В декабре 2023 г. на Четвертых Ковылинских чтениях состоялось официальное открытие «Музея
истории и культуры Староверия» в помещении Братского корпуса Московской Поморской
общины. За два года до этого руководство общины произвело качественный ремонт в этой части
здания, которое до этого находилось в плачевном состоянии. Музей создавался усилиями
Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума. В начале была создана
фотовыставка, посвященная Пустозерску (месту гибели протопопа Аввакума и его соузников в 17
веке) и современному паломничеству староверов в эти святые места (автор экспозиции
М.Б. Пашинин). Она разместилась в конференц-зале общины. Затем, благодаря поддержке
Президентского гранта, а также староверов-попечителей была организована вторая часть музея, в
соседних помещениях. Всего общиной на благотворительных началах выделено под Музей четыре
зала общей площадью около 200 кв.м. В основу собрания Музея положена коллекция
М.Б. Пашинина, издателя, общественного старообрядческого деятеля, председателя Культурно-
паломнического центра имени прот. Аввакума, которое собиралось последние 35 лет.

В настоящее время в фонд Музея входят три фотовыставки «Пустозерск – земля Аввакума»,
«Староверие Севера» и «Московский Преображенский монастырь. Вехи истории» (все — автор
М.Б. Пашинин). Два зала посвящены музейным экспонатам, которые представляют культурное и
духовное наследие Староверия. Фонд музея можно разделить на несколько больших групп:
староверческая книжность, иконописная традиция (иконы на дереве), меднолитые иконы, резные
иконы на дереве, церковная утварь (кадильницы, лестовки, подрушники и т.д.).

Самой крупной частью собрания является старообрядческая книжность. Ее, в свою очередь,
можно разделить на несколько частей. Самая уникальная часть – это рукописные книги, каждая из
которых является единственным экземпляром и представляет историческую и культурную
ценность. В экспозиции представлены старообрядческие сборники 17-20 вв., посвященные
разным полемическим вопросам как с новообрядческой церковью, так и внутри
старообрядческих. Близкой к книжности является традиция старообрядческого лубка. Она
выросла из рукописной книжной миниатюры и имеет нравственную, назидательную основу. В
коллекции представлены экземпляры лубков и миниатюр от 17 до 20 вв., как рукописные, так
печатные (Преображенской типографии). Часть лубков, выставленных в Музее, являются
оригинальными , другая часть, посвященная настоятелям Выговского монастыря, копиями. В
настоящее время их оригиналы сохранились только в музеях. Организаторы Музея посчитали
необходимым использовать хотя бы копии, т.к. 2023 год был посвящен 300- летию создания
Поморских ответов, созданных на Выгу братьями Денисовыми, а затем ставшими краеугольной
частью поморской традиции. Печатная книга представлена различными старообрядческими
изданиями, в основном 19-20 вв. В том числе выставлено печатное издание Поморских ответов
Преображенской типографии 1911г., ныне библиографическая редкость. Особенным экспонатом
является Толковый Псалтырь, самое большое по размерам и обьему староверское издание
(издавалось один раз во второй половине 19 в.). Редкими экспонатами являются книги,
напечатанные на гектографе ( техника печати существовавшая в подпольных старообрядческих
типографиях конца 19 века). Интересными изданиями представляются книги, напечатанные в
типографиях зарубежья, где сохранились крупные староверские общины (19-12 вв.). В собрании
представлены и современные издания, посвященные протопопу Аввакуму, подборка Поморских
Старообрядческих календарей за разные годы и др..

Иконописная часть собрания представлена иконами Выговского письма (св. Никола, св. Параскева,
Распятие с предстоящими) 18 века, а также иконы письма Московских Преображенских
мастерских. В основном это избранные святые (семейные небесные покровители), видимо, заказы
отдельных прихожан. Эта школа второй половины 19 века недавно была открыта искусствоведом
Д.Е. Мальцевой (Русский Музей). Также в экспозиции представлены иконы современных

поморских иконописцев Сергея Иванцова, Вячеслава Русакова, Георгия Рощина, Ильи Мельникова

и др. Особая тема в иконописной традиции – резная икона по дереву. Несмотря на свою
аскетичность она имеет свой северный неповторимый колорит и редко встречается в центральной
России. Это предметы привезенные с Русского Севера (Архангельская, Вологодская, Кировская
области, Карелия, Республика Коми). Как правило — это традиция беспоповских согласий.
Необычной частью собрания являются кадильницы (кацеи). У беспоповцев была своя традиция
изготовления кадило, отличающегося от священнического. Несмотря на строгость церковных
правил, каждый мастер вносил что то свое в изготовление этого необходимого предмета
церковной службы. Особенно редкими являются глиняные кацеи, эта традиция бытовала на
Русском Севере, и в силу своей хрупкости мало сохранялась.

Также в экспозиции представлены старинные лестовки (четки), как вышитые серебром, так и
жемчугом. Рядом выставлены современные образцы.

Особая тема экспозиции – старинные фотографии. Два стенда представляют подборку несколько
десятков дореволюционных портретов старообрядческих типов из разных регионов России.
Вторая часть коллекции — фотографии известного дореволюционного мастера Дмитриева. Это
староверы Поволжья, скиты, портреты, моленные.

Экспозиция Музея не является законченной, это только начало. Организаторы надеются на
дальнейшее сотрудничество с представителями академической науки, на помощь прихожан
Московской и других общин, впереди еще большой обьем работы.

Запись на экскурсию в Музей:
тел.: +7(926) 741-97-70 или +7(916) 175-03-76
email: tririm@yandex.ru
Директор Музея
Пашинин Максим Борисович

Фотовыставка Пустозерск — земля Аввакума

Фотовыставка Староверие Севера

Старообрядческая книжность

Лубки

Старообрядческая иконопись

Меднолитые иконы

Резные иконы

Церковная утварь