ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

По сложившейся традиции мы называем наш учебник «старообрядческим» или «староверческим» однако это не самоназвание. Мы есть христиане, исповедующие православие, которое в неповрежденном виде сохранилось со времен земной жизни Спасителя и его апостолов. Старая вера – это не какая-то особая вера. Это истинное православие, принятое на Руси со времен св. князя Владимира и неизменное до раскольнической реформы патриарха Никона. Расколовший церковь патриарх создал «новое православие», проклял старые обряды, книги, молитвы, духовный опыт русских подвижников и святых, накопленный за семь столетий. Чтобы отличать себя по названию от «новых православных» или «никониан», мы называем себя староверами или древлеправославными христианами.

Таким образом, отсчет Старой веры идет не от 1666 г.(официального года раскола Русской церкви), а от Евангельской проповеди Спасителя.

В истории Православия было три священных (сакральных) языка. Арамейский (древнееврейский) – на нём проповедывал Спаситель и апостолы. Греческий – на нём был составлен весь круг богослужебных книг и церковных законов в святоотеческие времена Византии. Славянский – на нём свв. Кирилл и Мефодий проповедовали веру Христову среди славян. Он стал языком молитв древнерусских святых.

Молитвы, составленные на этих языках, были написаны не просто людьми, но проповедниками и святыми, которые творили с помощью Святого Духа. Эти молитвы и законы затем получили Соборное одобрение Церкви Христовой.

Поэтому к словам молитв, дошедших к нам с древних времен, мы должны относиться с благоговением и трепетом, и не имеем никакого права вносить в них какие-либо изменения. Именно поэтому мученик за Старую веру прот. Аввакум говорил: «Умру за един азъ».

Предлагаемый вниманию читателей учебник составлен из двух изделий, ранее многократно переиздававшихся: Закон Божий (Режицкое издание), а также учебник по Закону Божию, составленный И.Н. Заволоко.

Из первого учебника взята наиболее подробная молитвенная часть, где изложены самые необходимые христианину молитвы с их русским переводом. Молитвы набраны славянским шрифтом с ударениями, но без сокращений под титлами.

Введение в Закон Божий использовано из учебника И.Н. Заволоко. Здесь кратко, но глубоко и ясно изложены понятия о вере.

Издательство сделало набор молитв славянским шрифтом с целью приучать с самого начала желающих познать богослужение к красоте церковнославянского языка, которая заключается даже в красоте его начертания и звучания. Современный русский язык не в состоянии передать то состояние молитвы, которое способен сделать язык древнерусских святых. Очень важно в молитвах соблюдать ударение. Букву «о» произносить как «о», а не как «а». Различать в произношении мягкое «е», т.е. «ѣ», твердое «э» т.е. «е». Проговаривать все буквы, не проглатывая их. Только тогда зазвучит вся красота молитвословия.

Учебник предназначен для всех возрастов, как для детей, так и для взрослых, к Богу приходить никогда не поздно. Если в прошлые века дети получали азы веры с самого рождения, то ныне многим приходится достигать всего своим умом. Для облегчения этой задачи и служит учебник по Закону Божию.

В дополнении к нему желательно ознакомление с книгами Священного Писания, в первую очередь с Евангелием и Апостолом, а также с главнейшей молитвенной книгой – Псалтырем. Многие молитвы, приведенные в учебнике, основаны именно на книге, составленной св. пророком Давыдом, Псалтыре.

Для более углубленных знаний можно продолжить изучение веры христианской по книгам Малый и Большой катехизис, Книга о вере, Кормчая книга, различные поучения и толкования святых отцов (свв. Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого и др.). При этом необходимо спрашивать совета и наставления своего отца духовного.

ВВЕДЕНИЕ В ЗАКОН БОЖИЙ

«Спроси у скота и научу тебя, у птицы небесной, и возвестить тебе; или побеседуй съ землею, и наставитъ тебя, и скажутъ тебе рыбы морския. Кто во всемъ этомъ не узнаетъ, что рука Господа сотворила сие? Въ Его руке душа всего живущаго и духъ всякой человеческой плоти»
(Иов 12, 7-10)

