-Мара, сотрудники музея, водители катеров и просто добрые люди. Большое пожертвование оказала Нарьян-Марская нефтегазовая компания. Спаси Господи всех помощников и благодетелей и помилуй.
Возвращение в Нарьян-Мар не было концом поездки для многих паломников. Гости из Беларуси и Питера возвращались на родину самолётом. Усть-цилемы и латвийцы вернулись опять к «Николе Горному» и обратная дорога против течения Печоры была более долгой.
Затем предстоял более 4 часовой переезд до станции Ираель и далее на разных поездах каждый возвращался в свои родные пенаты.
На корабле Валентин Вальтерович, как председатель правления Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, по поручению о. Олега Розанова вручил дипломы участникам, без преувеличения можно сказать, исторического крестного хода. Несмотря на многодневную усталость и недосыпание паломники обменивались впечатлениями и почти не спали. При приближении к родному селу сводный хор усть-цилёмов под руководством Ирины Чупровой исполнил древние песни своей земли, закончив импровизированный концерт знаменитым гимном Усть-Цильмы. Прощались мы на берегу Печоры одновременно с радостью и печалью в душе. Казалось, паломничество прошло так быстро. Наверное, у каждого осталось заветное желание – вернуться в Пустозерск ещё раз.
Когда-то много веков назад, после раскола Русской Церкви, наша страна изменила направление своей жизни и развития. Как принято теперь говорить, император Пётр I “прорубил окно в Европу». Много вредного и пагубного хлынуло на Русь в это отверстие. До сих пор не оправилась страна от потерь, последующих после отступления от древлего благочестия. В сравнение, можно сказать, что сей знаменательный крестный ход «прорубил окно» в обратном направлении – к протопопу Аввакуму, пустозерским мученикам, ко всем за Старую веру пострадавшим. Ибо мы знаем и верим, как учит нас Писание, что Свет придёт с Востока.