«История Христианской жизни»
(Автобиография Пашкова Леонтия Николаевича)
Предисловие
Леонтий Николаевич Пашков (11.02.1890 – 13.10.1965) – один из замечательных деятелей Куйбышевской (Самарской) поморской общины.
Выходцы из Курской губернии Пашковы сначала прочно обосновались в селе Бобровка Самарской губернии, а затем в самой Самаре (Куйбышеве), где оставили незабываемый след своего служения Древлеправославной Церкви. Отец Леонтия Николаевича — Николай Михайлович умер очень рано, оставив в наследство доброе имя да Псалтырь в кожаном переплете, за который в свое время уплатил сорок пудов пшеницы. Старший брат Василий Николаевич принял на свои плечи заботу о больной матери, сестре Ксении и брате Леонтии.
Леонтий Николаевич «был воспитан родственницей, восприемницей при крещении, в страхе Божием. С детства научен Священному Писанию и пению. Рано начал читать – в 7 лет, и в 10 лет править службою. Окончив церковно – приходскую школу, учил желающих прихожан чтению и ведению устава церковной службы и пению. Был привержен к службе Божией, помогал настоятелю и в службе, и в крещении». Имея от природы сильный приятный голос, много пел и дома, и в храме. Прекрасно читал, молитвенно взывая к Богу, особенно «Апостол». Даже перед самой своей кончиной пел: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печаль мою».
Переехав в Куйбышев, Леонтий Николаевич был активным прихожанином, уставщиком и головщиком. В большие праздники не оставлял службы в Кинеле. Ездил по приглашениям в другие города на Соборы, совещания, беседы, например в Саратов, Челябинск, Уфу, Ташкент, Караганду, Астрахань и др., где разбирались различные вопросы христианской жизни и гасились конфликтные ситуации. Вел обширную переписку по духовным вопросам со многими наставниками и прихожанами других городов. Получал множество писем и давал на них ответы. Только с 1960 по 1965 годы было написано и послано 636 писем и получено 477 ответов, в которых разрешались многие вопросы жизнедеятельности Старообрядческой Церкви. Автор заметок о куйбышевских (самарских) деятелях в «Календарях» 50 – 60-х годов.
Леонтий Николаевич был человеком редчайшей доброты, кротости, трудолюбия и бескорыстия, оставляя себе только самое необходимое. Он был величественно красив, высок ростом, с благородной осанкой, с красивой кудрявой бородой и копной вьющихся волос.
Большие усилия Леонтий Николаевич прилагал к церковному миру и единению, путем нравоучительных бесед, увещеваний из Божественного Писания, собирал совещания с присутствием настоятелей других городов. Вопрос о самарских самокрестах много лет будоражил сознание самарских староверов. Леонтий Николаевич очень много времени уделял этому вопросу с целью уврачевания этого раздора. От всех он требовал хранить веру Христову и ее догматы, предупреждал, увещевал не стяжать лихоимания, корыстолюбия, братоненавистничества, зависти, тщеславия, славолюбия. Ревнитель христианских браков и противник разводов. Боролся за христианский образ прихожан и дисциплину в храме. Был противником поспешного ведения службы, охраняя правила богослужения. Способствовал духовному единению между служителями и паствой, выступал в защиту и укреплению ее.
Свою автобиографию Леонтий Николаевич переписывал несколько раз и раздавал многим уважающим и почитающим его христианам. Благодаря автобиографии Леонтия Николаевича и дневникам (частично сохранившимся до наших дней), можно прочувствовать путь христианина, восстановить многие страницы истории Куйбышевской (Самарской) общины и христианского общества с. Бобровка, узнать дух и нравы христиан того времени.
Братьев Пашковых можно поистине назвать храмостроителями. При их организации и непосредственном участии был построен храм в с. Бобровке в 1913 году и в молитвенный дом в Куйбышеве в конце 1950–х годов.
О строительстве в Куйбышеве, в сложнейшее время, Леонтий Николаевич ярко описал в письме в Саратов, настоятелю Евдокиму Яковлевичу Кускову 27 октября 1958 года:
«…Мой брат Василий Николаевич, веря в милость Божию и что творить волю Божию Бог помогает, узнал, что ни Иосиф Зиновьевич, ни Никифор Федорович не склонны к тому, что бы подвергать себя опасности и строить без разрешения молитвенный дом. Пошел к богобоязненной вдовице Марии Семеновны из потомков христианского рода, усердная молельщица, певчая клирошанка, любительница солевого знаменного наречнаго пения, имеющая веру в милость Божию и жаждущая, чтобы в ея дворе был построен молитвенный дом, под видом сарая, мечтала об этом и для этой цели заготовляла строительный материал. И была весьма рада, когда пришел к ней Василий Николаевич с предложением строить у нее молитвенный дом под видом сарая.
И мой брат Василий Николаевич стал главным строителем и попечителем по постройки молитвенного Храма, веря Богу, что Господь поможет творить богоугодное дело и благословясь только у Бога начал строить молитвенный дом 6.5 х 5 метров и три метра вышиною внутри. И испугались высоко, далеко будет виден, пришлось немного отпилить столбов в угоду страшливым. Господь послал В.Н. помощника плотника христианина из прихода Иосифа Зиновьевича — Петра Андреевича, который с великим усердием и тщанием стал вкладывать свой труд в построении Храма. Стройка проходила только в выходные дни, но Василий Н. был каждый день и рано и поздно и все что-то делал, приготовлял материал, просил помощи у своих христиан и добрые христиане откликались и приходили со своим инструментом помогать строить молитвенный дом и приносили свои пожертвования на постройку моленной – кто, чем мог. Милостиею и благоволением Божием созиждели себе Храм. Прибежище христианом тихое пристанище обуреваемым.
Возлюбленный честный Отче Евдокиме! О Чюдеси! Начали строить под видом сарая 21 июня 1958 го года и до сих пор никто не пришел, ни спросил, что вы строите, есть ли у вас разрешение и электротехник выдал разрешение на проводку света, без какого либо препятствия: и свет провели свои христиане весьма прекрасно и бесплатно. Также отопление, круглая галанка сделана весьма прилично своим мастером христианином и бесплатно.
Предполагали отстроить к празднику Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня и назвать Храм Воздвиженским, но милостиею Божиею и ревностию добрых христиан отстроили раньше 8-го сентября на праздник Рожества Богородицы. Торжественно и велегласно молились в новом Храме молебен празднику и часы совсею радостию и благодарением всемилостивому Богу 14-го сентября вся служба Воздвижению честнаго и животворящаго креста Господня. С торжественным поклонением в новом Храме 15-го сентября в воскресение совершалось торжественное освещение Храма во имя престольных праздников Чудотворныя иконы Пресвятая Богородицы «Казанская» и Святителя христова Николы. Храм наш украшен двумя крестами во весь рост художественной работы, двумя иконостасами и во всю стену св. иконами. Только бы радоваться и молиться все, что положено по уставу церкви: но на нашего настоятеля напал страх и он не приглашает молиться часы и молебен в положенное время, чем я недоволен, и прихожане не осмеливаются просить его отложить страх. Будем просить всемилостиваго Бога о нашем мире и единении и просить от Господа Бога то что нам положено».
