А.Е. Кабанов
Е.Е. Егоров об освящении Троицкой церкви Г.К. Горбунова в с. Киселево (совр. г. Фурманов)[1]

Г.К. Горбунов

Храм Фурманов
Храм Фурманов
В дневниках московского купца 2-й гильдии Е.Е. Егорова сохранилось описание освящения старообрядческой федосеевской церкви в с. Киселево (современный г. Фурманов). Церковь построена купцом Г.К. Горбуновым в 1907 г. и сохранилась до нашего времени. В составе делегации из Москвы с Преображенского кладбища Е.Е. Егоров был свидетелем освящения Троицкой церкви и участником праздничной всенощной службы. Свои воспоминания он записал в дневниках, которые сейчас хранятся в отделе рукописей РГБ.
28 июля 1907 г. на фабрике Григория Клементьевича Горбунова в д. Киселево Нерехтского уезда (совр. г. Фурманов Ивановской обл.) была официально зарегистрирована старообрядческая община федосеевского согласия. В том же 1907 г. на средства Г.К. Горбунова была построена церковь св. Троицы – пятиглавая краснокирпичная в древнерусском стиле с трапезной и высокой шатровой колокольней. В церкви не предусмотрен алтарь, т.к. строилась она для староверов-беспоповцев. Ее торжественное открытие состоялось 14 октября 1907. На праздничную всенощную службу в храме собралось до 500 верующих, в т.ч. приехала солидная делегация из Москвы с Преображенского кладбища. В числе гостей был Егор Егорович Егоров (1862 – 15.12.1917), московский купец 2-й гильдии, известный собиратель древнерусских икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари. В своем дневнике он подробно описал открытие Троицкой церкви. При этом, видимо осознавая важность события, он снова и снова дословно копировал это описание в свои тетради[2]. Дневники Е.Е. Егорова не опубликованы, рукописные материалы хранятся в отделе рукописей РГБ.