БОГ – ТВОРЕЦ И ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

Небеса поведают славу Божию, творение рук Его возвещает твердь (Пс.18. Ст.1). Взгляните на всё, что нас окружает: на небо, на землю и на все, чем они наполнены. Повсюду мы видим мудрое устройство и красоту. Кто создал небо с множеством звезд, солнце, луну? Кто создал землю? Кто мудро управляет всем видимым миром? БОГ. Весь мир сотворен Богом. Им все держится и управляется. Посему Бога мы называем Творцом и Вседержителем. Только безумные люди могут говорить, что Бога нет, что всё само собой явилось. Рече безумен в сердце своем, нет Бога, разве мог дом явиться собою? Кто-то построил его. Вселенная в тысячу раз устроена мудрее, чем любая вещь, сделанная руками человеческими. Высоту величия Бога мы умом своим постичь не можем. Бог есть Дух безтелесный (Ин. IV. 24). Его же никто не видел есть от человек, ниже видети может (I Тим. 6,16)

Если человек не может взглянуть на солнце, по причине его чрезмерного жара и силы, то тем менее смертный человек может зреть неизреченную славу Бога (Фоефил Антиохийский).

Бог всемогущ. Той рече и быша; Той повеле и создашася (Пс. 32,9). Весь мир видимый и невидимый (ангелы) был создан одним повелением Господним.

Бог вездесущ. Он везде пребывает. Нигде от Него не укроешься. «Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего Камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; ащи сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано (понесусь на крыльях зари), и вселюся в последних (на краю моря) моря, и там обо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 7-12).

Бог всеведущ. Он знает все наши мысли, знает все, что делается в свете теперь, и что случится в будущем.

Бог всеблагий. Благ и милостив Господь и щедроты его на всех делах Его (Пс. 144, 9). Милостив Господь и долготерпелив, ни до конца прогневается. Как добрый Отец, Он заботится о нас, посылая добро и праведным и грешным (Мф. 5,45).

Бог вечен. Не имел Бог начала, не будет иметь и конца. Прежде даже горам не бытии, и создатися земли и вселенной, и от века и до века Ты еси (Пс. 89, 3)

О МОЛИТВЕ

Молитва есть благоговейное обращение ума и сердца нашего к Богу и духовная беседа с Ним. Бог печется о нас, как Отец о детях Своих. От Бога мы получаем все насущное: пищу, одежду, здоровье. Без Его воли ни один волос не упадет с головы нашей. Мы ежедневно нуждаемся в помощи Божией, посему и молиться должны каждодневно. Бог защитник и прибежище наше в дни скорби и печали. Он же, Владыко небес, посылает нам радости в жизни. Все от Господа Бога. Посему мы не только просим Бога (молитвы просительные), но и благодарим Его за посылаемые благодеяния (молитвы благодарственные).

Значит, молитвы бывают разные: 1) когда прославляем Бога, то читаем молитвы: Слава Тебе Боже нашъ; Слава Отцу и Сыну; Свете тихiи; Хвали душе моя Господа; Вознесу Тя Боже моя (Пс.144) и другие; 2) благодарение Богу приносим, когда читаем: День пребывъ, Благодарю Тя Господи; Отъ сна воставъ(первая половина); Что ТИ принесемъ Христе (на Рож. Хр.) и другие; 3) просительных молитв много: отпусты, Царю небесныи, Отче нашъ, молитва Исусова и другие.

Молиться необходимо во всякое время: утром, вставая с постели, перед принятием и после принятия пищи, перед началом и окончанием каждого дела и вечером, ложась спать. Молиться должны дома, в школе. «Что для тела свет солнца, — говорит Св. Иоанн Златоуст, — то для души молитва». Кто не молится Богу и не имеет усердия беседовать с Ним, тот духовно мертв. Где нет молитвы, там оскудевает вера. Будем же чаще прибегать с чистым сердцем к молитве, а особенно посещать храм Божий – дом молитвы.

Кроме обращений к Богу, мы обращаем к предстоятелям нашим и ходатаям: Богородице, ангелам, апостолам и угодникам Божиим.

Приступать к молитве нужно с величайшим смирением и благоговением. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничтожить (Пс. 50). «На кого воззрю, — говорит Бог через пророка Исаию, — токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ» (Ис. 66, 2).