В тексте сохранена орфография и пунктуация автора.
Павел Половинкин
История Христианской жизни: В труде и подвизе в возвеличении службы Божией и уставного исповедания и благодарения во славу Богу Отцу и Сыну и Святому духу ныне и присно и во веки веком аминь.
Аз многогрешный раб Божий Леонтий Николаевич Пашков. Год рождения 1890 11февраля день Ангела 18 го февраля.
Родившийся от ревностных христиан старообрядцев безпоповцев поморского законнобрачного согласия Николая Михайловича и Парасковии Павловны Пашковых: выходцев из Курской губернии Рыльского уезда села Благодатная. Рождён в селе Бобровка той же волости Самарскаго уезда и губернии.
Крещен старцем Викентием Даниловичем Пахотновым при восприемниках Василии Степановиче Ерискиным — Мавриным и восприемницей Прасковии Пахомновне Пашковой, которая меня воспитывала и учила по азбуке-кирилице, которую я изучил всю наизусть. В 1897 поступил в церковно-приходскую школу.
В 1898 у отца были гости из с. Елховки Спрыгин Василий Н. и из села Яблонки двоюродный брат Яков Агеевич Пашков. Вели духовную беседу, я учился уже второй год, имел у себя Евангелие, отцу и гостям потребовался Евангельский текст «Ты еси Петр Камень на сем камени созижду церковь мою и врата ада не одолеют ея». Я нашел этот текст у себя в Евангелии и подал им на стол. Отец мой удивился моей находчивости и как будто бы обиделся и меня в школу не пустил.
В 1900 м году отец заболел, и его отвезли в психиатрическую больницу.
С малых лет был привержен к службе Божией, дедушка Андрей взял меня за руку и повел молиться к Садовым — Дмитрию Вас. Я правил уставом церкви и помогал дедушке Андрею при крещении младенцев, и помогал матери, на жнитве обрезал палец: шрам виден и до сих пор на пальце.
В 1901м году окончил Бобровскую церковно-приходскую школу с похвальным листом и с подарками двумя книгами: «Евангелие» и «Училище Благочестия».
В 1902 м году ездил с дядьями в их село Благодатное, где усердно молился
в поддевочке и правил правым клиросом, а тетя Александра Иполитьевна учила меня пению на ОН.
В 1903 году выдавали в замужество сестру Ирину за Феодора Сидоровича Жидкова, был христианский законный брак.
В 1904 м году ездил с дядей Кузьмою Пав. собирал долги. В селе Самодуровка упал в колодезь, в котором святили воду, меня вытащили и обогрели.
В1905 м году брат Василий вызвал мать из Благодатной и женился на девушки христианского поведения Анисии Николаевны Жидковой, их брачили в Самаре, и я уже поехал торговать косами и дегтем.
Получили извещение от наших родных, что наш родитель раб божий Никола скончался в психбольнице в г. Курске 17 декабря 1905 г.
В 1906 м году жили по квартирам, и наконец купили у своего дяди Ивана Михайловича за сто семь рублей на мельницах рядом с моленной где я усердно молился.
В 1907 м году 13 мая скончалась наша мама, и её мы схоронили честно и свято по христианскому закону: Покой Господи душу усопшая рабы твоея Парасковии Вечная Память трижды.
В 1908 м году продали дом на мельницах и купили себе избенку в Шевчине хуже какой не было во всей Бобровки за сто рублей. Я гулял с девицей Евфимией Петровной Жидковой и жениться не собирался которую берёг и хранил ея целомудрие а взять её замуж не мог за отсутствием ея красоты и малограмотности. А когда её отдали замуж, я решил жениться, чтобы не потерять свое целомудрие.
В 1909 м году надеясь, что за меня отдадут любую красавицу твердой христианской веры воспитанной в христианской вере и хранящей свое целомудрие и мне Бог послал из крепкой христианской семьи красивую трудолюбивую девицу Анну Ефимовну Хритину. Год рождения ея 1890 из села Сырейки и началась моя семейная трудолюбивая христианская жизнь с твердою верою и усердным молением ко благому Богу. Осенью строили и поставили себе хорошее жилище.
В 1910 м году 13 июня родилась дочь Акилина с большими трудностями и прожила только до 5 июля всего 22 дня.
На Преображение Господне молился в храме один: святил яблоки, усердно работал, торговал, убирал маленький посев и сами жали пшеницу. Год был холерный и я болел, но меня Бог спас.
1911й — неурожайный год 24 октября родился сын Стахий и дали ему имя в восьмой день 31 октября.
В ноябре призывался на военную службу и когда подходил к кувшину с жеребьями правой рукой истово перекрестился, а левой рукой вынул жребий № 497, который оказался дальним, и меня в солдаты не взяли.
И я за это стал учить Николая Петровича, Тимофея Павловича и Евдокию Никитишну чтению за службою Божиею, практиковать их как вести устав церковный службы и мне Господь помогал вести свое домашнее хозяйство и учить службе Божией.
В 1912 м году выдавали в замужество сестру Ксению в село Черноречие за христианина Николая Ивановича Асанина. Бойко и много торговали, не считаясь со временем, ездили по базарам и по селам, продавали бумажную пряжу, косы и деготь. В конце года купили у Александра Федоровича Кукушкина каменную большую лавку с надворными постройками в центре села за 2200 руб. Своих денег не было стали занимать, заняли и стали торговать в новой лавке, торговля шла успешно.
В 1913 м году стали покупать землю на количество «душ» и засевать её. Первые купили сеялку и впоследствии жнейку самосброску. Трудились сами до пота лица, до устали, я на молотьбе так уставал, что с трудом приезжал домой. Продавал много кос в кредит, а осенью собирал за них деньги. Имел большой район торговли.
В 1914 м году 3 апреля родился сын и дали ему имя в восьмой день по рождению Терентий. Сеяли много пшеницы и много торговали.
В 1914 м в мае обучался в ополчении, а 28 го июля 1914 г. был мобилизован и зачислен в 554 пехотную дружину против первой германской Войны. В Иващенкове служил экспедитором возил патроны в Киев, в Оренбург, в Корсунь в конце года отправлен в г. Уфу для подготовки в маршевые роты.
В 1915 м году в Уфе обучался и был отделенным командиром. В моем отделении были больше татар, с которыми я усердно занимался и они меня очень любили за то, что я учил их по-хорошему, ни сколько не обижал их. Вместе мы попал в маршевую роту, и поехали на фронт. Был назначен фельдфебелем. С котла скоромного не кушал, а питался хлебом с медом и редькою.
В марте месяце заезжал домой, и меня спрашивала моя дорогая супруга на кого меня покидаешь: и я ей сказал: «только на Бога верь и молись и мы встретимся снова».