Троицкая
Троицкая
Троицкий храм Г.К. Горбунова сохранился: г. Фурманов, ул. Советская, д. 14, территория рынка. С 1930-х годов храм использовался под молотильню (в него со всего района привозили зерно для обмолота), потом в нем был склад мебельного магазина. В 1995 г. Троицкий храм передали РПЦ и освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Е.Е. Егоров
Из дневника Е.Е. Егорова.
«На станции Середе в селе Киселеве Костромской губернии в воскресенье 14 октября 1907 г. близ дому и фабрики Григория Клементьевича Горбунова состоялось открытие и освящение новой моленной, сооруженной на его, Г.К. Горбунова, средства. Моленая каменная с колокольней около 40 пудов весу в колоколах на манер и вместимостью как соборная палата на Преображенском кладбище. Были из Москвы отцы Симеон Иерофеевич Грузинцев, Константин Семенович Чугунов, члены: Федор Петрович Москвин, Алексей Николаевич Кудряшев, Гавриил Семенович Кремнев, Николай Константинович Сухов, Григорий Егорович Смирнов, Василий Егорович Быков, Владимир Иванович Ананьин, обыватели Егор Егорович Егоров, Иван Александрович Александров из с. Русина с сыном, Федор Анисимович Константинов, Афанасий Трефилович Михайлов с женою Евдокией Егоровною, прихожане Родион Иванович Кистанов, Петр Егорович Соловьев (слепой) и Александр Дмитриевич Поляков, Ефим Федорович Лизунов, отцы приезжие Василий Егорович, из Полоцка Архип Ульянович, из Режицы Архип Семенович и другие присутствующие. Всенощная началась в 7 часов вечера, служба была как на Троицын день, окончилась в 1 1/4 час ночи. Часы начались в 8 часов утра, окончился молебен в 11 часов утра. По окончании молебна члены комитета Преображенского дома преподнесли Г.К. Горбунову икону пресвятой Троицы в ризе. Ф.П. Москвин сказал несколько слов приветствия. Потом Владимир Иванович Ананьин прочел нижеследующий адрес (поднесенный Г.К. Горбунову на память в футляре):
Высокочтимый и достойноуважаемый Григорий Клементьевич!
Мы, московские христиане, явились сегодня сюда, чтобы приветствовать в этот великий для веры нашей день. Долгие годы, целые столетия для христовой веры нашей протекли в скорби, мраки и унынии. Целые столетия единоверные с нами христиане за исповедание истиной веры подвергались тяжелым лишениям, заточениям и ссылкам и семьи их часто оставались сиротами. Храмы Божии были опечатаны, иконы святые отобраны, книги Божественные поруганию преданы и даже сожжены.
Скорбь и уныние царили среди сынов церкви Христовой и уже приближалось полное торжество владыки тьмы, если бы люди крепкие верою во Христа, бодрые духом и твердые заветами достопамятных предков наших не встали на защиту Веры Христовой и Христова гонимого стада. И первым среди тех людей были вы достойночтимый Григорий Клементьевич. Вы благодетель церкви христовой, Вы представитель и борец за самую христову церковь. Мы знаем, мы слышим, видим и помним Ваши безмерные благодеяния, мы высоко ценим великие труды Ваши на поддержание святыни церковной, на главную вашу заслугу мы передадим потомкам на вечные времена и имя Ваше наши потомки будут помнить и благословлять вместе с именами прочих великих устроителей веры нашей за то, что Вы защитили и сохранили истинную веру перед духом тьмы и достигли того, что церковь Христова вошла торжествующею и твердою в лучшие, свободные времена. И как всю свою жизнь стоя во главе христианских ревнителей, Вы не сложили духовного оружия и после победы надо тьмою. И сегодня мы все присутствуем здесь на великом праздновании Вашего духовного религиозного торжества на освящении храма во имя святой Троицы, воздвигнутого после освобождения церкви христовой.
И в этот торжественный и радостный для всего нашего христианского общества день, мы почерпаем силы быть вашими последователями и помощниками для защиты и распространения веры Христовой, для поддержания заветов достопамятных предков наших, для служения братии нашей христианской и для твердого непоколебимого исповедания нашей веры. Примите же, высокочтимый Григорий Клементьевич, от нас, христиан московских земной поклон, наше уважение, христианское поздравление и благословение от наших духовных отцов. Следуют подписи членов комитета и общины.
После этого обошли кругом моленной с крестом и двумя иконами с пением стихир. После обеда в доме все разъехались по своим местам. Во время всенощной службы моленная была полна. Много было пришлых и приезжих, было более пятисот человек всего. Певчих в данное время было у Горбунова до 15 человек. Иконостас, здание, и украшение, и колокола, кроме икон и риз, все стоило Г.К. Горбунову до ста тысяч рублей, по его, Горбунова, словам.
По окончании всенощной во втором часу ночи (все гости, а также и московские стояли), Егоров сказал в моленной: Спасибо здешним, хоть показали нашим московским, в чем состоит служба на Троицын день. А то они понятия об этом не знают, так как они за службою во время всенощной ни разу не бывают, а теперь они хотя из человекоугодия, а все-таки постояли. На что московские промолчали нехотя. Кто-то из них сказал: А сами-то бываете? Егоров отвечал: Я хоть в час с четвертью заутреню отчитаю дома, а у вас кажется и того нет дома, а за всенощной только когда и увидишь Кремнева или Ф.П. Москвина из Москвы, а больше никого и не увидишь».
[1] Запись об освящении Троицкого храма в с. Киселево в дневниках Е.Е. Егорова встречается как минимум трижды: РГБ ОР. Ф. 952. К. 2. Ед. 1. Л. 115-116; РГБ ОР. Ф. 952. К. 2. Ед. 2. Л. 69-70; РГБ ОР. Ф. 952. К. 2. Ед. 5. Л. 138-139.
[2] Опубликовано в сб. Бурылинский альманах. Междисциплинарный научный ежегодник. Иваново, 2025. С. 37-40.