Да послужит для нас примером молитва грешного мытаря: Боже, милостивъ буди мне грешному. Господь принял молитву грешника, а фарисей ушел оправданным (Лк. 18, 10-14). Молиться надо без всякого лицемерия. «Егда молишися, не буди, якоже, лицемери» (Мф. 6, 5). Надо простить всем, кто нам какое-либо зло причинил. «Егда стоите, молящееся, отпущайте, аще что имаете на кого. Аще не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших». (Мк. XI, 25. Мф. 6, 15-18). «Аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя (т.е. не ты сам, а другой на тебя гневается): остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда принесеши дар твой» (Мф. 5, 23-24). Во время молитвы ни о чем постороннем нельзя думать, Тем более нельзя шалить, разговаривать. Такая молитва — кощунство пред Богом, и Господь может нас за это наказать.

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Честный и животворящий крест является знамением христианским. Для того чтобы выразить свою веру в Господа Исуса Христа, распятого на кресте, мы во время молитвы осеняем себя крестным знамением. Крестное знамение отгоняет дьявола и нечистых духов. Оно подает нам силу при всех испытаниях.

Св. Иоанн Златоуст, вселенский учитель, так говорит: «Никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, коими мы живем, и начала всех благ, коими существуем». Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего владывки. Посему, когда знаменуешься крестом, пусть выражается на челе твоем живое упование. «Не просто перстами должно его изображать, но должны ему предшествовать сердечное расположение и полная вера».

По учению св. отцов, крестное знамение творить десною (правою) следующим образом:

«Первый крайний перст (палец), да два нижних, концы сомкнуты: средний перст со дригим прямо поставили мало наклонен, а другии повыше, а не распростерт; та прообразуют Божество и человечество».

Три пальца соединены в честь Пресвятой Троицы. Указательный распростертый и средний согбенный прообразуют два естества Христова: Божественное и человеческое. Согбение толкуется св. отцами: «Преклонь небеса и сниде на землю ради нашего спасения». Пальцы необходимо складывать со всем тщанием, а не как попало. Сложив правильно персты, мы полагаем указательный и средний персты сперва на чело (лоб), потом на живот, затем на правое плечо и, пронеся руку на уровне уст, прикладываем персты к левому плечу. Полагая руку свою на главу, речем: «Господи». Сим глаголом проповедуем превечное и пребезначальное рожество Сына Божия прежде век. Потом сносим руку на живот и глаголем: «Исусе Христе». Это знаменует схождение Сына Божия с небесных круг, от безначальных недр отеческой славы на землю, и в пречистом чреве Своей матери Девы Марии безсеменное зачатие и воплощение. Потом носим руку на правое рамо (плечо) и глаголем: «Сыне Божии». Это знаменует вознесение Господне от земли на небо и одесную (по правую сторону) Отца сидение. Когда мы полагаем руку ошуюю (на левое плечо), мы произносим: «Помилей нас», т.е. просим Господа Бога избавить нас от лукавого и от вечной муки. В день Страшного Суда грешники будут стоять по левую сторону от престола Судии.

Крестное знамение мы должны творить истово, не спеша. Истово исполненного крестного знамения «беси боятся и трепещут». Безчинному же маханию «бес радуются». Кто из нас плохо крестится, то оскорбляет Самого Господа и творит кощунство. Не надо стыдиться дарованного нам оружия против вражьей силы, и каждое благое дело будем начинать крестным знамением.

О ПОКЛОНАХ

Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним, во время молитвы мы совершаем поклоны. Этим показываем свое смирение пред Богом, от Которого зависит и наше здравие и наша жизнь. Поклоны различаются: поясные – когда наклоняем нашу голову до пояса, и земные – когда, кланяясь, касаемся головою до земли. В последнем случае употребляется всегда подручник, дабы не запачкать перстов, коими мы совершаем крестное знамение.

Поклоны надо совершать правильно. Не творить вместо поясных, головные поклоны, когда небрежно, легонько киваем головой в сторону иконы. Этим мы выражаем не только небрежение, но и неуважение Владыке мира.

ХРАМ БОЖИЙ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Молиться Богу можно везде, но обычно христиане собираются в храмы Божии для участия в соборной (общей) молитве. Храм – место святое. «Устроятъ мне святилище, — сказал Господь Бог, — и буду обитать в немъ» (Исх. XXV, 8, 18-22). Итак, первый храм на земле возник по повелению Божию. Наружные вид храма и его внутреннее устройство более усиливают наше чувство веры. Как место святое, храм, украшается снаружи крестом. В старину здание храма строилось в виде креста. Передняя стена храма обращена на восток. С внутренней храма у этой стены расположен иконостас с множеством икон. Все молящиеся, находясь в храме, посему во время молитвы обращены лицом на восток, знаменуя тем самым свое обращение к истинному свету, к «Востоку свыше» (Лк. I, 78), который есть Господь Исус Христос. Перед иконостасом находится солея, особое возвышение, на котором совершается служба. Посреди солеи Крест Господень и настольное Святое Евангелие, составленное св. апостолами и евангелистами: Матфеем, марком, Лукою и Иоанном. Для певцов на солее отведены особые места – клироса. Посреди потолка спускается паникадило (светильник со свечами).