Пасха Христова была 22 го марта и у меня из дома было много продуктов, и мы разговлялись и кушали досыта. Все время у меня под рукой Василий Петрович Житков малый. Зачислили нас в 32ой Окский полк 82 дивизии и послали на задержание немцев под Галичь, но фронт уже был прорван и мы бились только одни сутки, нас обошли и 1я рота сильно пострадала от артиллерийского огня. А наша 3я рота была внизу вдоль реки и мы мало пострадали. Одна очередь артиллерийского огня била недолет, а вторая перелет, у меня была прострелена фуражка, и возле нас с Василием упал снаряд, но мы остались целы. Когда нас обошли, то я вынужден был разбить свою винтовку о камень, и сказал: что больше ни когда не возьму её в руки.
В 1915 м году 26 апреля по-старому ст. мы попали в плен и нас направили в лагерь «Шаморин и Фельдбах». Когда провожали меня в маршевую роту я ходил к пожилому старцу крепкой христианской веры Феодору Ивановичу Клюеву в г. Уфе. Ему было сто шесть лет, и он меня благословил иконою маленькую складнею, которую можно было носить на шее, и сказал: что будешь ты раб божий Леонтий в заточении ровно три года, что и сбылось. В Уфе я часто посещал молитвенный дом христиан поморцев брачного согласия, участвовал в пении и даже участвовал при общем собрании при обсуждении хозяйственных вопросов. Иконка складня Пресвятая Богородица и св. Великий Пророче Иоанне Предотече которую я хранил и вешал ее над своею головою когда ложился спать.
В лагере Фельдбах спас нас наш односельчанин Михаил Степанович Носов.
Ровно три года пробыл в плену Австро-Венгрии.
1915 г. 26/IV по ст. стилю попал в плен и 26/VI 1918г. перешел границу: трудная была жизнь в плену: лагерь «Фельдбах» сельхоз работы в «Графен Дорфе», лагерь «Гарт» — сельхоз работы у Еввы с Анной.
1917 г. на шахте «Рудо-баня» в Венгрии работали на верхнем этаже питался шипами, помогал бегству и усердно молился Богу.
1917 г. 17 апреля по ст. стилю бежали из «Рудо-бани» в количестве семь человек, все верующие богомолы и Бог нам помогал запастись продуктами на всю дорогу, под городом «Сан» нас поймали. Отправили в г. Ярославов на границе и оттуда при всем нашем желании убежать не удалось: и нас направили в лагерь «Шамория». В г. Перемышле дали нам два вагона теплушки и посадили с нами старого солдата — охрану: но мы в количестве четырех человек выпрыгнули из вагона и убежали в лес через воду. Обсушились и более осторожно пустились с молитвою в путь обходили г. Львов и Пасху Христову встречали в лесу.
Усердно молились Богу, была у нас иконка, которую мы прикрепили к дереву и зажгли свещу и усердно пели канон Пасхи наизусть. Проходили мимо нас дети и нас не заметили, ходили в деревню христосовались и нас угощали, 26/IV по ст. стилю благополучно перешли границу под Почаевским монастырем. И радости нашей не было конца открыто днем мы пришли в город Каменец-Подольск, в столовой покушали и пошли на регистрацию, нас зарегистрировали и отправили по направлению в Курск.
В Коренево была гражданская война, и мы переходили фронт пешком: заходили к родным в село Благодатное.
1918 г. 28 апреля по ст. стилю в Благодатной нас накормили и проводили в г. Льгов.
50 километров пешком и благополучно прибыли в Курск. Комендант нас направил в Самару один товарищ слез раньше, а Трифилий Сер. Пиминов и Лисов Ф.А. в Сызрани, а я приехал в Самару один, зашел в управление воинского начальника для регистрации: и дежурный направил меня в Кинель и Бобровку, куда я благополучно прибыл.
Какая радостная встреча сперва с детями, а потом с супругою, радости не было конца. Помылся в бани, угорел, болела голова
Это было 4го мая 1918 г. день пятница по ст. стилю. 5го мая в субботу садили бахчу, и потекла семейная трудовая любезная и спокойная жизнь.
Брат Василий Н. работал в кооперации: купили жнейку, самосброску подготовлялись к жнитву, урожай был хороший. Работы было много и посеву было много, работали с раннего утра до поздней ночи. О дележки с братом не думали. Выступали на собраниях за мирный крестьянский труд.
15 октября по н. стилю пришли советские воины, село Бобровка подчинилась новому режиму, и я был избран заведующим председателем Бобровского и Спиридоновского потребительского общества. Брат торговал в своей лавки: удивлялись воины нашей торговли. После брата мне представилась обширное поле деятельности в кооперативном строительстве. В ноябре был съезд уполномоченных, где я был делегатом и участвовал в работе съезда. Избран был Колотилин.
1919 год усиленно работал в кооперации и собирал зачетные квитанции и по ним привозил товары и собирал налоги и паи, встречался с Куйбышевым В.В.
В июле месяце родилась дочь Мария день Ангела 22 июля, крестный отец Иван Васильевич Пашков и кресна Анастасия Ефимовна.
В октябре 1919 г. на съезде был избран в ц. правление многолавочного потребительскаго общества «Народная Воля», работал совместно с Токаревым М.И. и Виноградовым Е., и был председателем центрального правления Народной Воли.
А райпродкомисаром Юдушкин А. и Павлов-Лазарев С.М. от Рабкрика Богомолов Ф.М. от которого получил похвальную грамоту за успешную и трудовую работу.
Жил один в Самаре на улице Венцека дом № 40-42 где было Правление и магазины.
Бобровских членов кооперации посылали на лошадях за солью в Баскунчак. Привезли в Бобровку 1000 пудов соли для всего района. Нелегко досталась эта операция.
1920 год была хлебная разверстка, вывозили все излишки хлеба. В марте я заболел сыпным тифом: врачи хотели положить меня в больницу, но моя супруга А.Е. не дала, сказав, что я буду ухаживать сама дома перед самой Пасхой. Был кризис и я остался жив. А Лев Ив. врач умер в ванне.
В апреле съезд уполномоченных проходил без меня и меня в правление не избрали по причине болезни, избрали Ст.Ст. Пелевина.
В мае 1920 го года был избран в заведующие Бобровским отделением многолавочного потребительского общества «Народная Воля», работал в магазине и дома и везде успевал.
1921й голодный год, в августе был послан на заготовку хлеба с шестью вагонами товаров в г. Семипалатинск, в большом городе был только один христианский Старообрядческий дом и в нем я поселился не без труда.
Сдал товары в кооперацию, наменял хлеба на свои вещи и благополучно прибыл в Самару, за сданные товары получил два вагона ржи.
В ноябре стали собирать деньги на заготовку хлеба в Ташкенте. Набрали денег шесть сундуков по три пуда в каждом и поехали в Ташкент в количестве восьми человек, в том числе шурин Семен Ефимович. Под Оренбургом попали в занос, стояли четверо суток и голодовали. Ходили отрывать занос, много людей померло, чудо было с Афанасием Пав. Поповым из села Бариновка. Он слез из вагона оправиться, а поезд ушел и он остался среди поля раздетый зимой. Поезд не смог взобраться на изволок и стал спускаться обратно и доехал до Попова Аф. и остановился, он перекрестился и сел в свой вагон: уполномоченные из Оренбурга вернулись обратно. В Ташкенте все заболели желтухой, и мне пришлось носить деньги на своих плечах все восемнадцать пудов. Но так как все деньги в Оренбурге были подобраны и упакованы, то мне не трудно было сдавать их, и я получил два вагона — две тысячи пудов урюка.
