Для участия в соборной молитве верующие собираются в установленные дни и часы в храме Божии. По уставу древлеправославному соборная молитва начинается, как и домашняя, приходным началом. По времени и по содержанию различаются следующие соборные молитвы: вечерня, павечерица, полунощница, утреня и часы. Круг службы церквоной начинается с вечерни. По учению Церкви, такой обычай установлен на основании Библии: «В начале сотворилъ Бог небо и землю. И былъ вечеръ» (Бытие 1-5).

Особенным благолепием отличается всенощное бдение (когда с вечерней соединяется утреня).

До начала службы совершается каждение Креста Животворящего и икон на клиросе. Дым кадильный должен напоминать о первых днях творения, когда «Духъ Божии носился надъ поверхностью водъ» (Быт. 1,2). Посем наставник возглашает: «востаните», и все молящиеся поднимаются, чтобы принять участие в общей молитве. Все праздные разговоры должны быть оставлены. Умом и сердцем надо вникать в содержание того, что читается и поется во время службы. Служба вечерня начинается с прославления Бога, как Творца и Зиждителя всего мира, видимого и невидимого. (Поется псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа»).

Кафизмы, которые после этого читаются, напоминают верующим о грехопадении прародителей, чтобы и мы почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою греховность, мы должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира («Воскресни Господи», «Спаси мя Боже мои»). В подтверждении этой надежды на помощь Божию, исполняются псалмы: 140, 141 и 129. Заканчивается вечерня светлым чувством радости и веры, что Господь Исус Христос спасает души наши, если мы к Нему обратимся («Свете тихии»). Молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», которая читается при окончании вечерни, напоминает нам, отходящим ко сну, о смерти (сон – подобие смерти) и о надежде увидеть спасение. Словами старца Симеона Ветхозаветная Церковь приветствовала Главу и Архиерея Церкви Новозаветной.

После торжественного окончания вечерни, тихо начинается утреня. Свечи в храме гасятся. Горят свечи лишь пред образами Спасителя и Богородицы Приснодевы Марии. Среди всеобщего безмолвия в храме, читается ангельское славословие: «Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ в человецехъ благоволение». Троекратным славословием призываются верующие к тому, чтобы отверзли уста своя для Хвалы Господа. Посеем чтец (обычно наставник) дважды возглашает: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». Этим верующие призываются к ещё большему вниманию. Чтец читает покаянные псалмы (3, 37, 62, 87, 102 и 142) или «шестопсалмие» (по-гречески «эксапсалмы»).

С сокрушением сердечным все внимают поучительным словесам псалмопевца Давыда. В это время запрещается сходить с места и совершать какие-либо движения. В псалмах выражается твердое упование на Бога, глубокое смирение («человек яко трава, дние его цветъ сельныи») и просьба ко Господу услышать мольбы наши «в правде Своей». По эксапсалмех поется «Бог Господь» (на восемь гласов, по гласу тропаря). Свет вновь возжигается. Слова песнопения должны напоминать верующим о радостном явлении Господа нашего Исуса Христа на землю для проповеди Своего учения. Посем исполняется тропарь (краткое песнопение, излагающее сущность праздника или прославление святаго, память коего празднуется) празднику или недельный (кафизмы). (Псалтырь заключает в себе 150 псалмов и разделяется для богослужебного употребления на 20 кафизм, а каждая кафизма краткими славословиями разделяется на 3 «славы». Кафизма – греческое слово – значит сидение. По толкованию Вальсамона на 17 правило Лаодикийского Собора, сидеть разрешается лишь во время поучительных чтений). Чтение псалтыря – основа всех службы на утрени. (Кафизмы излагают пророчества о Спасителе мира, Исусе Христе). Богослужение становится особенно торжественным. В ярко освещенном храме торжественно раздается попеременное («антифонное») пение клиросов («Хвалите имя Господне», «Исповедйтеся Господеви», т.ак называемым «полиелеос»).

В неделю цветную все молящиеся держат в это время свечи в руках, в знак победы Христа над тьмой (адом). Далее следует чтение св. Евангелия, которое предваряется славословием: «Слава Тебе, Господи». По Евангелии поется стихира «Воскресение Христово». Чтение покаянного псалма «Помилуй мя Боже» заканчивается первая часть утрени. Затем следует чтение и пение канона (греческое слово – соединение по известному плану нескольких песнопений) в честь праздника или святого. Каждый канон состоит из 9 частей, называемых песнями. Каждая песнь состоит из нескольких стихов. Первый стих называется ирмосом (греческое слово – связь, соединение) и служит образцом для остальных стихов или тропарей. Содержание ирмосов заимствовано из песней ветхозаветных. Так, первый ирмос заключает песнь Моисея, воспетую им после перехода через Чермное море («Поем Господеви»). Второй ирмос – Моисеево обличие «жестоковыйных» иудеев, по прошествии пустыни («Вонми небо») и, как обличение грехов, поется только в дни Великого поста. Образцом третьего ирмоса послужила молитва Анны, матери Самуила. Содержание четвертого ирмоса –из песни пророка Аввакума, провидевшего грядущее пришествие Мессии – Господа нашего Исуса Христа. Пятый ирмос – из молитвы пророка Исаии; шестой – из песни пророка Ионы. Затем следует кондак (краткое изложение праздника или доблестей святого) и икос (сокращенное содержание мысли всего канона). Седьмой и восьмой ирмосы вспоминают подвиг трех отроков, прославлявших Бога в печи вавилонской. Перед пением девятой песни, клирошане поют «Величит душа моя Господа» (Песнь Богородице поется на утренях, исключая двунадесятые и пасхальные праздники). Девятый ирмос посвящен пророчеству Захарии. Светильными воскресными заканчивается вторая часть заутрени. Прославлением Бога Творца, с призыванием всякой твари к Его славословию, начинается заключительная часть утрени («Хвалите Господа со небес» Псалмы 148-150).

Приближается утро. («Слава показавшему нам светъ»). Торжественно звучит великое славословие («Слава в вышнихъ Богу..», «Хвалим Тя»), которое заканчивается трисвятою песнью («Святыи Боже…»). Наставник читает отпуст. Краткая молитва («Первый час») и, положив исходный начал, верующие тихо расходятся по домам своим.

В утренние часы совершается служба часы и молебен. Служба проникнута воспоминаниями о земной жизни Исуса Христа, от Его Рожества до Вознесения на небо («Единородный Сын»). Чтение девяти евангельских заповедей («блаженны») напоминает нам об основах евангельского учения. По окончании «блаженных», читается Апостол (священная богослужебная книга, в коей заключены деяния св. апостолов и их послания к верующим) и Евангелие. По окончании часов поется задостойник («Достойно есть» или особый). Кроме указанных богослужений по уставу ещё совершается: павечерица, полунощница.

Павечерница (малая) – краткое богослужение после трапезы перед отходом ко сну. Песнопения павечерицы напоминают нам о смерти, о Спасителе мира. Павечерница (средняя) полагается в дни постов. Павечерница(великая) правится в дни Великого поста и накануне праздников Рожества Христова, Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы.

Полуношница совершается в память полунощной молитвы Исуса Христа в саду Гефсиманском накануне крестных страданий Своих. Полунощница бывает повседневная, субботняя и воскресная.

Добавить комментарий