Велико значение храма. Храм Божий – дом Божий. «Идеже бо есть два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их»(Мф. 18, 20). «Дом Мой – дом молитвы есть» (Лк. 19, 46). В храме Божием незримо присутствуют святые наши предстоятели: Богородица, ангелы, св. угодники. Они молятся вместе с нами. Храм Божий есть училище веры и благочестия. Там мы слышим словеса Самого Господа Исуса Христа, во время чтения священной книги – Евангелия. Многочисленные иконы напоминают нам о подвигах благочестия. Умиляюще действует на душу нащу и пение богослужебное. Храм Божий служит духовной здравницей и местом утешения для скорбящих. В храме мы приобщаемся к Церкви Христовой в день нашего крещения. В храм Божий приносят наше бренное тело для отпевания.

Для того чтобы утвердиться в благочестии, необходимо посещать храм Божий. «Что холоднее камня? – говорит св. Иосиф Волоколамский, — но если будем ударять камень о камень, то посыплются искры. Тем паче, когда наши души совокупятся в молитве, она будет сильна и пламенна». «Дома, конечно, молиться можно, — говорит св. Златоуст, — но не можно так молиться, как в церкви, где возносится к Богу единодушный глас». В храме общее торжество небесных и земных, одно радование, одно веселие.

О ИКОНОПОЧИТАНИИ

Икона – слово греческое и по-русски означает – образ, изображение. На иконах мы видим изображение Господа нашего Исуса Христа, Богородица, ангелов и святых. Святые словописцы, ученики Христовы, записали словеса Господа Исуса Христа в книгу, рекомую Евангелие. Подобно им, иконописец пишет на «досце церковное благолепие от перваго Адама даже до Христова Рождества», — изображает страдания праведников за веру. С великим благоговением мы почитаем священную книгу Евангелие, с неменьшим благоговением мы должны почитать и изображения святых на иконах. Мы не видим живых апостолов и первомучеников, взирая же на икон, мы их вспоминаем.

«И их же зриши телесне своими очима – сих созерцаеши духовне – ради иконнаго воображения» (Б. Соборн. Л. 322). Первый образоделатель Сам Господь Бог, ибо Он на скрижалех душевных первого в мире человека (Адама) образ Своего Божества написа. Моисей, по повелению Божию, поставил над ковчегом священные изображения херувимов (Исход. Гл. 25). В Новом Завете Бог Сам открылся людям в видимом образе, посему мы изображаем и почитаем иконы Спасителя. Сам Христос, истинный Бог наш, честный убрус (плат) приложив к пречистому лику Свому, предивный образ Свой написа и после Его ко царю Едесскому, Авгарю. Евангелист Лука был иконописцем. Почитая икону, мы поклоняемся не доске, на которой написана икона, а тому, кто на ней изображен. Посему, когда изображение на иконе стиралось, в старину доску иконную сжигали, «как древо впредь безполезное». Святая Церковь в давних времен постановила почитание икон. Посему и мы, верующие в Единого Бога, в Троице певаемого, честныя иконы целуем и почитаем.

О СВЕЧАХ, ЛАМПАДАХ И ФИМИАМЕ

По обычая, издревле установленному, пред иконами во время молитвы возжигаются свечи. Возжигая свечи, христиане указывают сим обычаем на свое духовное горение и горячую любовь к Милосердному Богу. Будьте «тщанием не лениви, духом горяще» (Рим. 12, 11). Горящия свечи (в особенности на Пасхальной заутрене) служат выражением духовной радости и торжества. Чистый воск, из которого состоит свеча, выражает нашу душевную чистоту. Свечи мы возжигаем во время торжественного песнопения (при покаянных молитвах свет гасится), свечи возжигаем у гроба усопших, в знак веры нашей и надежды на будущую блаженную жизнь (Кормчая. Л. 600). По древнему преданию, свещи, возженные пред образом Исуса Христа, ставятся против персей (груди), а пред образами Богородицы и Святых – против лица.

