«Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума»
Close
  • Главная
  • Новости
  • Выпущен альбом «Культурное наследие староверов Преображенского монастыря»

Выпущен альбом «Культурное наследие староверов Преображенского монастыря»

Выпущен альбом «Культурное наследие староверов Преображенского монастыря»

В конце 2019 г. Культурно-Паломнический центр имени протопопа Аввакума издал богато иллюстрированный альбом, посвященный духовному и историческому наследию Преображенского старообрядческого монастыря (часто именуемого «Преображенским кладбищем»). Издательство предлагает краткие рецензии на книгу и фрагменты из некоторых глав. Альбом можно приобрести в Церковной лавке монастыря, в Рассылочном отделе РС ДПЦ, в Московской Поморской общине, в Невской Поморской общине.

 

Некоторые страницы альбома можно увидеть в этом PDF-файле

 

Отзывы и рецензии об альбоме:


Владимир Фотиевич Козлов, руководитель Центра краеведения, москвоведения и крымоведения, ведущий научный сотрудник Института Наследия, канд. ист. наук, председатель Московского краеведческого общества

В последние два десятилетия в связи с возрождением церковной жизни в России резко усилился интерес общественности и исследователей к проблемам истории и культуры старообрядчества. Значительное число научных и научно-популярных трудов появилось о старообрядцах-поповцах Рогожского кладбища. В РПСЦ были созданы подразделения, сотрудники которого целенаправленно занимаются научной работой по изучению истории старообрядчества в целом  и своего согласия в частности. До последнего времени гораздо хуже обстояло дело с исследованием Преображенского центра староверия. Отрадно,что в последние годы ситуация стала меняться главным образом  благодаря появлению и активной деятельности Культурно-паломническому центру имени протопопа Аввакума и ее нынешнему руководителю М.Б. Пашинину. Так, в 2017 г. были изданы материалы Первых историко-краеведческих научно просветительных Преображенских Ковылинских чтений, организованных  в 2014 г. Отделением краеведения Историко-архивного института РГГУ и Культурно-паломническим  центром.

В 2019 г., используя возможности гранта Президента Российской Федерации М.Б. Пашинин составил и издал в старообрядческом издательстве «Третий Рим» фундаментальный сборник «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРОВЕРОВ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ «Составителю и редактору этого труда удалось привлечь к участию в сборнике самых известных ученых-исследователей, пишущих об истории и наследии старообрядческого Преображенского центра. В сборнике напечатаны 16 материалов написанных 12 признанными специалистами в этой области: Е.А. Агеевой, К.Я. Кожуриным, Д.Е. Мальцевой, К. Русакомским, Е.М. Юхименко и др.

Большинство материалов сборника-оригинальные, написаны по первоисточникам. Статьи посвящены разнообразным сторонам истории и культуры Преображенского кладбища. Материалы сформированы в 6 тематических разделах: архитектурные памятники, деятели старообрядчества, книжность и издательское дело, иконопись, медное литье. Важно и то, что особый раздел посвящен современному состоянию и деятельности староверческих общин. Авторы статей по этой теме-староверы М.Б. Пашинин и М.О.Шахов.

В итоге получился объемный сборник в котором сделана успешная на наш взгляд попытка комплексного подхода к освещению 250-летней жизни московских староверов Преображенского кладбища. Отметим высокий полиграфический уровень издания,большое число помещенных в нем разнообразных старых и новых иллюстраций.По обильному числу иллюстраций памятников книжности,иконописи и медного литья статьи М.Б.Пашинина,М.О.Шахова, Е.Я.Зотовой,Т.В.Игнатовой,Д.Е.Мальцевой носят отчасти и характер своеобразных каталогов.

Издание Сборника -заметное явление в современной науке о старообрядчестве,значительный шаг в изучении истории и культуре старообрядческого Преображенского.Он будет  интересен и  для специалистов и для староверов и для широкого круга читателей интересующихся традиционной русской культурой.

 


Анатолий Пчелинцев, почетный адвокат России, доктор юридических наук,  главный редактор журнала «Религия и право»

За последние годы вышло немало книг и статей о старообрядчестве, авторами которых являются известные ученые и публицисты. Такой повышенный интерес к данной теме вполне объясним: роль и место старообрядчества в истории нашего Отечества трудно переоценить и многие стороны этого социально-духовного феномена ученым еще предстоит осмыслить.

Ранее я не раз бывал в Преображенском монастыре, ходил среди гранитных надгробий когда-то знаменитых на всю Россию старообрядцев-беспоповцев – купцов, фабрикантов, меценатов и мысленно восхищался их преданностью своей вере, мужеству, с которым они переносили невзгоды и гонения сначала со стороны царских властей и духовенства господствующей церкви, а затем и советской власти. А совсем недавно, перед самой пандемией, довелось мне посетить Серпуховской историко-художественный музей, в основу которого легла коллекция старопечатных и рукописных книг и икон купчихи первой гильдии Анны Васильевны Мараевой. Её скромная могила находится в семейном некрополе здесь же на Преображенском кладбище рядом с Никольской часовней. В городе Серпухове до сих пор помнят и чтут память об этой выдающейся женщине-старообрядке, которая на свои средства строила для рабочих жилье, богодельни, а во время Первой мировой войны выстроила госпиталь, в котором работали сестрами милосердия ее дочери и внучки. Хочется верить, что однажды в Серпухове ей будет установлен памятник, о котором здесь говорят давно и даже подготовлен его проект.