1921й тяжелый голодный год мы пережили без ущерба, так как оба с братом работали усердно не покладая рук. Нелегко было прицепить четырехосный вагон с двумя тысячами пудов пшеницы и доставить его в Кинель из Актюбинска, но нам Бог помогал и творил чрез нас великую свою милость и человеколюбие за нашу усердную молитву и благодеяния.
1922 год. Тихо и мирно разделились с братом, брату хороший дом после Батовых, а мне старенький после Жидкова А.В. Нелегко было достать семян пшеницы для вспаханной земли, и здесь нам Бог помог, на нашем заявлении о выдаче семян было шесть отказов. Я обратился с просьбой к заведующему Губземотделом т.Лычеву Ивану Акимовичу, который написал на моем заявлении «Выдать триста пудов семенной пшеницы из Богатовского элеватора». И я получил несмотря на то что мешков не было, мне поверили 75 мешков затарили и вынесли к линии ж.дороги, где проходят поезда. Сложили и стали караулить и дожидаться, чтобы приезжали за семенами. Много семян в Бобровку не попало, а прямо сеяли их в землю и получили хороший урожай.
15 го июля родился сын Илия, а супруга моя А.Е. чуть жива осталась. Строили себе дом на старом своем местожительстве, плотником был христианин Павел Вас. Зверев.
1923 й год усиленно работал в кооперации.
1924 й год организовали сельхоз кооперативную артель Бобровскую первую маслодельную – сыроваренную артель. Родился сын Петр.
1925 год родилась дочь Наталия, а сынок Илия сильно болел. Бог послал врача Черенкова Н.В., он выписал лекарство, и сын выздоровел.
1926 г. умерли сын Петр и дочь Наталия мокрый год дожди залили. Хлеб был сырой дешевый.
1927 год судебный год. Был арестован и сидел в тюрьме, а супруга Анна маялась с уборкой урожая. 10 го ноября освободили из тюрьмы, занимался с детями, строили школу, купил 15 ульев пчел.
1928 год разрезали землю на 8 полей с травосеянием, ухаживал за пчелами и ели свой мед, пчелы стояли в саду у Семена Вас. Ерискина. Родился сын Михаил.
1929 г. началось раскулачивание. Занимался сельским хозяйством и своим животноводством. В артели не был избран и организовывал свою артель и вырезку земли в Умете со своими детьми и племянниками. Усердно молился Богу, чем навлек на себя гнев отсталых людей.
1930 год печальный. 23 января вызвали меня в сельсовет и оттуда не пустили. Началась ссылка, из тюрьмы посылали на работу, а с 1го апреля направили в г. Пермь на работы. На Пасху усердно молились Богу и усердно трудились.
1930 г. 28 февраля был осужден тройкой ОГПУ по ст. 58-10 на пять лет с конфискацией имущества, а семье оставить трудовую норму.
1931й год работал в Перми грузчиком, строителем и успешно учился на пом. бухгалтера.
1932 год направлен в Сибирь на ст. «Ерофей Павлович» на водонасосную станцию, работал коневозчиком и впоследствии счетоводом при швейной мастерской.
В сильные морозы ходили в баню.
1933 год работал в г. Свободном счетоводом У.Р.Ч., приезжал Берия Л.П. в тюрьме расстреливали виновных заключенных.
В декабре пришло мое дело об освобождении меня из лагеря с направлением на соединение со своей семьей, находящейся в г. Самаре на спец. поселке при ст. Кряж.
Дали мне за хорошую работу броню на скорый поезд и проводили с почетом.
Из Свободного до Самары я ехал 10 суток и Кинель проехал мимо, сказали в Бобровке голод и там нечего делать.
Заявился к свояку Николаю Алексеевичу и Анастасии Ефимовне и к сыну Терентию, затем пошел на спец. поселок при станции Кряж. Явился к коменданту Полетаеву, который дал мне работу в бухгалтерии. Но я не долго проработал в бухгалтерии, дали мне отбойную норовистую лошадь на которой я возил воду.
В мае меня освободили со всей моей семьею и выдали мне неблаговидный документ. Старший сын работал бригадиром трактористов в Мордовии и пригласил нас к себе т.к.
в Самаре жить было очень трудно.
В июне я с сыном Илюшей уехал к сыну в Атяшево в птиц совхоз «Сараст», где меня встретили с радостью. Сначала я поступил на работу в «Заготскот» в качестве статистика.
В июле приехала к нам вся наша семья, и поселились мы в шестиквартирном доме.
С 1го сентября дети пошли в школу в Атяшеве, им тоже понадобилась квартира, учились они очень хорошо.
1935 г. Перешел на работу в птицесовхоз «Сараст» в качестве экономиста плановика. Во время отпуска ездил в Самару в гости и за покупкой товаров, одежды. Был в селе Сырейка у тестя в гостях. Привез ему гостинец — три буханки белого хлеба, он разрезал и понес подавать милостыню. И глядя на меня, дивился, как я сохранил Веру. И сказал своей дочери Анастасии Еф. «Да будет тебе наставником и руководителем в твоей жизни Леонтий Николаевич».
1936 год усердно трудился и берег совхозную копеечку, за что нажил себе много врагов. Стали уезжать мои родные и звали меня с собой в Самару, но я не поехал, считая, что мне жить хорошо и ни в чем меня обвинить не могут. Когда нас много было родных в птицесовхозе, работать было легко, а кода разъехались, стало тяжело работать.
1937 год старшего сына Стахия взяли в солдаты, а Терентий имел две невесты, но жениться ему не пришлось. В январе 1937г. ездил в Пензу в Птицетрест для составления годового отчета. Был в почете по своей работе, а когда спросили верующий ли я, сказал что верующий и заметно было ко мне охлаждение вплоть до замены меня.
В мае арестовали меня и привезли в отделение милиции на допрос, спросили с меня паспорт, я показал паспорт мне выданный Атяшевским райотделением милиции. Следовательно, никаких подложных документов у меня не было, и меня освободили, но не долго. В июне я заболел и меня забрали и увезли больного, я полагал что жить мне не долго и я ни каких возражений о аресте меня не писал.
В июле отправили меня в тюрьму в Ардатов, где врач тюрьмы назначил мне лечение втирать утром и вечером «летучку» и это продолжалось более месяца.
В конце августа вынесли тройкой ОГПУ постановление по ст. «А.са» на десять лет и отправили в Ивдель Лаг. Поездка была тяжелая, орудовали жулики, хулиганы, едва не сгорел. Из Ивделя проводили в Талицу на лесозаготовку, весьма тяжелая работа, день короткий, а выполнить задание надо. Обморозилось сразу 400 человек, но меня Бог спас, я обморозил себе палец на правой ноге, долго болел, а на работу ходил, сплавляли лес по маленькой речушке.
1938 год на работе в Талице много умирало, и я хоронил.
