Смерть – переход от земной жизни в загробную жизнь. Члены Церкви Христовой, соединенные братской любовью на земле, не разлучаются смертью. Велика сила христианской любви. Нам надо любить ближних своих по заповеди Господней (Мф. 22,39). Чем мы можем выказать любовь свою умершим родителям и родственникам нашим, как не молитвою? «Умершие надеются, — говорит блаженный Августин (родился в 354г.), — получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них». Людям положено однажды умереть, потом же суд (Евр. 9, 27). Посему нам надо молиться, чтобы усопший обрел Судию милостивым. Один Господь знает, кто из усопших праведен, кто грешник.
Но увы, все мы грешны, во грехах рождаемся, в грехах дни свои проводим, в греховных немощах умираем. В светлые чертоги небесного Иерусалима «не имать внити всяко скверно» (Апокал. 21, 27).
Посему мы должны молиться за ушедших в загробный мир, чтобы Господь простил все их прегрешения вольная и невольная. «Просите и дастся вамъ», — говорит Священное Писание. Усопшие же в свою очередь молятся о нас. «Потщуся и всегда имети васъ по моемъ исходе, память о сихъ творити» (2 Петр. 1, 15). «Молитва, милостыня, — говорит св. Иоанн Златоуст, — много помогает усопшим в улучшении их загробного состояния. Если молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов». «Поминайте наставники ваши», — сказал св. апостол Павел (Евр. 13, 7). Первыми же наставниками нашими являются родители и воспитатели наши. Они бывают нашими наставниками от юности нашей. Посему с древнейших времен установлено почитание усопших. Об усопших молились воины Иуды Маккавея (2 Макк. 12, 39-45). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершаго не лишай милости», — говорит премудрый Иосиф, сын Сирахов (7, 36). Св. пророк Иеремия (гл. 16) называет окаянными тех, коим по смерти не творится поминовение (см. ещё: 1 кн. Царств 34; 2 кн. Царств 1, 11-12; Варух. 3, 31; Кн. Суд. 11, 4). Об Онисифоре молится св. апостол Павел (2 Тим. 1, 16-18). То же и св. апостол Иаков нам заповедал (Посл. Иакова 5, 16).
«Сей плач живых о грехах умерших, — говорит Иоанн Златоуст, — есть добр, сие людомудрие высокое». Молиться «на имя» можно только за христиан, в вере скончавшихся. Св. Церковь установила особые дни для поминовения усопших. По обычаю, издревле установленному, христиане творят поминовение усопших в 3-й, 9-й и 40-й день. Кроме того в течение 40 дней совершают молитву (сорокоуст).
14-е правило свв. Апостол Петра и Павла повелевает творить поминовение ежегодно в день смерти усопшего. И в день ангела усопшего совершается молитва. Суббота (по евр. – покой, отдых) посвящена памяти всех святых и усопших. Церковь установила особые «родительские» субботы. Поминовения в эти субботы называются «вселенскими». Вселенские субботы: мясопустная, троицкая, 2, 3 и 4 недели Великого поста и перед днем св. Дмитрия Солуньского (26-го октября). Поминовение творится во вторник Фоминой недели («радоница»). По обычаю, при совершении поминовения ставится коливо-кутья(пшеница) с медом. Зерна пшеницы – прообраз воскресения. Зерно в земле обращается в прах, давая начало новой жизни. Мед означает сладость райской жизни.