Издревле установлен и обычай возжигать масло пред иконами (Откров. 8, 3-4). «Ты же заповеждь сыном израилевым, да возьмут себе елей от масличия (масличное дерево), чисто сомлено (выбито) в светила» (Исх. Гл. 27, 20). «Итак, требуется елей чистый, — говорит отец Церкви св. Кирилл Александрийский, — то есть из маслин, а не из инородных и земляных семян». После того, как сучок от масличного древа был принесен в Ноев ковчег (знак прекращения потопа), сок плодов масличного дерева сделался образом благодати Божией. Слово елей – не русское. Оно означает милось. Посему и в Ветхом и в Новом Завете было повеление приносить чистые жертвенные предметы, то тем более нам, христианам, надо соблюдать это в настоящии дни. «Светильники, которые ты возжешь, — говорит св. Григорий Богослов (род. в 326 г.) таинственно образуют тамошнее световодство, с которым мы, чистыя девственныя души, взыдем в сретение Жениху» (Слово Св. Крещение).

Во время молитвы совершается каждение фимиамом или ладаном (застывшая смола с запахом ванили – ладан росный – которая добывается в Аравии, Африке и Индии). Каждение совершалось ещё при Моисее (Исход. 30, 1, 7-9, 31, 9). В Новом Завете апостолы постановили приносить ко алтарю фимиам (3 прав. свв. Апостол). Каждение служит для освящения места молитвы, для выражения особого благоговения и торжественности. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс. 140,2).

КРАТКОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛУЖБОЙ СОБОРНОЙ

Для участия в соборной молитве верующие собираются в установленные дни и часы в храме Божии. По уставу древлеправославному соборная молитва начинается, как и домашняя, приходным началом. По времени и по содержанию различаются следующие соборные молитвы: вечерня, павечерица, полунощница, утреня и часы. Круг службы церквоной начинается с вечерни. По учению Церкви, такой обычай установлен на основании Библии: «В начале сотворилъ Бог небо и землю. И былъ вечеръ» (Бытие 1-5).

Особенным благолепием отличается всенощное бдение (когда с вечерней соединяется утреня).

До начала службы совершается каждение Креста Животворящего и икон на клиросе. Дым кадильный должен напоминать о первых днях творения, когда «Духъ Божии носился надъ поверхностью водъ» (Быт. 1,2). Посем наставник возглашает: «востаните», и все молящиеся поднимаются, чтобы принять участие в общей молитве. Все праздные разговоры должны быть оставлены. Умом и сердцем надо вникать в содержание того, что читается и поется во время службы. Служба вечерня начинается с прославления Бога, как Творца и Зиждителя всего мира, видимого и невидимого. (Поется псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа»).

Кафизмы, которые после этого читаются, напоминают верующим о грехопадении прародителей, чтобы и мы почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою греховность, мы должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира («Воскресни Господи», «Спаси мя Боже мои»). В подтверждении этой надежды на помощь Божию, исполняются псалмы: 140, 141 и 129. Заканчивается вечерня светлым чувством радости и веры, что Господь Исус Христос спасает души наши, если мы к Нему обратимся («Свете тихии»). Молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», которая читается при окончании вечерни, напоминает нам, отходящим ко сну, о смерти (сон – подобие смерти) и о надежде увидеть спасение. Словами старца Симеона Ветхозаветная Церковь приветствовала Главу и Архиерея Церкви Новозаветной.

После торжественного окончания вечерни, тихо начинается утреня. Свечи в храме гасятся. Горят свечи лишь пред образами Спасителя и Богородицы Приснодевы Марии. Среди всеобщего безмолвия в храме, читается ангельское славословие: «Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ в человецехъ благоволение». Троекратным славословием призываются верующие к тому, чтобы отверзли уста своя для Хвалы Господа. Посеем чтец (обычно наставник) дважды возглашает: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». Этим верующие призываются к ещё большему вниманию. Чтец читает покаянные псалмы (3, 37, 62, 87, 102 и 142) или «шестопсалмие» (по-гречески «эксапсалмы»).