1939 г. на работе строитель, дневальный и жулики меня ограбили, назначен и отправлен большим этапом на Печеру по реке Вычегде, в барже ужасные условия, затем по ж.дороги до Печеры и «Кожвы». Работал на реке по выгрузке леса из воды, было очень тяжело.
1939 г. приезжали навестить меня моя супруга Анна Еф. и дорогая дочка Мария за благословением выйти замуж за Василия Никифоровича Рузанова. Я благословил ея за ее великий подвиг и желание хранить св. Веру. Она уже звала Никиф. Фед. папанькой и Марфу Ст. маманькой, по проискам и козням врага рода человеческаго не пришлось осуществить данное мною ей благословение.
1940 год работал на 107м километре в Лазарете, заведовал вещ. довольствием, встретился с Алексеем Ер. Ногимым, зима холодная спали в палатках при 60 гр. мороза.
Ложной телеграммой был вызван на освобождение, но освобождение не получил, и попал в ужасные тяжелые условия работая зав баней и прачечной.
1941 — 1942 г. на Печере в «Кожве» работал в продовольственной хлеборезки, вещдовольствии, и был искушаем врагом — диаволом.
1943 г. в Котласе на реке Двине строили мост в тяжелых условиях.
1944 г. заболел «Пелагрой» от недоедания и попал в лазарет, немного поправился и работал в вещевой каптерки. Был на комиссии, врач признала меня неспособным к труду и тройка ОГПУ вынесла постановление освободить и направить меня к своей семье.
С Петром Ивановичем усердно молились и в канун Пасхи пели службу и канон наизусть.
1944 г. в июне прибыл в свою семью в г. Куйбышев и в Петров день усердно молился Богу в приходе Никифора Федоровича. Ни в Куйбышеве, ни в Кинеле не прописали, пришлось поступить на работу в Кротовский Птицекомбинат. До 8 сентября работал плотником с зятем Федором Сидоровичем и еле еле кормился, хлеб был дорогой, а паек маленький, но службу Божию не оставлял.
1945 г. и до 8 ноября 1946 г. работал зав убойным цехом и холодильником и попал под суд по ст. 82 г, переквалифицирован на ст.109. Два раза возили в Сызрань при самых тяжелых условиях и только Божие Блаволение хранило меня.
1947 год встречал в Сызранской тюрьме, 31го января судил меня Кротовский народный суд и вынес оправдательный приговор.
Прокурор не доволен решением суда и обжаловал в областной суд, но областной суд утвердил постановление Кротовского нарсуда.
1947 г. 1го марта поступил на работу в Куйбышевский Птицекомбинат в качестве экспедитора и снабженца, усердно работал и не пропускал ни одного праздника службы Божией.
1949 г. 16 декабря положили в больницу на операцию желудка, спайка кишечных желез, делали операцию Баранов Ф.А. и Пранова София Ев. Операция прошла благополучно за исключением ниточки, благодаря которой и образовался свищ и туберкулез, и я долго ходил на перевязку и числился в туберкулезном диспансере.
1949 г. ходил осматривать дом на слом для моленной, сильно перетрудился и лежал в своей квартире с повышенной температурой.
1949 — 1951й годы работал в Куйб. Птицекомбинате экспедитором и снабженцем и не пропускал ни одного праздника службы Божией.
1952 г. во время отпуска в августе месяце ездил в г. Астрахань с Илией Кар. по приглашению меня на пост отца духовнаго, ходили они к уполномоченному но он им не разрешил по причине моей судимости, я еще не был реабилитирован.
С 29/IХ 1952 г. по 16/IV 1953 работал начальником снабжения и сбыта.
1953 г. после увольнения трудился на даче, строили избенку и усердно молился Богу. Ушли с квартиры А. Кузьминой 31/VII 1953 г.
1953 г. с 1го октября поступил в промартель Металлопром Комбинат в качестве агента по снабжению, прописался на кв. к брату В.Н. на ул. «3го июля» 31/VII 1953г.
1954 – 1957 годы усердно работал и пять раз награждался подарками, деньгами и почетной грамотой. 10 декабря 1957 г. в связи с уходом на пенсию уволен с награждением ценным подарком — часами и почетной грамотой.
1958 г. трудился на даче и в июне месяце ездил в гости в Благодатную и Пушкарную, где усердно молился Богу с Григорием Тимоф. Гронечем, а назавтра 10 июня
весь день пробеседовали о церковных делах у Андрея Дмитр. Реброва.
На праздник Св. Троицы и в субботу молились вселенскую панихиду в Москве, ночевал у Анны Вас. Жидковой. На Троицу прямо со службы ездили с Татьяной Булаевой в «Лесное» к двоюродному брату Феодору, у него угощались, обедали в пять часов, и я у него остался ночевать. Спал в отдельной квартире обставленной иконами, помоляся Богу спал спокойно. Рано утром в понедельник день святого духа пошел на трамвай №46, который довез меня до преображенскаго кладбища к нашей моленной, где я усердно молился и после молебна просил выслушать меня о положении Куйбышевской Поморской Церкви. Они согласились, и я разложил все свои документы на столе,
В.Н. Хвальковский просмотрев их, стал делать доклад и о самокрестах, а в конце стал просить меня, чтобы сделал обширный доклад, как участник многих собраний по данному вопросу. Но я отказался заниматься таким делом, от которого успеха не будет, считая, что их не убедишь, и ни какого письменного определения не получил.
23 апреля 1959 г. родился внук Александр Михайлович.
1959 г. 11 ноября скончалась моя супруга раба Божия Анна.
Упокой Господи душу усопшия рабы своея Анны Вечная память. Вечная память. Вечная память молились погребение усердно, были все родные и много знакомых Был Н.о.д Евдоким Яков., Н.о.д Иосиф Зин. с братией, Филимон Иванович.
Болела болезнь «рак» в правой груди предлагали ей отрезать грудь, но она не захотела и стала жертвою «рака». И с тех пор благочестно вдовствую.
1959 год 15 ноября состоялось собрание христиан по вопросу о самокрестах в доме Александры Парамоновой. Делали доклад отцы и духовные Иосиф Зин. и Никифор Фед. о поездке в Москву. Иосиф Зин. доложил что в Москве мы молились вместе, читали оба Иосиф З. и Никифор Ф. и ни кто ни какого порицания им не вынес. Вследствие чего они и не положили примиренческий начал, что и подтвердил Никифор. Федорович.
Второй вопрос еретик ли Матвей Андреев — Филимон Ив. утверждал что Матвей Андреев еретик, а Иосиф Зин. с этим не соглашался, так как были соборы за его принятия и в особенности в письме А.А. Надеждина и к примирению не подошли.
1959 г. в декабре по приглашению Уфимских христиан поморцев, приемлющих брак, ездил на торжественное богослужение престольному празднику Николе святителю, где провели торжественную службу и беседу о укреплении Веры Христовой.
Феодор Иванович Семенихин убеждал Михаила Ст. Лазарева, он согласился, но не выполнил своего согласия. Купил канонник — 70 канонов за 50 рублей.
1960 год по приглашению Челябинских христиан ездил на праздник Успения Пресв. Б-цы. Торжественная служба, молебен, общий обед, отдых и беседа о укреплении Веры. Председателем собрания избран Потапий Савельевич Мокеев а секретарем я.