Вот почему с повышенным интересом открыл я книгу «Культурное наследие староверов Преображенского монастыря», подготовленную культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума и вышедшую в старообрядческом издательстве «Третий Рим».

Скажу сразу, мои ожидания оправдались. Во-первых, с полиграфической точки зрения, книга прекрасно издана и богато украшена иллюстрациями, которые наглядно и к месту дополняют текст. Во-вторых, главный редактор и составитель книги-альбома М.Б. Пашинин сумел привлечь в авторский коллектив весьма авторитетных знатоков и ученых, которые без всякой натяжки являются ведущими специалистами в данной области в нашей стране.

Книга продуманно и предметно структурирована на шесть разделов, в которых освещаются вопросы зодчества, биографии известных старообрядцев, традиции книжности, иконописи, просветительской деятельности, ну, и, конечно же, меднолитейного производства предметов личного благочестия.

Думаю, читатели с удовольствием ознакомятся с этими разделами и почерпнут для себя немало интересных фактов. Не умаляя содержания всех статей, включенных в книгу, отмечу, что меня особо привлекла статья «Преображенские меднолитые образа» одного из авторитетнейших специалистов нашей страны в области христианского прикладного изобразительного искусства – Елены Яковлевны Зотовой. Книги этого замечательного ученого имеются в моей библиотеке. Однако всякий раз, читая очередную новую публикацию Елены Яковлевны, я открываю для себя что-то новое. Тема меднолитой пластики близка мне по причине того, что на протяжении многих лет я коллекционирую предметы личного благочестия, а, как известно, именно старообрядцам принадлежали ведущие позиции в этой области прикладного искусства. Как справедливо указывает автор: «Для удовлетворения молитвенных потребностей приверженцев поморского беспоповского согласия нужны были, прежде всего, «правильные» кресты». Эти кресты и образы чеканились в непосредственной близости с Преображенским монастырем и имели свои характерные признаки. Как бесценные реликвии древние меднолитые иконы, кресты и складни бережно хранились в старообрядческих семьях и передавались по наследству. В статье говорится о многих мастерах-чеканщиках. Однако один из них выделяется особо, это Родион Семенович Хрусталев. Он принадлежал к старообрядцам-беспоповцам и создавал свои шедевры в мастерской частного домовладения, расположенного на улице Девятая Рота. Произведения, выполненные по моделям этого мастера, отличаются безупречным качеством литья, а также особой праздничной декоративностью, достигаемой применением многоцветных эмалей.

Статью Е.Я. Зотовой сопровождают более 120 фотографий предметов меднолитой пластики из частных коллекций. По сути это полноценный каталог Преображенских меднолитых образов.

Можно еще много сказать комплементарных слов об этой книге, которая, по сути, является авторитетным справочником по истории староверия. Однако ограничусь. Почитайте, не пожалеете.

 


Прихожанин

Данное издание содержит статьи признанных всеми ведущих метров истории староверия, на высоком научном уровне освещающих яркие моменты истории федосеевского согласия и Преображенского кладбища (Преображенского богаделенного дома, самоназвание – Обитель (Дом) Успения Божией Матери). Также приведены исчерпывающие исторические сведения об известных и прославленных личностях нашего согласия: основателе Преображенского кладбища А.И. Кавылине, Гучкове – попечителе, скончавшемся за старую веру в петрозаводской ссылке, С.С. Гнусине – духовном отце и авторе множества сочинений в защиту християнской веры, также сосланного в Соловецкий монастырь и мученически окончившего свои дни. Поведано и о наших иконописцах и меднолитных мастерах и издательской деятельности К. Горбунова и Л.А. Гребнева.

Пожалуй, это практически единственное издание, в котором с большим профессионализмом и на богатом фактологическом материале показана во всем многообразии история и культурное наследие Дома Успения Божией Матери и его насельников.

Однако, хотелось бы подчеркнуть, что в данном издании практически полностью отсутствует рассмотрение собственно учения староверов федосеевского согласия. Между тем, это — множество соборов, проходивших непосредственно на Преображенском кладбище, так и в других християнских центрах, а также богатейшее наследие духовных писаний отцов согласия.

Несмотря на то, что М.О. Шаховым раскрыто значение и духовное содержание таких основополагающих для осмысления учения и мировоззрения наших християн, книг как Меч духовный и Щит веры, явно недостает исследований наследия Новых Пандектов С.С. Гнусина, Истории Преображенского кладбища Е.Я. Карева, собрания Е.Е. Егорова и других. Не хватает и внимания к богослужебному Уставу федосеевского согласия, имеющего свои особенности и яркие отличия от знаменитого Поморского (так бы мы могли избежать исторических анекдотов про привезенных кавылиным наставников и певчих с Выга на Преображенку). О насущной потребности пристального изучения писаний федосеевских авторов упоминает и Е.А. Агеева.

Нужно обратить внимание читателя и на публикацию в издании части федосеевского лицевого Цветника. Это достаточно редкая и интересная книга, а подобные рукописные работы имеются всего лишь в нескольких экземплярах. Данный Цветник существует в живой традиции и хранится у наших християн из рязанской области.

К сожалению, следует отметить, что в разделе о современном положении федосееской общины на Преображенке, приводятся лишь общие с ДПЦ фото с заседаний общестарообрядческих форумов и рассказы о межстарообрядческих контактах руководства ПСО. Хотелось бы увидеть чем живет и какие времена переживает ПСО сегодня.

 

0

Корзина