С сокрушением сердечным все внимают поучительным словесам псалмопевца Давыда. В это время запрещается сходить с места и совершать какие-либо движения. В псалмах выражается твердое упование на Бога, глубокое смирение («человек яко трава, дние его цветъ сельныи») и просьба ко Господу услышать мольбы наши «в правде Своей». По эксапсалмех поется «Бог Господь» (на восемь гласов, по гласу тропаря). Свет вновь возжигается. Слова песнопения должны напоминать верующим о радостном явлении Господа нашего Исуса Христа на землю для проповеди Своего учения. Посем исполняется тропарь (краткое песнопение, излагающее сущность праздника или прославление святаго, память коего празднуется) празднику или недельный (кафизмы). (Псалтырь заключает в себе 150 псалмов и разделяется для богослужебного употребления на 20 кафизм, а каждая кафизма краткими славословиями разделяется на 3 «славы». Кафизма – греческое слово – значит сидение. По толкованию Вальсамона на 17 правило Лаодикийского Собора, сидеть разрешается лишь во время поучительных чтений). Чтение псалтыря – основа всех службы на утрени. (Кафизмы излагают пророчества о Спасителе мира, Исусе Христе). Богослужение становится особенно торжественным. В ярко освещенном храме торжественно раздается попеременное («антифонное») пение клиросов («Хвалите имя Господне», «Исповедйтеся Господеви», т.ак называемым «полиелеос»).

В неделю цветную все молящиеся держат в это время свечи в руках, в знак победы Христа над тьмой (адом). Далее следует чтение св. Евангелия, которое предваряется славословием: «Слава Тебе, Господи». По Евангелии поется стихира «Воскресение Христово». Чтение покаянного псалма «Помилуй мя Боже» заканчивается первая часть утрени. Затем следует чтение и пение канона (греческое слово – соединение по известному плану нескольких песнопений) в честь праздника или святого. Каждый канон состоит из 9 частей, называемых песнями. Каждая песнь состоит из нескольких стихов. Первый стих называется ирмосом (греческое слово – связь, соединение) и служит образцом для остальных стихов или тропарей. Содержание ирмосов заимствовано из песней ветхозаветных. Так, первый ирмос заключает песнь Моисея, воспетую им после перехода через Чермное море («Поем Господеви»). Второй ирмос – Моисеево обличие «жестоковыйных» иудеев, по прошествии пустыни («Вонми небо») и, как обличение грехов, поется только в дни Великого поста. Образцом третьего ирмоса послужила молитва Анны, матери Самуила. Содержание четвертого ирмоса –из песни пророка Аввакума, провидевшего грядущее пришествие Мессии – Господа нашего Исуса Христа. Пятый ирмос – из молитвы пророка Исаии; шестой – из песни пророка Ионы. Затем следует кондак (краткое изложение праздника или доблестей святого) и икос (сокращенное содержание мысли всего канона). Седьмой и восьмой ирмосы вспоминают подвиг трех отроков, прославлявших Бога в печи вавилонской. Перед пением девятой песни, клирошане поют «Величит душа моя Господа» (Песнь Богородице поется на утренях, исключая двунадесятые и пасхальные праздники). Девятый ирмос посвящен пророчеству Захарии. Светильными воскресными заканчивается вторая часть заутрени. Прославлением Бога Творца, с призыванием всякой твари к Его славословию, начинается заключительная часть утрени («Хвалите Господа со небес» Псалмы 148-150).

Приближается утро. («Слава показавшему нам светъ»). Торжественно звучит великое славословие («Слава в вышнихъ Богу..», «Хвалим Тя»), которое заканчивается трисвятою песнью («Святыи Боже…»). Наставник читает отпуст. Краткая молитва («Первый час») и, положив исходный начал, верующие тихо расходятся по домам своим.

В утренние часы совершается служба часы и молебен. Служба проникнута воспоминаниями о земной жизни Исуса Христа, от Его Рожества до Вознесения на небо («Единородный Сын»). Чтение девяти евангельских заповедей («блаженны») напоминает нам об основах евангельского учения. По окончании «блаженных», читается Апостол (священная богослужебная книга, в коей заключены деяния св. апостолов и их послания к верующим) и Евангелие. По окончании часов поется задостойник («Достойно есть» или особый). Кроме указанных богослужений по уставу ещё совершается: павечерица, полунощница.