На мое предложение записать характеристики присутствующих отказано делал доклад о положении Куйбышевской церкви и самокрестах, доклад принят к сведению. Присутствовали Уфимский Матфей Сем. Буйских, Курганский отец духовный Внифантий Иванович доблагословили в отцы духовные Михея Романовича, Петра Семеновича. Много было речей о Курганском раздоре, но вследствие не явки противной стороны вопрос оставили открытым.
Первого декабря 1960 г. получили квартиру на «Безымянке» со всеми удобствами.
1961 год в сентябре ездил в Ташкент на поминовение раба Божия Романа, опоздал молился панихиду с Марией Мих. Володиной. Вечером всенощная, утром часы и молебен и беседа о укреплении Веры Христовой. Проводили с гостинцами.
30 августа 1961г. родился внук Георгий Михайлович.
1962 год по приглашению Ширягиных – ездил в Саратов на погребение отца духов-наго раба Божия Трифона а также и на сороковой день, и на выборы отца духовнаго.
Избрали Евдокима Як. Кускова при моей настойчивости.
1963 г. по приглашению Евдокима Як. ездил в Хвалынск на погребение рабы Божий инокини Марины а также и на сороковой день, молились торжественно.
1964 г. 17 июня Никифор Ф. и Филимон Ив. прощались, целовались, а начала
не положили.
1964 г. по приглашению отца духовнаго Петра Ивановича Перевозкина ездил в Караганду на поминовение рабов Божиих Василия и Иова, усердно молились и беседовали, был Тит Никитович.
Заезжал в Курган к отцу духовному Внифантию Ивановичу был у них на собрании, слушал их речи и сам выступил. Заезжал в Уфу к старцу Матвею Сем. Буйских беседовали с отцом духовным Михеем Романовичем Егошиным.
Докладывал, что в Куйбышеве существуют три прихода одной Веры, и на воссоединение надежды нет, ездил в Хвалынск на поминовение матери игуменьи Марины и в Чистополь за книгами. С Божией помощью закончил и 64 год в мире и благоговейности.
1964 г. 11 августа ездил в Ташкент к Марии Сем. на поминовение раба Божия Романа и беседовали.
1965 год написал и послал 44 поздравительных писем с Великим христианским праздником Рожества Христова, Обрезание Господня, Василия Великаго и Богоявле-ния Господня с лозунгом еже себе нехощяши другому да не сотвориши.
Письма наверно все получили: но не все ответили. И поздравительных писем со Светлым Христовым Воскресением и ненавидящих нас простим вся Воскресением, послал 50 писем, а ответов получил меньше.
Начало моей духовной деятельности нужно отнести к 1905 г., где я оказался на соборе в г. Самаре, рассматривали три вопроса: 1 — о принятии федосеевцев и филиповцев: постановили принимать без повторения крещения, вопрос 2 — о самокрестах: постановили смотреши ради да крестятся и вопрос о отлучении Токарева Григория Евд. за непоклонение отцу образу вынесли отлучение.
В 1909м 30 января в пятницу под субботу мясопустную родительская панихида ни мои родные, ни я, ни родители Анна Еф. не учли это и совершили брак, когда не должно бы совершать. Но мне Бог помог совершить сверхъестественное, и наше супружеское ложе не нарушено было беззаконием. Моя супруга Анна Еф. несколько раз обращалась к своим родителям, которые улеглись спать у нас в головах на полу «Простите меня Христа ради», ей отвечали, Бог простит, а на утро мы встали целомудренными. Свахи наши обижались на родителей, что они улеглись спать у нас в головах, поэтому некоторые ревнители не имели право осмеять наш брак. В 1910м в июне при рождении дочки Акулины много пришлось употребить силу Веры, и усердную молитву которые не допустили нас до осмеяния, а от холеры меня Бог спас.
В 1911м при выемке жребия из кувшина сила крестнаго знамени совершила свое чудо жребий оказала дальним (счастливым).
В 1915м сила молитв старца Феодора оказало свое действие цел и невредим вышел из плена по его пророчеству.
В 1919м году родилась дочь Мария, которая с малых лет имела Веру, и упование на Бога и Бог ей помогал переносить великие трудности и достигнуть совершенства. Обездолена была ее супружеская жизнь, умники нашли ее жениху Василию другую невесту, и она горько плакала. Вышла замуж за христианина, жила с ним только один месяц, он потерял свою голову на фронте и она благочестиво вдовствует.
1921 голодный год, но Бог нас хранил.
1922 г. родился сын Илия. Был болен, но Бог послал ему здоровье.
1924 г. в великом посте приехал к нам в с. Бобровку настоятель духовный отец Сергей Андрианович Дергунов принимать на исповедь, его помощник Петр Д. Садов-Власов наученый Сырейскими и Чернореченскими вожаками сказать Сергею Андр. что ты еретик за то что принял самокрестов, С.А. ответил во первых что я не еретик и исповедую чистую христианскую Веру старообрядцев безпоповцев поморского брачного согласия и принял их с согласия своего городского прихода и на основании Божественного писания Кормче л.224 и Никоннчер Гир л.563. Поэтому прошу вас не еретичить меня, а подождать до собора, если же останешься при своем упорстве, то я снимаю с тебя благословение, и ты моим помощником не можешь быть. Он сказал, что остаюсь при своем мнении.
Тогда С.А. предложил избрать другого ему в помощники, первый кандидат оказался я, ко мне обратились с подручниками, прося меня стать помощником отца духовнаго С.А. но я отказался, ссылаясь на молодость — 34 года и не готовность к этому великому делу. Также для того чтобы снять благословение нужно 12 отцов и поэтому я воздерживался: обратились с просьбой к Трифону Васильевичу, который не смог отказаться и был избран и благословен, а Петр Дм. остался без паствы и долго он хлопотал о восстановлении отца духовнаго. Было его заявление на соборе в Саратове в 1926м году по письму Авдея Еф., а кто подал заявление Садову неизвестна, а самого Садова и П.Д. на соборе не было, а заочно такие дела не решают.
В конце года состоялся собор в Самаре по вопросу о самокрестах. К единомыслию не подошли, ушли с собора приезжие из окрестных сел: Черноречье, Сырейка, Винновка — 11 человек и вынесли решение, что Матвеевцев перекрещивать, что Чернореченские отцы и перекрещивали, и им не представлялось возможности отступить от своей ревности, а Самарские христиане за ними не пошли и получился раскол.
Избрали защищать перекрещивание Винновского христианина Филимона Ив. Вяткина, странно Димитрий Рузанов перекрещивал он и должен защищать свою позицию, а не прятаться за спину Филимона Ив., и благословил Ф.Ив. только на это дело, а не во отцы духовные, благодаря чего Ф. Ив. свободно уехал из Винновки.
1925 г. собор в Саратове 1й вопрос доклада с мест без подготовки сделал Сергей А. о самокрестах, происходящих от Матвея Ан. Много было речей и за и против, но к единомыслию не подошли. По примеру бывших соборов, нужно было отложить решение собора, но ревнители настояли решать. Вынуждены были придти к голосованию, что не допустимо. Из 78 уполномоченных голосовали 67, за резолюцию Чуева 35 г. за резолюцию Яксанова 22 г. и за Бочкарева 10 г. воздержавшихся 11 г. Поступили опрометчиво, не считаясь с законом.
