* Елена Валентиновна Пахоленко – служащая Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины
Уважаемые братья и сестры, наставники, гости нашего мероприятия! Очень приятно что сегодня, с Божьей помощью, состоялась наша встреча.
Тема, на которую мы будем говорить, обширна и многообразна. Уходит в глубину веков и имеет огромное количество исторических фактов и духовных смыслов.
Невозможно отделить историю убранства Гребенщиковского храма от общей истории зарождения и развития христианства, Византийской империи и христианства древней Руси.Сегодня разговор пойдет о промежутке времени от 2014 до2022 гг, несомненно включая сюда историческую базу более раннего периода.
Почему обозначены именно эти годы? Так как именно в это время, по Божьему промыслу, мне посчастливилось заниматься убранством храма РГСО. Что совпало с очень благоприятным периодом деятельности общины.
Для меня открылся настоящий клад знаний и постижение глубоких корней и смыслов каждой детали убранства храма.
Несомненно, в центре всего храмового пространства, находится богослужение.
Каждый человек по-своему настраивается на молитву, но входя в храм, не замечая каждой отдельной детали интерьера, происходит погружение в некое сакральное пространство, возникает особое молитвенное настроение. Множество икон, горящие свещи, прекрасное звучание неповторимого старинного пения, впечатления о котором, в далеком 1908 году описывал корреспондент журнала «Церковь,», побывавший в Риге.
«Как вековой лес величаво шумит в бурные дни, как однообразно шумят многоводные реки, встречая на пути преграды, так сильны, однообразны, но вместе с тем и поэтичны звуки старообрядческой молитвы»
Так же архитектура молитвенного зала, акустика и конечно же убранство храма, которое всякий раз соответствует определенному празднику или повседневному богослужению.
Вернемся же немного в историю. Еще издревле, на Руси, для внутреннего убранства храмов использывались различного вида пелены, подвесные и аналойные, (ткани для украшения икон и аналоев). По сей день в музеях мира сохранились образцы древнерусских пелен 16 – 17 веков. Лаврентьевская летопись свидетельствуе о существовании таковых и в домонгольский период 13- 14 век, к сожалению образцов тех времен, не сохранилось
Пелены под иконы в 15-16 веках были очень распространены в древнерусских храмах и имели различное символическое значение и практическое применение. На подвесных пеленах под иконы, зачастую, в вышитом виде, повторялся образ, изображенный на иконе. Часто встречалось лицевое шитье, то есть изображение ликов святах. По канве вышивались богослужебные тексты. Не редко в центре композиции изображался Голгофский крест.
Особого расцвета достигло искусство церковного шитья, именно в этот период. Но к сожалению церковный раскол 17 века отразился и на традиции убранства храмов. Господствующая церковь подверглась сильному западному влиянию, а приверженцы старой веры, как известно, претерпели страшные гонения, преследования и в течении длительного времени не имели своих храмов.
Речь уже не шла об украшениях, была задача сохранить книги, иконы и само богослужение по древнему чину.
В связи с этим, многие до раскольные традиции, касающиеся убранства храма, были утрачены.
После страшных испытаний, староверы стали образовывать свои духовные центры. Наиболее значимым из которых, было Выго- Лексенское общежительство 1694-1855 гг, прямые преемники Соловецкого монастыря. По мере возможности возраждались традиции храмового убранства. О чем свидетельствует «Письмо матери и сестре в Романов из Выговского общежительства» Петра Бабушкина. Библиотека академии наук России, опубликованное в книге Е.М. Юхименко «Литературное наследие Выговского старообрядческого общежительства». Письмо содержит подробное описание убранства молитвенного зала Выговского монастыря.
Чуть позже, свою историю становления, переживала и Гребенщиковская община 1760 г, что подробно описано в новой книге Азия Исаича Иванова «Сказание о рижской Гребенщиковской старообрядческой общине».
Конечно же староверы Риги имели тесные контакты с Выгом. Во многм черпали свои знания и умения, в том числе что касается убранства храма, при этом не забывая и свою историческую память. Рижские купцы – староверы не скупились и старались делать свои вклады в общину, давая тем самым возможность преобретать для храма дорогое убранство. Из материалов архива РГСО, известно, что убранство храма было обновлено ко дню его освящения в 1887 году, что было сделано не в первый и не в последний раз.