Павечерница (малая) – краткое богослужение после трапезы перед отходом ко сну. Песнопения павечерицы напоминают нам о смерти, о Спасителе мира. Павечерница (средняя) полагается в дни постов. Павечерница(великая) правится в дни Великого поста и накануне праздников Рожества Христова, Богоявления и Благовещения Пресвятой Богородицы.

Полуношница совершается в память полунощной молитвы Исуса Христа в саду Гефсиманском накануне крестных страданий Своих. Полунощница бывает повседневная, субботняя и воскресная.

О ЛЮБВИ ХРИСТИАНСКОЙ

«Любы долготерпить, милосердствуетъ; любы не завидить, любы не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своихъ си; не раздражается, не мыслитъ зля, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любить, всему веру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпить».
1 Коринф. 13, 4-7. Зач. 153

«Возлюби Господа Бога твоего всемъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею и всеми мысльми твоими. Возлюби ближняго твоего, какъ самого себя». Так сказал Господь Исус Христос ученикам Своим (Мф. 22, 37-38). На сих двух заповедях «весь закон и пророки основываются». Можем ли мы не любить Бога? Он даровал нам жизнь, Он одарил нас чувствами, разумом, волею, Он дает все необходимое для питания нашего. Он же послал Сына Своего Превечного, искупления грехов наших ради. Бог истинный Благодетель нам, пред Которым ничтожны все благодетели мира. Можно ли не любить Бога? «Кто ны разлучитъ отъ любве Божия?» (Римл. 8, 35).

Любовь наша к Богу должна проявляться в исполнении заповедей Его (2 Ин. 1-6). «Кто имеетъ заповеди Моя и соблюдает ихъ, тотъ любитъ Меня, а кто любит Меня, тотъ возлюбленъ будет Отцом Моимъ» (Ин. 14. 21). Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершества – говорит апостол Павел (Колос. 3, 14). Будем же творить добрые дела, чтобы угодить Богу. Станем чаще обращаться к Богу с молитвою, будем чаще приходить в храм Божий, чтобы слушать Слово Божие. Приближается Богу и приближается вам (Иаков. 4, 8).

И вторая заповедь оставлена нам – «возлюби ближняго своего». Великий, смертный грех – ненависть к ближнему своему. «Кто говорит, — учит апостол Иоанн Богослов, — я люблю Бога, а брата своего ненавидит – тот лжец, ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (Ин. Зач. 74). Прежде учили: око за око, зуб за зуб, а Исус Христос учит прощать врагов своих и молиться за них. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44-45.)

«Заповедь новую даю вамъ, — сказал Исус Христос, — да любите другъ друга. О семъ разумеютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 34-35).

«Будите убо милосердии, якоже Отец вашъ милосеръ есть» (Лк. 6, 36. Зач. 26). Посему и молитву нам оставил Господь «Отче нашъ». В ней мы читаем: «и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должником нашимъ.» У кого нет любви к ближнему, тот чужд Исусу Христу. Кто видит ближнего страдающего и не помогает ему, тот лишен будет Царствия Божия (Мф. 25, 45). Высшую же любовь к ближнему проявит тот, «кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13).

И спросили Иоанна Крестителя: что нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же (Лк. 3, 10-11). Будем жы и мы оказывать всегда помощь неимущим, помня слова Христовы: «Смотрите, не творите милостыни вашей передъ людьми на показъ съ темъ, чтобы они видели васъ (т.е. делать ради тщеславия) иначе не будетъ вамъ награды от Отца вашего небесного… У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знаетъ, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне: и Отецъ твой, видящий тайное, воздастъ тебе явно» (Мф. 6, 1-4). Особенно же будем помнить слова Апостоловы: «И аще роздамъ вся имения моя, и аще предамъ тело мое, во ежи сжещи е, любве же не имамъ, никая польза ми есть» (1 Коринф. 13, 3). Одно наружное благочестие без любви не приблизит нас к Богу.

О МОЛИТВЕ ЗА УСПОПШИХ

Смерть – переход от земной жизни в загробную жизнь. Члены Церкви Христовой, соединенные братской любовью на земле, не разлучаются смертью. Велика сила христианской любви. Нам надо любить ближних своих по заповеди Господней (Мф. 22,39). Чем мы можем выказать любовь свою умершим родителям и родственникам нашим, как не молитвою? «Умершие надеются, — говорит блаженный Августин (родился в 354г.), — получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них». Людям положено однажды умереть, потом же суд (Евр. 9, 27). Посему нам надо молиться, чтобы усопший обрел Судию милостивым. Один Господь знает, кто из усопших праведен, кто грешник.