Председатель собора И.М. Кокунин предложил Сергею Ан. и Василию Ивановичу признать свою ошибку, положить начал собору и вы останетесь во своих должностях.
Они послушали совета председателя, взяли подручники и положили начал собору ради мира церкви. И председатель И.М. Кокунин выступил с большой речью о мире церковном и попросил противную сторону положить начал, в противном случае вас отставим и они положили начал о мире в церкви, чтобы больше не враждовать.
Но этого не напечатали.
1926 г. собирается собор опять в Саратове в сентябре месяце. Самарский вопрос о невыполнении решений собора 1925 г. Постановили: нарушение Саратовского собора 1925 г. Самарскими христианами не подтвердилось. В целях соблюдения мира и единства подтвердить решение собора 1925г. по вопросу о самокрестах Самарскаго района произвести подробное и тонкое исследование Самарскаго вопроса и представить результаты этого исследования на Третий Всеросийский собор для окончательного решения и до этого не делится, но этого не записали.
Были два собора в Сырейке при участии С.В. Рязанова, Прохора Яков. Рогова
и других, в моленной обсуждали женщин Прасковью Никифоровну Лицовову и Евдокию Ив. Солодовникову за беззаконные браки их детей в пяти степенях духовного родства. Мне пришлось жарко выступить в защиту их словами: кто не грешен, берите камни и бейте их тем навлек на себя недовольство христиан и я их укорял за плохое воспитание детей и спрашивал почему нет в моленной ваших детей.
Второе собрание было во дворе Ефима Ивановича, где организовывали сельско хоз кооперативную артель, ни каким отлучением не подвергал, а будучи на свадьбе Матрены Еф. вместе молился и был за столом у Лаврентьевых совместно со своим тестем Ефимом Ивановичем.
В 1935 м году приезжал из Мордовии в Куйбышев в гости, был у тестя в гостях, который очень рад был видеть и заметить во мне истинного христианина соблюдающего законы церкви, и дочери своей Анастасии Еф. наказал следовать за мной.
В 1940 м. на 107 километре в лазарете с Петром Ивановичем Перевозкиным славили Христа.
В 1944 м на Петров день усердно молился у Варвары Иванов. в приходе Никифора Фед. не вдаваясь в рассуждения кто прав кто виноват.
В 1946 м году в доме Иосифа Зиновьевича Романова меня не было, был Василий Кипр. Чуев и слезно просил Никифора Ф. о примирении, беря всю вину на себя, но примирения не состоялось по причине властолюбия.
В 1951м году у меня в квартире наши отцы духовные целовались при участии Евдокима Яков., но целование свое не осуществили.
1952 й по приглашению Астраханских христиан ездил в Астрахань с Ильей Карпеевичем куда приглашали меня на пост отца духовного.
1953 й было собрание у Марии Ф. Сычевой, но к примирению не подошли, горели страсти у отцов духовных, хвалились своею правостию, а о мире церковном не радели.
1954 й собрание в доме Семена Яков. разбирали развод сына Ив. Мих. Костина, а о мире и единении уклонились.
1956 й большое собрание в доме Марии Ф. Сычевой на повестке дня было 10 вопросов. Была прислана делегация с просьбой присутствовать на соборе, но наши отцы отказались и на собор не пришли, я вручил собору свой письменный доклад о единении, который одобрен и признан полезным для мира церковного. В тот же день 8го января получили из Москвы утешительное письмо, которое читалось на соборе.
Во всех этих делах да поможет вам Господь Бог, днесь прославляемый за пришествие в мир ради спасения нас живущих в мире и согрешающих; но не отступающих от св. церкви. Мы же в день ваших работ будем возносить молитвы за вас.
1958 й в июне на Троицу был в Москве и делал доклад о положении Куйбышевской церкви, В.Н. Хвальковский просил меня написать обширный доклад о самокрестах, но я отказался в виду того что ни кого не убедишь.
1959 й 15 ноября на собрании у Александры Парамоновой была сплетена такая сеть на Евдокима Як., что он будто бы проклинал Дионисия Вас. Батова. Я запротестовал, что этого не могло быть это ошибка, но она подорвала авторитет честнаго отца духовнаго Евдокима Як., примирение не состоялось.
В декабре по приглашению Уфимских христиан был в Уфе с Федором Ив. Семенихиным, Мартианом Ник. Куликовым и Михеем Романовичем Егошиным и другими.
Ф. Ив. Семенихин сказал, что вопрос о самокрестах сложный его разбирать осторожно.
1960 год по приглашению Челябинских христиан был на празднике Успения Пресв. Б-цы, был избран секретарем собрания и делал доклад о самокрестах и ни кто меня не критиковал, доклад принят к сведению.
1960 г. 4го января было составлено большое послание на 8 листах и послано в Москву, на котором резолюция: «Мы получили в сочельник послание ваших общих отцов Никифора Фед. и Иосифа Зиновьевича единое общее и возрадовались мы здесь великою радостию за единство обоих отцов: надеемся что дальше постепенно будет достигнут общий мир. Иосифу З. за большие труды и Никифору Ф. за его благоразсуждение и правильные действия кланяемся до земли». 7/1 1960г.
1960 г. по приглашению Якова Кир. Яшина приезжал к нам из Уфы добрый старец благочестиваго поведения уставщик и головщик Уфимской церкви Матфей Сем. Буйских. Филимон Ив. читал письмо преподобного отца Феодора Студита к Феоктисту Пустынику гласящее «Заповедь Божия повелевающая нам любить друг друга и при том так что бы полагать душу друг за друга, побудила меня духовный брат опять написать к тебе ибо я забочусь о твоем спасении и слышу что между вами и другими братиями происходит раскольническое несогласие не малое, но весьма сильное: так что паства разделилась на две противоположные части, из которых нападает одна на другую и удаляется от взаимного общения. Все это дело сатаны древнего человекоубийца и великий соблазн. Виновник разделения предстанет на суд! Как ты будешь оправдываться, отвечая за такое общество. Хотя бы ты совершал дела Иоанна Предотечи это лишит тебя царствия Божия если не предупредишь исправление».
Прощение и начал положили мирный Никифор Фед. и Филимон Ив., потом положили общий начал все присутствующие за исключением Якова Кир. и Аси, которые искали победы, а не примирения.
1965 год заболел гастритом. С 19 по 24е февраля 5 суток не мог пропустить в желудок ни крошки хлеба, ни капли воды, оказалась закупорка горла, которую мне прочистили, и я стал кушать и пить, но явилась другая болезнь опухоль на пищеводе, которая меня мучает, и посей день не дает мне покоя. Я начал таять и догорать как свеча воска драго.
Тридцатого июля собирался поехать в Москву, но не поехал не вследствие болезни, а не захотели принять участие в этом благом деле Духовные отцы, которых я просил. Что если сами не можете поехать, то напишите об этом и объясните свое положение, свое благословение на отечество, кто и когда и кем благословлен и при каких обстоятельствах.