На большенстве пелен в староверских молитвенных домах, преобладало изображение Голгофского креста, как основного символа крестных страданий Христа и победы вечной жизни над смертью, Воскресения Христова.
Одна из праздничных пелен, на аналой под ЕВАНГЕЛИЕ, украшенная полудрагоценными камнями, жемчугом, золотыми нитями, изготовленная Выговскими мастерицами, находится в нашей общине, являя собой бесценный образец и до последнего времени использовалась в богослужениях. Архивные документы подтверждают ее наличие в общине, как минимум с 1867 года. Есть о ней упоминание и в только что отпечатанной книге Л. В. Клешниной «Сакральный комплекс Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины: Культурный феномен».
Так же в общине сохранились старинные бисерные и стеклярусные ленты для украшения аналой ных икон.
Все это богатство, имеющее не только материально- художественнную, историческую ценность (как принято считать в светском обществе), но и глубокое символическое- христианское значение, бережно хранили наши предки. Преодолевая сложнейшие исторические события. Войны, революции, периоды гонений и безбожья. Наша задача, сохранить и преумножить их наследие.
Над этим продолжается повседневная, кропотливая работа служащих нашей общины, наставников, Совета РГСО и многих сопречастных лиц.
Кроме того, что об убранстве нашего храма есть сведения в архивных документах, так же иносказательно, то есть из уст в уста, передавались традиции убранства храма РГСО. Впервые за последние десятилетия, закрепить эти знания в письменном виде, попыталась Надежда Лаврентьевна Михайлова, а в сед за ней, исследуя исторические материалы, эти записи пополнились.
Еще Иван Никифоровичь Заволоко посвещал свои статьи и исследования древнерусскому церковному шитью, предавая этому виду искусства большое значение. Журнал «РОДНАЯ СТАРИНА» номер 8, 1929 год, фото И.Н.Заволоко.
Хочется сказать, что в общине всегда находилась и находится поддержка новых проэктов по обновлению храмового убрансва. Наставники и Совет РГСО, без сомнения, способствуют таким начинаниям.
Всем известно, что было проведено огромное количество трудоемких ремонтных и художественных работ, в самом храме и во всем храмовом комплексе РГСО, а в след за этим обновилось и убранство.
Первое что было сделано, заменены аналойные пелены и ленты в большом храме.
Сшиты пелены, ленты и скатерти в малый храм.
Заказаны кружевные салфетки ручной работы, на подносы для свещей и тарелочных сборов.
Также осуществлен долгосрочный и трудоемкий проэкт по созданию новых бисерных лент ручной работы, которые применяются для украшения икон к праздникам. Работа над этим проэктом заняла 2 года. В итоге изготовлены 4 новые ленты, на замену старым, которые являются образцами второй половины 19 века.
Так же были сшиты новые пелены к Троице, с вышитыми золотом лентами в комплекте.
Изготовлины белые Пасхальные пелены с лентами.
Ткани выбирались в традиции наших предков, шелк, бархат, парча, о чем свидетельствуют описи, хранящиеся в книжнице РГСО.
Одной из последних работ, была пелена на аналой под Евангелие. Трудились над ней в течении трех лет. Вышивалась вручную, по образцу старинной Выговской пелены 19века. Об этой работе была опубликована подробная статья в газете «Гребенщиковские Вести» номер 34 за 2021 год.
В данный момент, не смотря на пандемию и финансовый кризис, подошел к концу еще один проэкт. На его реализацию ушло больше года, вышита лента к иконе на хорах.
Подготовка к каждой новой работе, занимает не менее 6 месяцев.
Работы не останавливаются и есть еще много проектов, которые хотелось бы осуществить.
Была сделана попытка организовать кружок церковного шитья, для работы которого предоставили финансирование и помещение в общине. Появились первые ученицы из числа старших девочек воскресной школы РГСО и одной из латгальских общин. Прошло некоторое количество занятий, но к сожалению пандемия помешала работе кружка. Идея о возобновлении занятий не оставляется.
Можно было еще много рассказать об истории возникновения каждой детали в убранстве храма, уходя в традиции староверия и конкретно нашей общины, предоставить научные материалы и исследовательские факты. Но для этого понадобилось бы гораздо больше времени и не одна беседа.
Благодарю всех за внимание. Желаю здравия телесного и духовного.
Богу нашему слава!