Но увы, все мы грешны, во грехах рождаемся, в грехах дни свои проводим, в греховных немощах умираем. В светлые чертоги небесного Иерусалима «не имать внити всяко скверно» (Апокал. 21, 27).

Посему мы должны молиться за ушедших в загробный мир, чтобы Господь простил все их прегрешения вольная и невольная. «Просите и дастся вамъ», — говорит Священное Писание. Усопшие же в свою очередь молятся о нас. «Потщуся и всегда имети васъ по моемъ исходе, память о сихъ творити» (2 Петр. 1, 15). «Молитва, милостыня, — говорит св. Иоанн Златоуст, — много помогает усопшим в улучшении их загробного состояния. Если молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их, то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их грехов». «Поминайте наставники ваши», — сказал св. апостол Павел (Евр. 13, 7). Первыми же наставниками нашими являются родители и воспитатели наши. Они бывают нашими наставниками от юности нашей. Посему с древнейших времен установлено почитание усопших. Об усопших молились воины Иуды Маккавея (2 Макк. 12, 39-45). «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершаго не лишай милости», — говорит премудрый Иосиф, сын Сирахов (7, 36). Св. пророк Иеремия (гл. 16) называет окаянными тех, коим по смерти не творится поминовение (см. ещё: 1 кн. Царств 34; 2 кн. Царств 1, 11-12; Варух. 3, 31; Кн. Суд. 11, 4). Об Онисифоре молится св. апостол Павел (2 Тим. 1, 16-18). То же и св. апостол Иаков нам заповедал (Посл. Иакова 5, 16).

«Сей плач живых о грехах умерших, — говорит Иоанн Златоуст, — есть добр, сие людомудрие высокое». Молиться «на имя» можно только за христиан, в вере скончавшихся. Св. Церковь установила особые дни для поминовения усопших. По обычаю, издревле установленному, христиане творят поминовение усопших в 3-й, 9-й и 40-й день. Кроме того в течение 40 дней совершают молитву (сорокоуст).

14-е правило свв. Апостол Петра и Павла повелевает творить поминовение ежегодно в день смерти усопшего. И в день ангела усопшего совершается молитва. Суббота (по евр. – покой, отдых) посвящена памяти всех святых и усопших. Церковь установила особые «родительские» субботы. Поминовения в эти субботы называются «вселенскими». Вселенские субботы: мясопустная, троицкая, 2, 3 и 4 недели Великого поста и перед днем св. Дмитрия Солуньского (26-го октября). Поминовение творится во вторник Фоминой недели («радоница»). По обычаю, при совершении поминовения ставится коливо-кутья(пшеница) с медом. Зерна пшеницы – прообраз воскресения. Зерно в земле обращается в прах, давая начало новой жизни. Мед означает сладость райской жизни.

О МИРЩЕНИИ
В древние времена святые отцы положили закон для христиан – не смешиваться с язычниками и иноверными в молитве, еде и питии.

Этот закон служит для сохранения христиан в чистоте и соблюдения всех правил молитвы и жития. Так, например, не христиане употребляют в пищу продукты, запрещенные по церковному закону (кровь животных, мясо слепорожденных, морских и др. гадов и т.д.), также употребляют скоромные продукты в постные дни. Праздники у язычников часто проводятся с непотребными для христиан увеселениями и блудными страстями. От всего этого верующим надо удаляться и отделяться.

Любая трапеза для христиан связана с молитвой. Молитва же есть общение с Богом, здесь ничего не должно быть нечистого. Общение же с неверующими приводит христиан к смешению с миром, к его безбожным обычаям и привычкам – т.е. к обмирщению. А где обмирщение, там и грех.

Поэтому наши благочестивые предки завещали нам остерегаться замирщения. Не общаться с проповедующими грех и неверие, с еретиками и отступниками. Посему и сложился среди староверов обычай держать христианскую(рабскую – рабов Божьих) посуду. Не в уничижение других, а для сохранения своей чистоты.

Ныне многие христиане живут в городах, работают, учатся среди неверующих, вольно и невольно замирщаются и грешат. Прежде чем им придти на общую молитву, по церковному обычаю нужно положить начал за замирщение, а потом после епитимии, по разрешению духовного отца приступать к соборной молитве.

Добавить комментарий