Ни Филимон Ив. обещал написать но не написал ни Иосиф Зин. сослался на свое большое послание от 4го января 1960 г. и больше ни чего он добавить не может, а о их благословении как будто бы в Москве знают и ничего не написал. А Никифор Фед. не доволен моим вмешательством, говоря, «Что горбатого выправит могила и что не надо беспокоиться и не брать на себя тщетный труд». Предложение Фаины Дмитриеввы просить отца духовнаго г. Москва Феодора Ив. Семенихина приехать к нам выслушать нас и вынести свое заключение кто из нас прав кто виноват — для одних Москва слаба и как будто бы служить примером не может, а другие мало нуждаются в приезде Ф.И. Семенихина.
29 июля я послал большое письмо в Саратов Кускову Евдокиму Як. с нарочным с племянником Семеном Васил. который вручил ему в Саратове в руки а будет обсуждаться в Москве или нет неизвестно. Жду от Евдокима Як. письмо о поездке в Москву какие были суждения и решения по поставленным вопросам.
Мое семейное положение по состоянию на 2е августа (20 июля) на ильин день.
Имел от рождения десять человек детей. В настоящее время имею два сына и дочь.
Два сына Терентий и Илия холостые погибли на фронте отечественной войны Терентий под Берлином за несколько дней до окончания войны, а Илия под Сталинградом.
Четыре младенца умерли в младенческом возрасте и один выкидыш.
Старший сын Стахий год рождения 1911 женат на христианки Лидии Ивановн. Имеет большую семью в 13 человек, и благодарят Бога, имеет обучение Солевому пению и усердно поет за службою Божией.
Выдал дочь свою за христианина Анатолия Анд. Коновалова.
Дочь моя Мария Л. год рожд. 1919 выходила замуж за христианина Александра Ильича Полякова муж ея погиб на отечественной войне. Жила с мужем при законном христианском браке всего только один месяц в мае поженились, а в июне его взяли на войну, и он там положил голову свою. Она благочестивая вдовица имеет законного сына Льва Ал., который получил высшее образование и принес своей матери и нам печаль, взяв замуж нехристианку. Сама она получила высшее образование и благодарит Бога.
Младший сын Михаил год рожд. 1929 имеет высшее образование инженер-строитель. Женат на христианке с высшим образованием имеет двоих сыновей Александра
5ти лет и Георгия 3 года. И я живу вместе с ними в благоустроенной квартире, они меня почитают и стараются угодить мне. Не препятствуют мне идти на богослужение, чему я любитель, службу Божию пропускать не имею привычки.
Начал управлять уставом службы с 10 летнего возраста остался сиротой без отца 8 лет и без матери 17 лет и не пошел скользкими путями скорой наживой а усердно трудился и зарабатывал себе честь и славу как в общественном положении а тем более в Богослужении почему Ефим. Ив и отдал за меня свою дочь Анну Еф.
На войне меня Бог хранил: и в плену в лагере «Шаморин», «Фельдбахе» и «Гарте». Бог помогал мне и в пути бегства также хранил, потому что мы усердно молились Богу и все препятствия прошел благополучно и раскулачивание перенес без ропота.
Ссылки две перенес безропотно как должное по воле Божией и под суд попал невинно, но суд меня оправдал, реабилитирован за обе ссылки имею документы о реабилитации.
Усердно служу уставщиком и головщиком в приходе Никифора Федоровича имею отцем своим духовным и болезную о нем, что он не имеет себе отца духовнаго и чем хочет оправдаться перед Богом пока неизвестно не любит продолжительной службы ему хочется поскорее, а я любитель пополней и бывает от этого тяжелые разговоры отказался от вызова из Москвы Ф.И. Семенихина котораго упросила Фаина Димитриевна. Недопустил до собрания беседы меня с Филином Ивановичем и на поездку в Москву заметив «Горбатого вылечит могила», и как будто бы я напрасно занимаюсь их убеждением. Ни Филимон Ив. когда мы были у него с Петром Герасимов., обещал написать свою автобиографию, но не написал, а также и Иосиф Зин. не захотел написать свою автобиографию.
Болею, но храм Божий посещаю, любитель знаменного солевого наречнаго пения, к сожалению сам не обучен: а своего старшего сына отдавал в обучение, и он твердо владеет солевым пением и посещает службу Божию.
Ни каким отлучениям или запрещениям или наказаниям или епитимии не подвергался.
Совершенно трезв: ревнитель христианскаго закона и в особенности христианских браков с оглашением и почитатель правая веры. Имею общение с приходом Иосифа Зин. как не решенным вопросом о самокрестах.
Имею у себя в квартире полон иконостас икон и много книг как богослужебных, а также и канонических. В том числе Евангелие Благовестное Евангелие Недельное, Евангелие на Престольное с меднами Евангилистами, Апостол и Евангелие служебные служебные две триоди постная и цветная, шестоднев, октай 1го гласа, псалтырь следовательный, псалтырь учебный, два часослова, 13 календарей, немного журналов «щит веры», сто глав Трех Тол. Греч., Кормчая, Бароник. Кн. о Вере, Ефрем Сирин, Церковное око, и много других полемических книг. Имею несколько тетрадей копий посланных писем. Послал и получил писем с 1960 г. по ильин день 1965г.: послано 636 и на все имеются копии, а получил 477, а конверты не сохранились. Имею переписку по духовным вопросам с многими лицами и на этом заканчиваю свое рукописание.
Богу нашему слава ныне и присно и вовеки веком Аминь.
С почтением пребываю я к вам многогрешный.
ЛПашков (Подпись)
Написал черновик канона в записной книжки и дал переписать женщине христианки из прихода Иосифа Зин. Антонине Павловне Беловой как специалистки переписывать каноны: которая с трудом и тщанием выполнила работу канон со служебной миней 2го октября, а молитву священномученика Киприана с рукописной тетради может быт с ошибками.
Просим боголюбезных читателей и содержателя рукопись сию если заметите что либо неисправно, допустили ошибки, поставили не на месте точку или запятую или ударение или перенос: то просим вас не кляните, а простите нас Христа ради. И потрудитесь исправить ошибки, которые мы произвели, без какого-либо умысла, а по своему нерадению и лености, невежества и малого образования.
Преподобный отец Иоанн Лествичник пишет:
«Аще вникнув в сие рукописание обрящете что не исправно, или погрешено; но благ в совесть разум приемше, исправьте, а не кляните.
Человеческим бо и вы подлежите подобострастнем. Или да сице реку, и сами требуете же милости и прощения от Бога и человек, тому же и нас да не несподобите, яко да купно общно подаст нам создавыи нас Бог милость и человеколюбие поне забвение и не разумие, надо всеми нами хвалится».
Книга Лествица лист 310 на обороте и лист 311.
Простите меня грешнаго раба Божия Леонтия и помолитесь о мне грешнем болящем болезнею опухоль пищевода Леонтии.
С почтением пребываю я к вам много грешный.
ЛПашков (Подпись)
13 окт 1965г умер. (Последняя запись сделана другим почерком)