
Общий снимок участников Третьих Ковылинских чтений в фойе Братского корпуса
В помещении Братского корпуса (ранее Мужской двор) Московского Преображенского Старообрядческого монастыря 28 октября 2021 года состоялись Третьи Ковылинские чтения. Они были посвящены юбилейной дате — 250-летию со дня основания обители. Во многие исторические источники монастырь вошел под названием Преображенского кладбища (или Богадельного дома), т.к. его история началась с эпидемии чумы 1771 г. Благодаря огромной энергии и организаторским способностям купца Ильи Алексеевича Ковылина из скромной часовни при кладбище Преображенское в течение последующих нескольких десятилетий становится духовным центром безпоповцев России и Зарубежья.
Здесь проходили соборы, переписывались, а затем издавались книги, обучали певческому мастерству и церковному уставу, писались и отливались иконы. К началу ХIХ в. здесь жили тысячи староверов, в районе сел Преображенское, Семеновская, можно сказать, образовалась староверская слобода. Здесь возникли известные на всю Россию династии Гучковых, Егоровых, Зиминых, Горбуновых, Синицыных, Кочегаровых, Носовых и т.д.
В настоящий момент внутри архитектурного ансамбля монастыря существуют две общины: старопоморская (бывший женский двор) и поморская (мужской двор). В обоих храмах идет служба по безпоповскому уставу, составленному в начале ХVIII в. Выговскими старцами в Заонежье. Есть и различие: у федосеевцев (старопоморцев) сохраняются традиции монастыря и отсутствует благословение на брак, в поморской общине существует чин благословения на брак. При этом обе общины соблюдают свои традиции, не вмешиваясь в дела друг друга.
Советские годы нанесли большой ущерб монастырскому комплексу, частично были разрушены стены и башни окружавшие территорию обители, на восточной территории Женского двора размещен рынок, были отобраны все корпуса обеих частей монастыря, в них расположились разные государственные канторы, здания постепенно приходили в запустение. Было забрано староверское кладбище, которое и дало основание обители.
Постепенно идет восстановление ансамбля монастыря, но, по-прежнему, остаются чуждые обители структуры: Преображенский рынок (единственный в России рынок до сих пор находящийся на территории монастыря), подразделение вневедомственной охраны.
Реставрация монастыря нуждается в серьезной государственной поддержке, ведь за 70 лет советской власти многое что было разрушено. Третьи Ковылинские чтения привлекли внимание как многих известных ученых, так и деятелей церкви. Около 40 докладов и приветственных выступлений было заявлено на Чтения. Форум открыли председатель Совета приходов Преображенского Старообрядческого монастыря В. А.Кожев, председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви о. Владимир Викторович Шамарин. С приветственными словами выступили председатель Центрального Совета ДПЦ Беларуссии А.Н.Белов, А.С. Клямко, член Совета по религиозным вопросам при Президенте РФ , К.В.Кожев, председатель Совета Древлеправославной Старопоморской Церкви федосеевского согласия, председатель Московской Поморской Старообрядческой общины А.И.Лепешин. Так же с теплыми словами приветствия Форуму выступил Главный советник внутреннего управления Администрации Президента РФ А.А.Терентьев.
Доклады были столь интересны и насыщены, что не представляется возможным в краткой статье сделать аннотацию к каждой. Можно лишь отметить некоторые группы тем, которые звучали на Третьих Ковылинских чтениях. Это, естественно, материалы по самому Преображенскому монастырю. Особенно интересны были доклады В.Ф.Козлова и М.О.Шахова по истории советского и постсоветского периода, тему продолжали доклады Е.М.Юхименко, П.В.Половинкина, А.Г.Дурнова, А.В.Бугрова. Особый «блок» докладов составляла тема Преображенского иконописания (Д.Е.Мальцева, Я.Э.Зеленина, А.С.Преображенский), также сюжеты о меднолитейной традиции Преображенского: Е,Я.Зотова, С.А.Афонин, А.А.Безгодов. Важны для истории и связи Преображенского монастыря с другими регионами, это доклады Т.Я.Дроновой (Усть-Цильма), Н.М.Нестеренко (Бурятия),С.М.Назаров и С.В.Рудаков(Нижегородская обл.),В.В.Ермолович (Белгород), Н.В.Литвина (Пермский край), И.А.Аитова (Казань). Эмоциональными и насыщенными были доклады, посвященные известной меценатке из Серпухова А.В.Мараевой – И.А.Волков и В.А.Любартович. Своевременным и насущным было сообщение о работе воскресной школе в Московской Поморской общине К.А.Поповой
Из-за большого обьема не все доклады были зачитаны, но все, вовремя представленные, включены в сборник. К сожалению, пандемия ограничила круг выступающих. Не все смогли приехать. Тем не менее, Третьи Ковылинские чтения состоялись, внесли свою лепту в продолжение и развитие духовного наследия Преображенского. Проект был осуществлен при поддержке Президентского гранта Культурно-паломническим центром протопопа Аввакума, также в помещениях Братского корпуса были открыты три фотовыставки «Московский Преображенский Старообрядческий монастырь: 250 — вехи истории», «Пустозерск -земля Аввакума» (К 400-летию протопопа Аввакума), «Староверский край Усть-Цильма». Автор экспозиций и ведущий Третьих Ковылинских чтений М.Б.Пашинин. Таким образом продолжилась традиция Ковылинских чтений, начатая КПЦ им. прот. Аввакума в 2014 г. в стенах Московского Историко-Архивного института при поддержке председателя Московского краеведческого общества В.Ф.Козлова.
Председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума
Максим Борисович Пашинин.
Список докладов на конференции III-и Ковылинские чтения в Московском Преображенском старообрядческом монастыре, в честь 250-летия с дня его основания.
Виктор Александрович Кожев (Москва) Приветственное слово
Отец Владимир Викторович Шамарин (СПб) Приветственное слово
Александр Николаевич Белов (Минск) Приветственное слово
Константин Викторович Кожев (Москва) Приветственное слово
Андрей Станиславович Клямко (Спб) Приветственное слово
Александр Александрович Терентьев (Москва) Приветственное слово
Михаил Олегович Шахов (Москва)
О постсоветской истории Московского Преображенского Старообрядческого монастыря
Владимир Фотиевич Козлов (Москва)
Из жизни религиозных общин старопоморцев, поморцев и филипповцев Преображенского в 1950-е гг. (по документов ЦГА)
Елена Михайловна Юхименко. (Москва)
Новые материалы по истории Преображенского духовного центра на выставке от «Аввакума до Агафьи»
Татьяна Ивановна Дронова. (Усть-Цильма)
Конфессиональная идентичность староверов Усть-Цильмы в начале ХXI в.
Павел Владимирович Половинкин (Самара)
Из истории монашества Московского Преображенского кладбища.
Наталья Михайловна Нестеренко (Улан Удэ)
Безпоповцы-федосеевцы Забайкалья: история и современность.
Татьяна Викторовна Игнатова (ведущий научный сотрудник НИО, Москва)
”Позвонить, благословясь у настоятеля”: о колокольном звоне в Преображенском старообрядческом монастыре
Елена Яковлевна Зотова (старший научный сотрудник НИО,Москва)
Образ Преображенской обители в меднолитой пластике
Дарья Евгеньевна Мальцева (Санкт-Петербург)
Иконописное наследие А.Т.Михайлова
Яна Эрнестовна Зеленина (Москва)
Иконы круга мастеров старообрядческого Преображенского монастыря в собрании Исторического музея.
Александр Сергеевич Преображенский
Михаил Козмин и Никифор Виноградов – московские иконописцы-федосеевцы первой половины XIX века.
Алексей Александрович Безгодов. (В.Новгород)
Иконы мастера Хрусталева в собрании Новгородской поморской общины
Юрий Сергеевич Белянкин
Из истории книжности судиславльской Популинской моленной.
Иван Александрович Волков (Серпухов)
Иван Никифорович Заволоко в Серпухове.
Павел Васильевич Аринин (Ульяновск) Связи Ульяновской Поморской общины с Лениногорским монастырем
Александр Георгиевич Дурнов (Москва)
Некоторые факты из истории строительства Успенского соборного храма староверческого монастыря в Преображенском
Сергей Александрович Афонин (Москва)
О преемственности древнерусского и старообрядческого литья на примере образа свт. Николы.
Ксения Александровна Смирнова (Москва)
Старообрядческие храмы и моленные Преображенского и окрестностей в контексте православной жизни Восточного Административного округа 18-20 вв.
Валерий Анатольевич Любартович (Москва)
Об установке памятника Мараевой в г. Серпухове
Александр Бугров (Москва)
Крупные текстильные предприятия востока Москвы в контексте старообрядческой культуры предпринимательства (на примере мануфактур Гучковых и Носовых)
Сергей Кузьмич Назаров (Городец)
Жизнь и бытие нижегородского поморского иконописца Золотарева Иоанна Акинфовича
Сергей Владимирович Рудаков (Нижний Новгород)
Преображенское и провинция: взаимоотношения на нижегородском примере.
Денис Валерьевич Хмелев (Спб) Из истории Тверской поморской общины Санкт-Петербурга
Денис Сергеевич Ермолин (Спб)
Староверие Ленинградской области: вехи истории.
Наталья Викторовна Литвина (Москва)
Сепычевские соборы деминцев и максимовцев рубежа XX-XXI вв. и роль московского наставника Василия Федотовича Нечаева.
Михаил Викулович Радионов (Псков) К актуальным вопросам церковно-государственных отношений
Антон Михайлович Еременко (младший научный сотрудник НИО,Москва)
Из истории владений купцов Носовых в Преображенском
Вячеслав Васильевич Ермолович (Белгород)
Проблемы взаимоотношений Белгородской общины староверов поморцев со светской властью и с другими конфессиями.
Александр Алексеевич Чувьюров
Контакты печерских коми старообрядцев со старообрядцами Москвы.
Антон Павлович Мельников (Усть-Цильма — Москва) Единоверие и старообрядчесство. Вопросы взаимоотношений.
Татьяна Дмитриевна Вокуева (Усть-Цильма – Москва) Преображенское и устьцилемы в Москве. Традиции взаимодействия и современные проблемы по соранению староверия
Анастасия Сергеевна Макарова (Москва)
Реставрация двух белокаменных фрагментов декора Преображенского монастыря
Илья Андреевич Мельников (В.Новгород) Старообрядческий скит в д. Бор Новгородского уезда и Преображенский богаделенный дом
Надежда Валерьевна Пивоварова (Спб) Федосеевцы в Петербурге. Из истории моленных на Волковом кладбище
Максим Борисович Пашинин (Москва)
Деятельность Культурно-паломнического центра им. прот. Аввакума а 2021году